Виды работ

Общая физическая подготовка в системе формирования здорового образа жизни человека (2 часа)

В жизни живет лучше тот, кто окреп хорошо физически.

М.И.Калинин

1 Физическая подготовка: общая и специальная

2 Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Основные средства и методические закономерности развития физических качеств

3 Основные принципы оздоровительных занятий физическими упражнениями: систематичность и постепенность, доступность и индивидуализация физической нагрузки. Оптимальный пульсовой режим при нагрузках оздоровительного характера

4 Методические принципы спортивной тренировки. «Спортивная форма», процесс ее приобретения, сохранения и временной утраты

5 Осо6енности организации и планирования спортивной подготовки в условиях вуза. Методические основы построения тренировочного занятия, особенности проведения его составных частей. Объем и интенсивность тренировочных занятий. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсменов

1 Физическая подготовка: общая и специальная

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана со спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств.

2 Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Основные средства и методические закономерности развития физических качеств

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление. Различают абсолютную и относительную силу действия человека.

Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека.

Относительная сила – отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Воспитание силы осуществляется в игровой дея-ти, где различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с наступающим утомлением организма.

Методы. максимальных усилий (поднимание предельного груза), непредельных усилий.

Упражнения. с внешним сопротивлением (гири, пружины, бег по песку, снегу, штанга); упражнения с преодолением тяжести собственного тела (отжимание). Также применяют метод повторного выполнения, метод круговой тренировки.

Быстрота – это способ выполнения человеком двигательного движения за минимальный отрезок времени. Быстрота – сложное комплексное качество, состоящее из нескольких элементарных форм ее проявления:

1. время двигательной реакции;

2. скорость одиночного движения;

3. частота движения или темп.

Быстрота двигательной реакции – это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих движений и заканчивается началом отчетного движения. Бывает: простая (один строго обусловленный способ ответа на сигнал) и сложная (относятся реакции выбора и реакции на движущийся объект).

При развитии быстроты целесообразно раздельно развивать быстроту реакции и быстроту двигательных действий.

Методы. повторного упражнения, игровой, соревновательный, переменного упражнения (с чередованием ускорений и замедлений).

Средства. прыжки, эстафеты, подвижные и спортивные игры, плавание на короткие дистанции, упражнения скоростного характера с максимальной быстротой выполнения.

Выносливость – способность длительного выполнения работы без снижения интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость – это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата.

Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.

Специальная – выносливость к определенной деятельности, избранному виду спорта: силовая, скоростно-силовая, скоростная.

Методы развития.

1. непрерывный (нагрузка не менее 20 минут, интенсивность умеренная);

2. переменный метод – непрерывная работа за счет меняющихся нагрузок (бег по пересеченной местности);

3. повторный – повторные отрезки с произвольными паузами. Отрезки могут иметь различную скорость, интенсивность и длину;

4. кросс от 45 минут до 1.5 часа (фартлек);

5. интервальный – метод регрессирующего снижения интервалов отдыха или прогрессирующего увеличения дистанции.

Ловкость (координация) – способность человека выполнять сложные двигательные действия в неожиданно меняющихся условиях. Это качество определяется тонким взаимодействием силы, быстроты и выносливости. Основа ловкости – подвижность двигательного навыка.

Развитие координационных способностей связанно с чувством: - пространства; - времени; - чувство темпа (преодоление дистанции различной длины в постоянном темпе); - чувство развиваемых усилий (тренажеры, без зрительного контроля, научится чувствовать).

Для развития ловкости необходимы упражнения, имеющие высокую трудность в координационном отношении. Изменение непривычных условий достигается с применением необычных положений.

Ловкость – многогранное качество, но можно выделить 3 основных её проявления:

  1. 1.пространственная точность движений;
  2. 2.точность движений, осуществляемых в сжатые сроки;
  3. 3.упражнения, выполняемые быстро и качественно в новых, изменяющихся условиях или при помехах движению.

Ловкость отличается специфичностью (например, гимнасты и баскетболисты).

Ловкость воспитывается, в основном, теми физическими упражнениями, которые являются специфичными для избранного вида спорта. Но вместе с тем, существуют методы, носящие общий характер для воспитания ловкости.

Наиболее применяемые группы упражнений и методик для развития ловкости:

  1. 1.необычные исходные положения для выполнения упражнений.
  2. 2.«зеркальное» выполнение упражнений – в другую сторону.
  3. 3.изменение скорости и темпа выполнения упражнений.
  4. 4.изменение площади, в пределах которой выполняется упражнение.
  5. 5.изменение способа выполнения упражнения (плавание разными способами).
  6. 6.усложнение упражнений посредством добавочных заданий (бег с доставанием предметов).
  7. 7.создание непривычных условий путём использования упражнения на местности (бег через канавы, лужи).
  8. 8.соревнования в новых условиях.
  9. 9.подвижные и спортивные игры.
  10. 10.способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
  11. 11.способность поддерживать статическое и динамическое равновесие.
  12. 12.способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Гибкость - способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

  • Пассивная – деятельность, которую демонстрирует человек с помощью внешних усилий.
  • Активная – за счёт собственных мышечных усилий.

Гибкость зависит. от растяжки и эластичности связок, мышц (температура, вязкость).

Упражнения для развития.

  • Динамические (махи, выпады).
  • Статические (удержание исходных положений).

Упражнения выполняются ежедневно, с максимальной амплитудой, дозировка упражнений на различные суставы не одинакова:

  • Для позвоночника до 100 упражнений.
  • Плечевого 50 – 60 раз.
  • Лучезапястного 30 – 35.
  • Голень, колено 20 – 25.

В развитии каждого сустава важным является проработка его в различных исходных положениях.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, игровой, соревновательный.

3 Основные принципы оздоровительных занятий физическими упражнениями: систематичность и постепенность, доступность и индивидуализация физической нагрузки. Оптимальный пульсовой режим при нагрузках оздоровительного характера

Принципы постепенности напрямую связаны с применением (техники выполнения) физических нагрузок в процессе обучения и с усложнением техники выполняемых двигательных действий.

Следует всегда помнить, что чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм новичка, поэтому необходимо подбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью отбора оптимальных нагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: пола спортсмена, его возраста, уровня тренированности и других.

Нельзя забывать, что однообразные, постоянно применяющиеся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтому эффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательный диапазон, надо применять разнообразные, но похожие по структуре упражнения, направленные на решения основной задачи. Нагрузку необходимо чередовать по объёму и интенсивности, постепенно её увеличивать, чтобы рои сходило привыкание организма.

Процесс обучения неразрывно связан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальные особенности.

Принцип постепенности – зависимость эффекта обучения от прогрессируеммых пед. требований. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребёнка.

Реализация осуществляется по 2 направлениям:

1. усложнение изучаемых действий.

2. расширение их состава.

Усложнение технико-тактических характеристик изучаемых действий позволяет безгранично совершенствовать двигательную деятельность человека, за счёт повышения координационной трудности упражнений, введение вариативности, изменение внешних условий.

Формы повышений нагрузки:

  • Прямолинейно-восходящие (последовательное втягивание организма в работу).
  • Ступенчатое (резкое стимулирование организма на основе созданных функциональных возможностей).
  • Волнообразное (постепенное нарастание сочетается со снижением).

Принцип постепенности – от освоенного к неосвоенному, от лёгко к сложному – оба эти правила связаны с процессами получения знаний и навыков.

Принцип индивидуализации в обучении возникает с разным уровнем подготовленности; с половыми и возрастными различиями; с анатомо-физиологическими особенностями индивидуума; его психологическими особенностями и различной степени реагирования организма каждого че.1овека на процесс обучения; с индивидуальным тилем обучения самого педагога.

Индивидуализация процесса обучения не означает обучение по схеме 1 педагог – 1ученик, хотя на этапе спортивного высшего мастерства она применяется довольно часто. На начальных этапах обучения, когда ещё обучающиеся не проявили своих особенностей наиболее эффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель при индивидуальном выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.

Особое внимание при обучении двигательным действиям надо обращать на половые различия.

Индивидуализация – дифференциация учебных занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Три правила.

1. индивидуальные особенности ребёнка.

2. индивидуализация на общих закономерностях обучения.

3. требует учёта уровня развития современного ребёнка.

Различия:

  • Неодинаковый уровень детей.
  • Возраст.
  • Характер.
  • Протекание мыслительных процессов.
  • Различный уровень подготовленности.

Принцип доступности – материал д.б. доступен при минимальных затратах для усвоения.

Два вида доступности.

  • Программно-нормативная (доступность для определённого контингента населения). Индивидуальная (доступность для конкретной личности).

Требования к организации учебного процесса при реализации принципа:

1. учебный материал должен быть доступен.

2. учёт индивидуальных возможностей учеников.

3. меры доступности повышаются при выполнении требований всех других принципов.

4. критерием служит психо-физилогические реакции организма, на учебную нагрузку не превышая доступных норм.

Принцип систематичности или повторности выполнения двигательных действий непосредственно связан с достижениями совершенной техники движении. Двигательное действие, особенно сложное по технике, изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени.

Систематичность выполнения двигательного действия формирует следовой эффект в ЦНС и создаёт функциональную оптимальную интегральную систему данного действия (по П.К.Анохнну). Необходимостью помнить, что повторное выполнение действия должно выполняться прежде, чем начнут исчезать следы от предыдущего исполнения.

Для более эффективного изучения двигательных действий необходимо помнить о следующих положениях:

- изучаемое действие закрепляется и совершенствуется толь при повторном его выполнении:

- выполнение двигательных действий приводит к мышечному утомлению и утомлению ЦНС, поэтому необходимо время для отдыха и восстановления сил;

- во время выполнения двигательных действий и после них организм начинает приспосабливаться к условиям нагрузки, происходит изменения, которые сохраняются некоторое время, поэтому их надо подкреплять.

Таким образом, при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий.

Основание принципа является закономерность, раскрывающая зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания пед. процесса. Целостность предполагает наличие системы взаимосвязанных задач, средств, методов, форм на каждом этапе обучения.

Реализация принципа требует:

  • Разработка системы задач, методов, форм.
  • Определение взаимных связей между задачами на каждом уроке или серии уроков.
  • Учёт результативности отдельного упражнения и их систем на каждом уроке и системе уроков.
  • Каждая серия уроков представляет собой относительно целостную систему, подчиненную единым задачам, которые определяют соответствующую взаимосвязь всего содержания урока.

Систематичность учебного материала и способов его реализации обусловлено целью и задачами обучения.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений (ЧСС) при средней нагрузке 130-150 уд/мин. При оздоровительных нагрузках ЧСС может колебаться от 120-170 уд/мин. На спортивной тренировке при значительных нагрузках он может достигать 180-200уд/мин и выше. Если после нагрузок пульс не приходит в норму в течение 40-50 мин. это свидетельствует о большом утомлении в связи с недостаточностью физической подготовленности или отклонениями в состоянии здоровья, а также переутомлением в течение дня. ЧСС является показателем интенсивности и насыщенности тренировочного или оздоровительного занятия.

Для определения оптимального темпа по частоте сердечных сокращений (ЧСС) пользуются формулой: 200 минус возраст +/-10%. Оздоровительный бег производится при показателях пульса, равного 120-140 уд/мин. Для 20-летней девушки максимальное ЧСС – 200 уд/мин, соответственно оптимальный пульс при занятиях аэробикой составит 140-160 уд/мин. Ученые научно-исследовательского института ФК пришли к выводу, что недельный двигательный объем у студентов должен составлять 10-14 часов при показателях ЧСС – 165 уд/мин.

При дозировании нагрузок крайне важно учитывать состояние организма, возраст, пол, уровень физической подготовленности, объективные и субъективные показатели.

4 Методические принципы спортивной тренировки. «Спортивная форма», процесс ее приобретения, сохранения и временной утраты

Термин «тренировка» происходит от английского слова training, обозначающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата. Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психологическая.

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Принцип – это правило, закономерность, которую необходимо учитывать, рукодствуясь и реализовывая в процессе пед. деятельности, всего 6 принципов спортивной тренировки:

Постепенности и тенденции максимализма к спортивной нагрузке. Данный принцип исходит из цели тренировочной деятельности. Цель – достижение спортивного максимального результата. Этот результат достигается использованием максимальной нагрузки. Эти нагрузки проводятся постепенно.

    1. Углублённой специализации и индивидуализации – означает, что каждый спортсмен индивидуален и обладает только ему присущими способностями с учётом этого необходимо выбирать тот или иной вид спорта. 2. Единство общей и специальной физической подготовки. ОФП и СФП связаны друг с другом и неделимы. ОФП понимается гармоническое развитие всех физических качеств. СФП – развитие качеств, которые доминируют в конкретном виде спорта. 3. Волнообразности и тренировочных нагрузок – базируется на закономерной последовательности работы и отдыха. 4. Цикличность – объём тренировочных средств в каждом виде спорта ограничен. Повторение тренировочной деятельности должно осуществляется спирально с постоянным увеличением объёма интенсивности. 5. Систематичности и последовательности характеризуется спортивными положениями:
  • Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс.
  • Воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на предыдущее, закрепляя и углубляя их.

Необходимо так построить тренировочный процесс, чтобы обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочного занятия.

При регулярных тренировочных занятиях с соблюдением правил и принципов методики, с постепенным увеличением нагрузки достигается тренировочный эффект.

«Спортивная форма» – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности. Состояние спортивной формы оценивается с педагогической, медико-биологической и психологической позиций.

Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер. Последовательно сменяются три фазы: приобретения, сохранения и временной утраты формы.

Фазы развития спортивной формы определяют три периода в годичном цикле: подготовительный, соревновательный и переходный (восстановительный).

Назначение подготовительного периода – повысить функциональный уровень организма. Постепенно повышая физические нагрузки, добиваются улучшения показателей силы, выносливости, скорости и других физических качеств, улучшения спортивной техники. Продолжительность периода 2-4 месяца.

Главная цель соревновательного периода – поддержание пика спортивной формы. Длительность периода различна. Физические нагрузки максимальные; применяются соревновательные средства.

Переходный период наступает после соревновательного. Его назначение – дать активный отдых после напряженной работы. Применяют гигиенические средства восстановления: сауна, массаж, плаванье, физиотерапия, гидротерапия.

5 Осо6енности организации и планирования спортивной подготовки в условиях вуза. Методические основы построения тренировочного занятия, особенности проведения его составных частей. Объем и интенсивность тренировочных занятий. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсменов

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учётом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трёх отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определённое содержание и целевую направленность занятий.

Физическое воспитание и спортивная работа со студентами проводится по следующим формам:

  1. 1.Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия. Физкультпаузы проводятся по 8-10 минут. Физические упражнения выполняют функцию активного отдыха.
  2. 2.Организованные занятия студентов в спортивных секциях, в группах общей физической подготовки, аэробики, шейпинга под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия строятся:

  • На основании полной добровольности и инициативы;
  • По заданию преподавателя (д\з).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия проводятся в выходные дни в течение учебного года и в каникулы. Входят спортивные вечера, спартакиады, кроссы, праздники физической культуры и спорта, походы.

5. Занятия в спортивно-оздоровительных лагерях в период зимних и летних каникул, обеспечивающий закаливающий и развивающий эффект. В лагере реализуются формы физической активности: утренняя гимнастика, обучение плаванию, туристические походы.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач, физическое воспитание призвано повысить двигательную активность студентов, улучшить ПП готовность, продолжить формирование ЗУНов, проведение самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой. Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсменов, восстановительными мероприятиями и т.п. составляют то, что принято называть спортивной подготовкой.

В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны: техническую, физическую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную подготовки.

Большое значение в спортивной тренировке имеет методическое содержание процесса. В спортивной тренировки под термином метод, следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе тренировки используют 2 группы методов:

1. общепедагогические, включают словесные и наглядные методы;

2. практические, включает игровой, соревновательный, строгого регламентирования.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса соревнования проводятся в усложненных или облегченных условиях.

Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнования – сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создает высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.

За организацию соревнований и спортивно-массовых мероприятий отвечает вузовский спортивный клуб.

Источник: zakazat.by