Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания.

Там же, где о нем говорится, содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами» (И.П. Подласый, 1999, с. 27) или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова, 1996, с. 52.). Совершенно очевидно, что такое понимание содержания воспитания сводит его к образованию (обучению), да и то - лишь частично покрывает его, поскольку, согласно классическим представлениям дидактики (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский) в содержании образования выделяются четыре вида опыта: когнитивный (знания), деятельности (умения и навыки), креативный (опыт творческой деятельности) и эмоционально-ценностный (опыт эмоционально-ценностных отношений). Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей. Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием его сущности, его целью. Если цель воспитания - «всестороннее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание».

Подобное толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического подхода к теории воспитания.

Начертим формальную схему видов воспитания.

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного воспитания:
  • развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей;
  • воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;
  • усвоение определенного объема знаний;
  • формирование научных мировоззрений.
Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу.

Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи:
  • формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;
  • формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества;
  • формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.
В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения. Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:
  • формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;
  • формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;
  • формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.
Литература.
  • Умственное воспитание:
    1. Лихаев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М. 2001.
    2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2002.
    3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М. 1972.
    4. Бордовская Н.В. Педагогика. - Спб. 2002.
    5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
    6. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
    7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста.
    8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой
  • Умственное воспитание:
    1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - М. 1996.
    2. Захлебный А.Н. На экологическое тропе.
    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
    4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Основные аспекты, сценарии мероприятий.
    5. http://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html
  • Трудовое воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М. Просвещение, 1979. - 393 с.
    2. Подласый И.П. Педагогика. - М. 2000. - 256 с.
    3. Педагогика / Под. ред. Бабанского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.
    4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
    5. Комарова Т.С. 2-7 лет. Трудовое воспитание в детском саду.
    6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя.
  • Семейное или поло-ролевое воспитание:
    1. Лисовский З.Т. Любовь и нравственность.
    2. Макаренко А.С. Книга для родителей.
    3. Столина В.В. Семья в психологической консультации.
    4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
    5. Сатир В. Как строить себя и свою семью.
    6. Семейное воспитание. Хрестоматия. - М. Изд-во Академия.
    7. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное.
    8. Лопатина А. Скребцова М. Беседы и сказки о семье 32 урока.
    9. Коляда М.Г. Руководство по выращиванию детей.
    10. Чернышева А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап.
  • Нравственное воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
    3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М. Проспект, 2005.
    4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М. 2001.
    5. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
    6. Лопатина А. Скребцова М. Нравственное воспитание. Школа доброты, сказки о дружбе, мудрости и любви.
    7. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
    8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
    9. http://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm
  • Художественное и эстетическое воспитание:
    1. Гурова Р.В. Вопрос - вопросов - кого хотим воспитать.
    2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
    3. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление.
    4. Безруких П.П. Я и другие. Я или правила поведения для всех.
    5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    6. Дубровская Е.А. Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
    7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
    8. http://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6
  • Физическое воспитание:
    1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
    2. Решетнева Г.А. Минка И.Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии.
    3. Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
    4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта.
  • Правовое воспитание:
    1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека.
    2. Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М. 2001.
    3. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России.
    4. Дик Н. Веселые классные часы в 7-9-х классах.
    5. http://www.hro.org/

Источник: vaniorolap.narod.ru