Часть III ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

6 Общие основы теории физического воспитания дошкольников и школьников

Современная теория и методика физического воспитания активно развивается с помощью как объективных, так и субъективных факторов Прежде совершенствуется содержание учебного материала, углубляются методы и обучения, формы организации учебно-воспитательного процесса Все это происходит благодаря изменениям идеологических направлений общества и интенсификации обученияня.

61 Основные понятия физического воспитания Система физического воспитания

Анализ педагогических источников свидетельствует, что в теории подаются различные трактовки основных понятий, которые обеспечивают практику такой отрасли, как физическая культура и спорт их содержание с развитием науки о физической не воспитание расширяется и уточняется, а это значит, что идет интенсивный поиск общественных законов управления процессом физического совершенствования человеки.

Физическая культура является частью общей культуры общества и направлена. на укрепление и повышение уровня здоровья людей, всестороннее развитие их физических способностей и использования этих способностей обще ильний практике и повседневной жизни.

Спорт наиболее специфической формой физической культуры и может рассматриваться одной из сторон культурной деятельности общества Спорт является также действенным средством и методом укрепления здоровья и физического вдохе усовершенствованию людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, средством нравственного и эстетического воспитания Определяющей чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как средства сопоставления и совершенствование определенных способностей человека Спорт разделяют на спорт высших достижений и массовый спорт Спорт высших достижений предполагает организацию систематических занятий, тренировок соревнований, в ходе которых реализуется задача максимально возможных спортивных результатов, которые могли превышать уже достигнутые ранее в том или ином виде спорта Массовый спорт предусматривает занятия окр емым видами спорта, преимущественно массовыми, или физическими упражнениями в различных формах (гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, туризмом и т.д.) с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряги ения, укрепление физической силы и здоровьеров'я.

В теории физической культуры (спорта) применяются такие понятийные категории, как физическое движение, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическая вдосконаленисть и физическое образование

Физический движение - это специфическая форма общественного движения, ставит своей целью помогать улучшению уровня физической культуры населения и развития спорта Это движение предполагает целенаправленную деятельность государственных и обще совместных организаций, направленную на развитие физической культуры и спорту.

Физическое развитие - это, процесс генетически обусловленных и объективно детерминированных факторами жизни количественных и качественных природных (морфологических и функциональных) изменений в организме человека в течение его индивидуального жи иття Физическое развитие характеризуют: рост, масса тела, длина окружности грудной клетки, жизненная емкость легких и др. Уровень физического развития и функциональных способностей конкретного человека оценивают путем сравнения фактических соматометрических или физиометричних показатели ее развития с соответствующими нормативамми.

Физическая подготовка - это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к труду и общественно полезной деятельности

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый человеком в результате овладения двигательными навыками, которые необходимы для усвоения определенного вида деятельности Оптимальная физическая подготовленность для осуществления любого вида деятельности называется физическая готовностью.

Физическим совершенствованием называется процесс оптимизации уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей человека, который отвечает требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, войско овой дела и т.п. и обеспечивает на длительное время высокую работоспособность Конкретные показатели физического совершенствования определяются реальными запросами и условиями жизни и изменяются с развитием общества.

Физической образованием является обучение людей двигательным умениям и навыкам, средствам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также приобретения людьми теоретических знаний по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности.

Система физического воспитания - это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания Система физического воспитания направлена. на развитие физических и духовных качеств человека, на подгот товку ее к определенной деятельности в конкретных социально-экономических условиех.

Элементами системы физического воспитания является кадры работников физкультурного движения и материально-техническая база, которая необходима для обеспечения занятий по физической культуре и спорту

За годы независимости Украины принят ряд стратегических государственных и национальных программ, направленных на сохранение и улучшение физического здоровья граждан Среди таких документов следует выделить Наци иональну программу планирования семьи, Национальной программе \"Дети Украины\", Программа решения проблем инвалидности, Программа иммунопрофилактики, Целевую комплексную программу генетического мониторинга, В в ересни 1999 г постановлением Верховной Рады Украины была также одобрена концепция улучшения здоровья, в частности молодого поколения украинскихів.

Современная система физического воспитания в Украине базируется на Законе \"О физической культуре и спорте\", принятом Верховной Радой Украины в декабре 1993 г

В плане реализации этого Закона следует рассматривать ряд соответствующих постановлений Кабинета Министров Украины и Указов Президента Украины, в том числе таких как \"О Национальной программе\" Репродуктивное здоровье \"я в 2002-2005 годах\" и Целевая комплексная программа \"Физическое воспитание - здоровье нации.

В указанных выше документах намечены конкретные пути что к внедрению физической культуры и спорта в быт каждого человека, пути развития системы физкультурного движения и совершенствование всей системы физически ного воспитания граждан Украины на перспектив.

Научно-методическую основу системы физического воспитания составляют гуманитарные и естественные науки и, особенно, специальные дисциплины, изучающие различные стороны процесса физического воспитания (динамическая a анатомия, психология и физиология спорта, спортивная медицина, научно-педагогические дисциплины по теории и методики физического воспитания.

На основании указанных дисциплин, в наше время созданы научно обоснованные программы физического воспитания различных контингентов людей Следует отметить обязательность выполнения требований этих документов для всех дер ржавних и общественных организаций, учреждений и коллективов, в которых внедряются физическая культура и спорт.

Институты системы физического воспитания представляет собой единство двух возможных форм организаций: государственных и общественно-самодеятельных

В государственных организаций, которые предназначены организовывать обязательные занятия по физическому воспитанию, относятся учреждения и учреждения следующих министерств и ведомств Украины:

1 Министерства Здравоохранения (родильные дома, детские сады, санатории, дома отдыха, оздоровительно-лечебные учреждения и др.)

2 Министерства образования и науки (детские сады, учебные заведения и, U, III, IV уровня аккредитации)

3 Министерство Обороны и внутренних дел (воинские части, училища и др.)

К общественно-самодеятельных организаций, осуществляющих физическое воспитание, относятся коллективы физической культуры добровольных спортивных обществ (построенных по производственному или территориальному принц ципа), клубы по видам спорта, спортивные секции и т.д. В этих учреждениях занятия по физической культуре привычно проводятся на добровольных началах, и на самоокупаемостиі.

Специалисты в области физического воспитания готовятся в институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических университетов, а также на базе средних физкультурных учебных заведений ( (школ тренеров, колледжей физического воспитания, училищ физического воспитания и других.

В настоящее время в Украине работают десятки тысяч специалистов с высшим и средним физкультурным образованием и их количество имеет тенденцию к увеличению, так как постоянно расширяется сеть физкультурных учебных ьних заведении.

Материально-техническая база системы физического воспитания формируется по финансам, спортивного инвентаря и спортивных сооружений (стадионов, спортивных площадок, гимнастических залов, бассейнов и др. н).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com