Планирование процесса физического воспитания в общеобразовательной школе

Планирование — это процесс определения будущего состояния объекта и выбора соответствующих средств и методов. Предметом планирования в физическом воспитании являются действия преподавателя и занимающихся, специфическими объектами являются:

- цель и задачи процесса школьного физического воспитания;

- состав, порядок и способы использования средств;

- величина и направленность нагрузок;

- формы занятий и способы организации и проведения занятий по физической культуре.

Планирование процесса физического воспитания, как мы говорили раньше, базируется на принципах дидактики и системы физвоспитания с учетом условий деятельности и осуществляется в несколько этапов.

Этап первый — изучение программы и занимающихся.

Этап второй — определение цели, постановка конкретных задач и сроков их решения.

Этап третий — направлен на подбор средств, методов и величины нагрузки, а также методов педагогического контроля.

Этап четвертый — определение рациональной последовательности использования средств и методов.

В ходе планирования необходимо соблюдать требования реальности, конкретности, целенаправленности, вариативности и наглядности. Специфика процесса физического воспитания обуславливается особенностями процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и закономерностями развития физических качеств.

К основным документам планирования процесса   школьного физического воспитания относятся:

- план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год;

- план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IY);

- конспекты  или   планы-конспекты уроков по физической культуре;

- индивидуальный план работы учителя физической культуры;

- план физкультурно-оздоровительной работы школы на учебный год.

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока), графическим (годовой-сетевой график), математическим (распределение нагрузок в течение учебного года).

Виды планирования. перспективное (годовое или на несколько лет), текущее (четвертное); оперативное (конспект).

Перспективное планирование может охватывать срок от нескольких  лет до полного периода  обучения в общей школе. В этих слечаях планирование определяет концептуальный подход построения физического воспитания в школе. Действующие программы физического воспитания,  характеристику которым мы давали в 3 вопросе настоящей лекции, выявляют некоторые из таких концептуальных подходов:

- комплексный  (традиционный подход к физкультурному образованию учащихся, куда входят следующие разделы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные формы занятий физической культурой и спортом, а также общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия);

- базово-вариативный (программы 1993, 1996 гг). Раскрывает содержание урочных форм занятий через базовые виды двигательной деятельности и возможность свободного выбора направленности занятий с учетом национальных и региональных особенностей местности;

- образовательный (программа 1995 г.). Имеет выраженную направленность на решение образовательных задач физического воспитания;

- тренировочный и спортивно-видовой (программа 1998 г.). В данном случае учебный процесс по физической культуре носит тренировочный характер, что позволяет достаточно эффективно решать задачи по улучшению физической подготовленности и функционального состояния учащихся.

После характеристики современных подходов к построению учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе следует перейти к анализу основных документов всех видов планирования.

Каждый документ планирования имеет свою технологию разработки. Остановимся на  основных  ее особенностях (подробнее этот материал представлен в  “Методических рекомендациях по выполнению педагогической практики в общеобразовательной школе студентами III курса ФПП и IY  курса ФЗО” (Волгоград, 2002г.).

При планировании учебного материала необходимо учитывать:

- требования нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ, в том числе «Минимум содержания образовательной области «Физическая культура» и «Требования к уровню подготовки учащихся по образовательной области «Физическая культура».

- особенности климатогеографических условий региона;

- особенности подготовленности учащихся и оснащенности учебно-материальной базы; наличие дополнительных площадок;

- особенности распределения учебного материала по другим образовательным областям Базисного учебного плана;

- особенности организации внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятий.

Основными документами планирования учебного материала программы «Физическая культура» являются:

  1. План распределения учебного материала по годам обучения.
  2. План распределения учебного материала на учебный год.
  3. Рабочий план на четверть.
  4. План-конспект урочного занятия.

Разработка этих планов отражает поэтапный перевод учебного материала программы в предметное содержание урока физической культуры.

1. План распределения учебного материала по годам обучения.

Целью разработки такого плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьников на соответствующем этапе школьного образования, а также его согласование с учебным материалом других дисциплин.

Разработка «Плана распределения учебного материала по годам обучения» осуществляется в логике горизонтально-вертикального планирования, где на горизонталь выносятся годы обучения (классы), а на вертикаль соответствующие разделы программы (знания, способы, требования.) с их подразделами и основными темами. По горизонтали — постепенное повышение требований. По вертикали — в логике перехода знаний в практические умения.

2. План распределения учебного материала на учебный год

Целью этого плана является распределение учебного материала в течение соответствующего учебного года. Он также характеризуется горизонтально-вертикальным планированием.

Здесь на горизонталь выносятся учебные четверти, на вертикаль – разделы, подразделы и темы согласно 1-му плану («План распределения учебного материала по годам обучения»).

Перед тем, как разрабатывается 2-й план («План распределения учебного материала на учебный год»), должен быть выяснен ожидаемый «педагогический эффект», который определяется на основе сравнения погодовых требований 1-го плана («План распределения учебного материала по годам обучения»).

«Педагогический эффект» выражен в приобретаемых учебных знаниях, новых умениях и двигательных действиях, а также в величине приростов в показателях физической подготовленности школьников.

«Педагогический эффект» определяет количество часов на разделы программы и логику прохождения учебного материала.

Таким образом, «План распределения учебного материала на учебный год» — это сетевой план-график, где по горизонтали – учебные четверти с указанием фактического объема учебного времени в четвертях, а по вертикали логика прохождения программного материала соответствующих разделов, подразделов и тем.

Итак, I этап – определение фактического учебного времени в каждой четверти.

II этап – согласно параметрам «педагогического эффекта» для каждой учебной темы выделяют соответствующий объем учебных часов, который распределяют по учебным четвертям и фиксируют в строке соответствующей темы.

III этап – полученные объемы фактического времени. По учебным темам суммируются по вертикали для каждой четверти и сравниваются с объемами часов «Плана распределения учебного материала по годам обучения», при несоответствии вносятся коррективы в «План распределения учебного материала на учебный год».

Источник: doshkolnuk.com