Ответы к экзамену по дошкольной педагогике - Теоретические основы физического воспитания дошкольников

Страница 14 из 28

Теоретические основы физического воспитания дошкольников.

Исследования в области физического воспитания дошкольников.

Цель: подготовка ребенка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета   является изучение закономерностей ФВ и управление развитием ребенка от рождения до 7 лет.

В теории ФВ рассматриваются следующие понятия.

Физическое развитие -   процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка (показатели роста, веса; состояние осанки и т.д.) и основанных на них психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.).

Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоническое психическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии ФС изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

Физическая культура – творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений, направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление (в здоров теле, здоровый дух).

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Способствует гармоничному развитию личности.

Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Физические упражнения   - специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств ФВ. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Двигательная деятельность – характеризует активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Человек как дитя природы и живет и развивается благодаря потребности в движении. Поскольку она социально направлена системой воспитания, то носит биосоциальный характер.

Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Исследования в области ФВ:

Естественно-научную и психолого-педагогическую основу теории составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. Работы психологов Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Запорожца о формировании двигательных действий и движений на основе усвоенного детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Зарубежные системы ФВ – от древнегреческой Спарты до Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Шарля Фурье (сочетание умственного и физического воспитания в процессе труда).

Отечественные системы ФВ – Ртищев (17 в. – игры для ума и тела ребенка), Ломоносов, Новиков, Радищев, Пирогов, Ушинский, Каптерев, Кенеман, Степаненкова, Запорожец, Поддъяков, Литвинова, Саулина и др.

Задачи:

1) оздоровительные. развитие движения, охрана жизни и укрепление здоровья;

2) образовательные :формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.), развитие двигательных способностей (равновесие, координация движений);

3) воспитательные.   потребность в ежедневных физических упражнениях (умение их использовать в

самостоятельной двигательной деятельности), приобретение грации, пластичности, самостоятельность, творчества, инициативность, самоорганизация и взаимопомощь, гигиенические навыки.

Средства:

гигиенические факторы – режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, обстановки и пособий;

естественные силы природы – как средства закаливания (солнце, воздух, вода);

физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные и   руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера (ходьба, бег, приседания и т.д.).

Виды работы и формы организации ФВ:

1. Учебная работа – занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: утро – гимнастика, физкультминутки, прогулки

3. Активный отдых – праздники, развлечения.

4. Самостоятельная двигательная деятельность.

5. Индивидуальная работа с детьми, совместно с семьей.

Источник: otveti-examen.ru