Физическое воспитание детей среднего, старшего школьного возраста

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5-9 классы).

Особенности возрастного развития.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков, происходит половое созревание. В этот период у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

В подростковом возрасте высокими темпами происходит развитие силовых и скоростно-силовых способностей; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость; низкими темпами развивается гибкость.

Задачи физического воспитания.

· Образовательные: совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками; обеспечить понимание значения физических упражнений для организма; ознакомление с основами самоконтроля и оказания первой помощи при травмах. Выработка организаторских и судейских навыков. Дальнейшее развитие физических качеств: координационных способностей, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

· Оздоровительные: укрепление здоровья, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, содействие гармоническому физическому развитию.

· Воспитательные: воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности). Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенности методики.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры).

Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс.

С целью совершенствования двигательных действий чаще использовать расчлененный метод.

Для подростков характерно стремление к соревнованию, при этом они нередко склонны переоценивать свои возможности.

В подростковом возрасте необходимо учитывать увеличивающиеся развития детей, использую дифференцированный подход. В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом. Объяснения должны быть краткими, образными, с указанием воздействий на организм.

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст  (юношеский) охватывает детей 15-16 до 17-18 лет.

Особенности возрастного различия.

Старший школьный возраст отличается спокойным периодом развития и роста. Одновременно завершается половое созревание. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Завершается развитие центральной нервной системы, формируется мировоззрение.

Задачи физического воспитания.

· Образовательные: совершенствование ранее приобретенных двигательных умений и навыков; освоить правила самоконтроля, привить привычку к ежедневным занятиям физической культурой.

· Оздоровительные: содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, создание прочного представление здорового образа жизни, о роли физической готовности для выполнения функций материнства, отцовства, о подготовке к службе в армии.

· Воспитательные: формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания. Содействие дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенности методики.

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют  различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям  и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Физиологические нагрузки юноши переносят лучше, чем девушки. При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует проводить занятия в нестандартных условиях, при максимальных физических и волевых нагрузках; у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на отвечающие за материнство функции).

В занятиях чаще использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка. С целью комплексного развития физических качеств широко применять в процессе физического воспитания старшеклассников метод круговой тренировки.

Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, оценка и др. В тренировочных занятиях,  для развития силы, используются упражнения  с отягощением (гантели, набивные мячи).

Физическое воспитание учащихся учебных заведений профессионально-технического образования. 

    Программа физического воспитания предусматривает теоретическую, общую физическую и профессионально-прикладную подготовку, а также спортивное совершенствование учащихся. Физическое воспитание учащихся

осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию

учебного дня и во внеурочное время.

Программа составлена таким образом, что содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

Задачи физического воспитания.

В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие основные задачи:

· Формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

· Совершенствование приспособляемости организма к изменяющимся температурным условиям, к вибрации, к вращениям;

· Обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности.

Основные разделы программы физического воспитания. 

Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по

следующим четырем основным разделам:

Уроки физической культуры включают в себя:

· Теоретические сведения (значение физической культуры, личная и общественная гигиена, знания о самоконтроле);

· Практические знания двух видов:

- общая физическая подготовка (ОФП), включает следующие виды физической культуры: гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры, плавание.

- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Содержание ее разрабатывает руководитель физического воспитания с учетом профессии учащихся. ППФП содержит материал, способствующий развитию физических качеств, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений  и навыков прикладной направленности.

Удельный вес ППФП различен в зависимости от периода обучения. Ее объем составляет на первом, втором годах обучения 30-40% времени, а на третьем 50-60%.

Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и спортивное многокомплектное оборудование.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

· Вводная гимнастика (проводится в течение 5-7 минут перед началом работы в мастерских и на производстве. Она ускоряет готовность основных систем организма к предстоящей работе.)

· Физкультурная пауза (проводится в течении 3-5 минут в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность.)

Физическая культура во вне учебное время.

· Занятия в секциях общей физической подготовки (ОФП) направлены на рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие.

· Занятия в спортивных секциях. Учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в соревнованиях.  Занятия в секциях проводятся 2-3раза в неделю по 1,5 часа.

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий  учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки с учетом физической подготовленности учащихся.

Спортивные массовые и туристские мероприятия включают в себя:

- Дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения;

- Соревнования по видам спорта: соревнование по программе спартакиады учащихся профобразования.

- Туризм: туристские походы, туристские слеты.

Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в учебных заведениях профессионального образования являются состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.

Источник: biofile.ru