Методы физического воспитания

Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физи­ческого упражнения или способы применения физических упражнений.

Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно ре­шать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи [2, 11, 27].

Применяются две группы методов обучения: специфические и обще­педагогические .

К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:

1.   Методы строго регламентированного упражнения (чёткое опреде­ление объёма выполняемой работы).

2.   Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).

3.   Соревновательный метод ( использование упражнений в соревно­вательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

1.    Словесные методы.

2.    Методы наглядного восприятия.

Методы строго регламентированного упражнения включают: мето­ды обучения новым двигательным действиям и методы воспитания фи­зических качеств.

При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).

Методы обучения двигательным действиям [2, 3, 17, 27]

К ним относятся:

1.  Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).

2.   Расчлененно-конструктивный.

3.   Сопряжённого воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двига­тельного действия осваивается с самого начала в целостной своей струк­туре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигатель­ное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёд­ным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При его применении необходимо соблюдать следующие правила [4]:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двига­тельного действия, а затем в случае необходимости выделять из не­го элементы, требующие более тщательного изучения.

2.    Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выде­ленные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3.    Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4.    Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем ос­ваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к це­лостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных дейс­твий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствова­ние техники движения и развиваются физические качества.

Методы воспитания физических качеств Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные ком­бинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и за­крепление адаптационных перестроек в организме. Применяются ме­тоды со стандартными и нестандартными нагрузками.

Методы стандартного упражнения В основном направлены на достижение и закрепление адаптацион­ных перестроек в организме. Стандартное упражнение выполняется в двух режимах: непрерывном и прерывистом (интервальном).

Метод стандартно-непрерывного упражнения Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без из­менения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типич­ными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (на­пример, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упраж­нение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно — интервального упражнения Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различ­ные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом

применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убыва­ющей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного уп­ражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следую­щим образом:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (перемен­ный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняю­щейся скоростью);

б)  переменное поточное упражнение — серийное выполнение комп­лекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности на­грузок.

Метод переменно-интервального упражнения

Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности метода:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное уве­личение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервала­ми отдыха между подходами);

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (на­пример, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг. а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в)  нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следу­ющем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

Источник: xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai