Основные направления развития детско-юношеского спорта и физического воспитания в системе дополнительного образования

Необходимо отметить, что несмотря на сложности социально-экономической ситуации в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, сеть учреждений физкультурно-спортивной направленности не только сохранена, но и продолжает развиваться. Стабильность сети подтверждает роль и значимость учреждений физкультурно-спортивной направленности, их современный статус, а также правильность действий предпринимаемых Минобразованием России, территориальными органами управления образованием по открытию новых учреждений и принятию на свой баланс закрывающихся спортивных школ системы профсоюзов и других ДСО и ведомств.

За последние три года было открыто 115 новых физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей. Общая численность физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей достигла 3052. В настоящее время в системе образования насчитывается 1758 - детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), 451 - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР), 708 - детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП).

Контингент занимающихся в спортивных учреждениях в ДЮСШ, ДЮКФП за три года увеличился на 52504 человек и в настоящее время составляет 1999210 человек.

Спортивные школы и клубы осуществляют работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Ежегодно увеличивается число занимающихся на начальном и спортивно-оздоровительном этапах подготовки, что составляет 72% от всего контингента занимающихся в физкультурно-спортивных учреждениях, 29% из них имеют массовые и первые спортивные разряды. Повышается уровень работы по подготовке квалифицированных спортсменов. Растет число мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта (в настоящее время насчитывается: 397 - мастеров спорта международного класса, 2856 - мастеров спорта, 12610 - кандидатов в мастера спорта.

Распределение контингента занимающихся по этапам подготовки сохраняется на протяжении многих лет: 72% - спортивно-оздоровительный и начальной подготовки (возраст занимающихся 6-15 лет), 27% - учебно-тренировочный (возраст 8-16 лет), 1% - спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (15 лет и старше).

Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы, воспитавшие многих чемпионов России, Европы, Мира, Олимпийских игр.

В 1997 году в системе образования насчитывалось 102 вида спорта, в том числе 44 олимпийских, в 2000 году количество видов спорта увеличилось до 113, из них 49 олимпийских. Наиболее массовыми видами спорта являются: легкая атлетика (207 тыс.занимающихся), баскетбол (206 тыс.), футбол (204 тыс.), волейбол (203 тыс.), лыжные гонки (179 тыс.), плавание (82 тыс.), шахматы (68 тыс.), виды единоборств (265 тыс.).

Одним из важнейших аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами.

Количество тренеров по сравнению с 1997 годом увеличилось на 5383 и составляет 57901 человек, в том числе 31874 штатных. Из числа штатных тренеров 82% (26157) имеют физкультурное образование, в том числе 18799 высшее, 7358 среднее образование. С 52% до 66% увеличился процент штатных тренеров и педагогов, имеющих квалификационные категории и их количество составляет 21097 человек, в том числе высшую категорию имеют - 4446, первую - 7334, вторую - 9317.

Основное пополнение тренерских кадров физкультурно-спортивных учреждений составляют выпускники ВУЗов физической культуры. Их подготовка осуществляется преимущественно (85%) из числа выпускников ДЮСШ и СДЮШОР. В настоящее время в ВУЗах физической культуры обучаются более 28 тыс. студентов, из которых 16402 чел. по специальности 022300 "физическая культура и спорт". В среднем в год выпускается 4,4 тыс. специалистов, из которых 30-35% распределяются на тренерскую работу, в основном по месту жительства.

Недостаток денежных средств препятствует восстановлению и обновлению материальной базы физкультурно-спортивных учреждений и оснащению учебно-тренировочного процесса. Если в 1995 году 76% всех физкультурно-спортивных учреждений имели собственную спортивную базу, то на сегодняшний день такой базой располагают лишь 57,9% учреждений, что на 18,1% меньше. Число аварийных зданий и сооружений продолжает катастрофически расти. 695 сооружений (40,5%) требуют капитального ремонта, а около 73 (5%) находятся в аварийном состоянии. Практически прекратилось строительство новых спортивных объектов в системе образования. Ухудшение материально-технической базы влечет за собой снижение качества учебно-тренировочного процесса.

Значительное место в работе учреждений физкультурно-спортивной направленности занимает программно-методическое обеспечение. В настоящее время в практике работы спортивных учреждений используются примерные программы по 35 видам спорта, что составляет третью часть от общего числа реализуемых видов спорта (113 видов) и авторские программы по различным видам спорта. Многие программы имеют срок давности 15-20 лет и не в полной мере отвечают их образовательной направленности. Программы по 20 видам спорта нуждаются в переработке, и по 92 видам необходимо издание новых примерных программ.

Минобразования России предпринимает определенные меры по изменению данной ситуации. В последние два года были изданы программы для ДЮСШ по лыжным гонкам, настольному теннису, аэробике. В течение последних лет проводится Всероссийский смотр-конкурс авторских программ и учебно-методических пособий с изданием сборников лучших программ, готовятся методические рекомендации по различным видам спорта и аспектам деятельности спортивных учреждений, проводятся всероссийские научно-практические конференции, по результатам которых публикуются научно-методические статьи. Однако этого недостаточно. По данному направлению необходимо объединение усилий всех заинтересованных организаций по обновлению существующего программно-методического обеспечения.

Спортивно-массовые мероприятия являются неотъемлемой частью учебно-тренировочной работы детско-юношеских спортивных школ и клубов. Для обеспечения деятельности этих учреждений, их сохранения и развития в системе образования давно отработана структура проведения спортивно-массовых мероприятий для учащихся в возрасте от 7 до 18 лет - это внутришкольные и городские, районные, областные и всероссийские соревнования. Вершиной этой пирамиды являются Всероссийские спортивно-массовые мероприятия Минобразования России, которые составляют часть Всероссийского календарного плана и проводятся совместно с всероссийскими федерациями по видам спорта.

По мере роста спортивного мастерства детей, должно увеличиваться и количество стартов. Однако, отсутствие ассигнований на эту работу из федерального бюджета ведет к их сокращению. За последние три года не выделяются средства на проведение всероссийских спортивно-массовых мероприятий. Соревнования проводились за счет средств территорий, что отрицательно сказалось не только на количестве участвующих команд по видам спорта, особенно по футболу, настольному теннису, шахматам, гребле на байдарках и каноэ, спортивной гимнастике, велоспорту, но и на подборе высококвалифицированных судейских бригад, обслуживающих соревнования.

Снижение количества соревнований различного уровня для учащихся, недостаточное финансирование, увеличение тарифов на проезд, может привести к разрушению сложившейся системы, что соответственно повлечет за собой качественное ухудшение работы спортивных школ, потерю интереса к занятиям у детей, тренеров, так как они не смогут оценивать результаты своего труда.

Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта не может идти по пути только увеличения количества спортивных школ. Развитию детско-юношеского спорта могло бы способствовать также создание спортивных клубов при общеобразовательных учреждениях. Правильная организация образовательного процесса в школе, лицее, гимназии, профессионально-техническом училище немыслима без широкого привлечения молодежи к занятиям спортом, необходимого для повышения их жизнедеятельности и умственной работоспособности. Этими вопросами могли бы заняться различные добровольные спортивные общества. Кроме этого, создание таких спортивных клубов поможет ДЮСШ более качественно производить отбор юных спортсменов, более эффективно реализовывать их природный потенциал и обеспечивать им благоприятные условия совершенствования в избранном виде спорта.

Одним из традиционных направлений развития детского массового спорта являются такие спортивные мероприятия, как "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Шиповка юных", "Плетеный мяч", "Чудо-шашки", "Веселая волна" и т.д. Ежегодное их проведение является важным мотивационным фактором привлечения сотни тысяч детей к занятиям спортом.

В целях популяризации здорового образа жизни Минобразованием России и Госкомспором России проводится ежегодный Всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников России "Президентские состязания". Они проводятся более чем в 70 регионах Российской Федерации, и в которые вовлечены более 6 миллионов школьников. Являясь своеобразной системой мониторинга физической подготовленности детей данные состязания являются важным элементом саморазвития и физического самосовершенствования.

Для дальнейшего развития детско-юношеского спорта и физического воспитания в системе образования основное внимание необходимо сосредоточить на:

  • сохранении целостности сети физкультурно-спортивных учреждений, ограждении ее от попыток расчленения, растаскивания и необоснованного переструктурирования;
  • обновлении программно-методического обеспечения образовательного процесса в физкультурно-спортивных учреждениях дополнительного образования детей;
  • разработке мер по совершенствованию детско-юношеского спорта, поиске новых эффективных форм привлечения детей и подростков к занятиям различными видами спорта.
  • сосредоточении усилий всех физкультурно-педагогических кадров, работающих в системе образования на решении задач формирования у детей определенного уровня знаний, а также потребности в занятиях спортом;
  • расширении межведомственного сотрудничества по созданию единых скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей;
  • ежегодном выделении Минобразованию России ассигнований из федерального бюджета для проведения всероссийских спортивно-массовых мероприятий;
  • формировании единой политики и разработки концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации с участием всех заинтересованных министерствам, ведомств и организаций.

Источник: stat.edu.ru