«Расходы на спорт растут год от года»

О финансировании физической культуры и спорта в России рассказал заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ Михаил Юрьевич АЛАШКЕВИЧ .

— Михаил Юрьевич, как организовано государственное финансирование спорта высших достижений в России?

— Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт ежегодно составляют 45−50 миллиардов рублей, а общие расходы бюджетов бюджетной системы на физическую культуру и спорт достигают примерно 180 миллиардов рублей. То есть средства федерального бюджета — это четверть соответствующих расходов всех бюджетов.

Далее, чтобы лучше понять систему финансирования, важно определить полномочия каждого уровня. Если коротко, то к федеральным полномочиям в первую очередь относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, — это подготовка и участие в международных и российских соревнованиях наших спортсменов, а развитие физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Этому принципу распределения полномочий в целом соответствует и финансирование сферы спорта и физической культуры, из 50 миллиардов рублей федеральных средств 35 миллиардов приходится на реализацию федеральных полномочий по развитию спорта высших достижений. Существенная часть этих расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и идет на подготовку спортивной инфраструктуры. Ежегодно около 8 миллиардов рублей выделяется на строительство спортивных объектов федерального значения, у нас есть современные базы в Новогорске, Парамоново, на озере Круглом. Благодаря усилиям в первую очередь Министерства спорта в стране создана инфраструктура для подготовки спортсменов высокого класса. Теперь по многим видам спорта нет необходимости использовать зарубежные базы. Хотя, к сожалению, по-прежнему велики транспортные и другие расходы на подготовку в России членов сборных команд, олимпийцев. Например, размещение наших горнолыжников в Сочи во время учебно-тренировочных сборов иногда стоит дороже, чем в Австрии, да и цены на авиабилеты до столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, как правило, выше, чем оплата перелета за рубеж. Поэтому спортивные федерации, непосредственно отвечающие за подготовку спортсменов, ищут возможности сэкономить, предпочитая нашим центрам подготовки спортсменов зарубежные.

Что касается спортивных баз, то некоторые из них существуют в форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), но в настоящий момент прорабатывается вопрос их перевода в статус федеральных государственных учреждений (ФГУ), бюджетных или автономных, что позволит отчасти изменить принцип финансирования подготовки спортсменов. Сегодня, несмотря на то что за подготовку спортсменов отвечают спортивные федерации, в федеральном бюджете предусмотрены как субсидии этим федерациям, так и субсидия государственному учреждению «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд», которое фактически лишь координирует вопросы подготовки в рамках так называемого Единого календарного плана всероссийских и международных соревнований Минспорта России (ЕКП). В то же время, учитывая полномочия Министерства спорта в части осуществления государственной политики в сфере спорта высших достижений, нет препятствий для формирования государственного задания напрямую учреждениям, ответственным за подготовку спортсменов, — спортивным базам. Для этого необходимо изменить организационно-правовую форму ФГУПов, реорганизовав их в ФГУ. Такое нововведение позволит сократить затраты на подготовку спортсменов и поможет содержать инфраструктуру спортивной подготовки в должном состоянии, поскольку субсидии на государственное задание предполагают в том числе возмещение расходов учреждения, связанных с содержанием недвижимого и особо ценного движимого имущества. Кроме того, это позволит перейти от механизма предоставления субсидий общероссийским спортивным федерациям на подготовку спортсменов к прямым субсидиям подведомственным учреждениям на реализацию мероприятий по организации и проведению спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, предусмотренных ЕКП, что обеспечит адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также четче разграничить ответственность и полномочия спортивных федераций и государства в вопросах подготовки российских спортсменов.

Вообще сегодня на финансирование ЕКП за счет средств федерального бюджета ежегодно предусматривается около 10 миллиардов рублей — сумма немалая. Со временем, когда будут решены вопросы с преобразованием отдельных ФГУПов в ФГУ и будет упорядочено финансирование подготовки спортсменов, возможно, структура расходов на спорт высших достижений немного изменится, но объемы сокращать не планируется.

Существенную долю в общей структуре расходов федерального бюджета на спорт высших достижений составляют расходы на проведение особо значимых спортивных мероприятий, прежде всего на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и другим крупным соревнованиям. Так, в проекте федерального бюджета мы предусмотрели в 2013 году субсидию в размере 8,5 миллиарда рублей АНО «Оргкомитет „Сочи-2014“». Будут расходы, связанные с подготовкой к тестовым мероприятиям на олимпийских объектах, проведением в 2013 году чемпионата мира по легкой атлетике и Кубка мира по регби-7 в Москве, Всемирных игр боевых искусств в Санкт-Петербурге. В 2012 году расходы были другие: 2,5 миллиарда рублей — на премии олимпийцам, один миллиард — на подготовку к международным соревнованиям «Дети Азии». Это кроме ежегодно выделяемых 8 миллиардов рублей на строительство спортивных объектов и еще 10 миллиардов на реализацию уже упомянутого ЕКП. В связи с подготовкой к Всемирной универсиаде в 2013 году около 3 миллиардов рублей в 2012 году и около 4 миллиардов в 2013 году предусмотрено Республике Татарстан и т. д.

— Михаил Юрьевич, как организовано государственное финансирование спорта высших достижений в России?

— Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт ежегодно составляют 45−50 миллиардов рублей, а общие расходы бюджетов бюджетной системы на физическую культуру и спорт достигают примерно 180 миллиардов рублей. То есть средства федерального бюджета — это четверть соответствующих расходов всех бюджетов.

Далее, чтобы лучше понять систему финансирования, важно определить полномочия каждого уровня. Если коротко, то к федеральным полномочиям в первую очередь относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, — это подготовка и участие в международных и российских соревнованиях наших спортсменов, а развитие физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Этому принципу распределения полномочий в целом соответствует и финансирование сферы спорта и физической культуры, из 50 миллиардов рублей федеральных средств 35 миллиардов приходится на реализацию федеральных полномочий по развитию спорта высших достижений. Существенная часть этих расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и идет на подготовку спортивной инфраструктуры. Ежегодно около 8 миллиардов рублей выделяется на строительство спортивных объектов федерального значения, у нас есть современные базы в Новогорске, Парамоново, на озере Круглом. Благодаря усилиям в первую очередь Министерства спорта в стране создана инфраструктура для подготовки спортсменов высокого класса. Теперь по многим видам спорта нет необходимости использовать зарубежные базы. Хотя, к сожалению, по-прежнему велики транспортные и другие расходы на подготовку в России членов сборных команд, олимпийцев. Например, размещение наших горнолыжников в Сочи во время учебно-тренировочных сборов иногда стоит дороже, чем в Австрии, да и цены на авиабилеты до столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, как правило, выше, чем оплата перелета за рубеж. Поэтому спортивные федерации, непосредственно отвечающие за подготовку спортсменов, ищут возможности сэкономить, предпочитая нашим центрам подготовки спортсменов зарубежные.

Что касается спортивных баз, то некоторые из них существуют в форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), но в настоящий момент прорабатывается вопрос их перевода в статус федеральных государственных учреждений (ФГУ), бюджетных или автономных, что позволит отчасти изменить принцип финансирования подготовки спортсменов. Сегодня, несмотря на то что за подготовку спортсменов отвечают спортивные федерации, в федеральном бюджете предусмотрены как субсидии этим федерациям, так и субсидия государственному учреждению «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд», которое фактически лишь координирует вопросы подготовки в рамках так называемого Единого календарного плана всероссийских и международных соревнований Минспорта России (ЕКП). В то же время, учитывая полномочия Министерства спорта в части осуществления государственной политики в сфере спорта высших достижений, нет препятствий для формирования государственного задания напрямую учреждениям, ответственным за подготовку спортсменов, — спортивным базам. Для этого необходимо изменить организационно-правовую форму ФГУПов, реорганизовав их в ФГУ. Такое нововведение позволит сократить затраты на подготовку спортсменов и поможет содержать инфраструктуру спортивной подготовки в должном состоянии, поскольку субсидии на государственное задание предполагают в том числе возмещение расходов учреждения, связанных с содержанием недвижимого и особо ценного движимого имущества. Кроме того, это позволит перейти от механизма предоставления субсидий общероссийским спортивным федерациям на подготовку спортсменов к прямым субсидиям подведомственным учреждениям на реализацию мероприятий по организации и проведению спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, предусмотренных ЕКП, что обеспечит адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также четче разграничить ответственность и полномочия спортивных федераций и государства в вопросах подготовки российских спортсменов.

Вообще сегодня на финансирование ЕКП за счет средств федерального бюджета ежегодно предусматривается около 10 миллиардов рублей — сумма немалая. Со временем, когда будут решены вопросы с преобразованием отдельных ФГУПов в ФГУ и будет упорядочено финансирование подготовки спортсменов, возможно, структура расходов на спорт высших достижений немного изменится, но объемы сокращать не планируется.

Существенную долю в общей структуре расходов федерального бюджета на спорт высших достижений составляют расходы на проведение особо значимых спортивных мероприятий, прежде всего на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и другим крупным соревнованиям. Так, в проекте федерального бюджета мы предусмотрели в 2013 году субсидию в размере 8,5 миллиарда рублей АНО «Оргкомитет „Сочи-2014“». Будут расходы, связанные с подготовкой к тестовым мероприятиям на олимпийских объектах, проведением в 2013 году чемпионата мира по легкой атлетике и Кубка мира по регби-7 в Москве, Всемирных игр боевых искусств в Санкт-Петербурге. В 2012 году расходы были другие: 2,5 миллиарда рублей — на премии олимпийцам, один миллиард — на подготовку к международным соревнованиям «Дети Азии». Это кроме ежегодно выделяемых 8 миллиардов рублей на строительство спортивных объектов и еще 10 миллиардов на реализацию уже упомянутого ЕКП. В связи с подготовкой к Всемирной универсиаде в 2013 году около 3 миллиардов рублей в 2012 году и около 4 миллиардов в 2013 году предусмотрено Республике Татарстан и т. д.

Расходы на особо значимые мероприятия всегда разные. Так, в период 2009−2011 годов существенные средства выделялись той же Казани на софинансирование строительства спортивных объектов, были бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Кстати, я только что вернулся из командировки в Казань и не могу не отметить высокий уровень готовности республики к универсиаде: на большинстве объектов уже сейчас проводятся чемпионаты мира и Европы. Так, только в августе — сентябре прошли сразу три крупных спортивных мероприятия мирового уровня. Кроме того, хороший задел сделан для использования созданной инфраструктуры для развития массового спорта. Поскольку все объекты удачно встроены в городскую инфраструктуру, уже сейчас на базе построенных спортивных центров работают детские и юношеские спортивные школы, занимаются спортом жители города. Если продолжить начатую линию на эффективное использование объектов, подключая возможности для их коммерческой загрузки, есть основания думать, что после окончания универсиады содержание всего того, что построено, не станет тяжким бременем для республики и федерального бюджета.

К слову, существенные расходы на строительство олимпийских объектов для игр в Сочи проходят через Минрегион России и не отражаются в бюджете как расходы на спорт. Но ведь очевидно, что основная часть спортивных объектов, построенных в Сочи и на Красной Поляне, в горном кластере, тоже инвестиции в развитие спорта, причем и массового, и спорта высших достижений.

Вообще сейчас расходы на спорт растут год от года. Я бы не сказал, что расходы на спорт растут радикально, но стал более выраженным их целевой характер, и Минфин тесно взаимодействует с Минспортом для того, чтобы каждая копейка приносила отдачу.

— И как бы вы оценили это взаимодействие? В каких формах оно происходит?

— Мы взаимодействуем в части совершенствования нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта. За последний год дважды вносились изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте», соответственно были затронуты вопросы полномочий властей разных уровней в данной сфере, структура и механизмы расходования средств федерального бюджета на физическую культуру и спорт.

Сейчас мы активно работаем над проектом другого федерального закона — о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации он должен быть принят не позднее середины 2013 года, но мы ожидаем, что это произойдет раньше. В начале сентября принято постановление Правительства РФ, в соответствии с которым уже в этом году начнется проектирование стадионов для чемпионата мира, на которое выделен один миллиард рублей и около пяти миллиардов предусмотрено на цели подготовки к чемпионату, и в первую очередь на завершение проектных работ в проекте бюджета на 2013 год.

Кроме того, мы совместно с Минспортом обсуждаем нормативно-правовые акты, связанные с исполнением федерального бюджета, закладывая основы для дальнейшей продуктивной работы. Что касается проекта бюджета на 2013 год и плановый период, то у нас уже практически нет разногласий. Наоборот, есть полное взаимопонимание относительно того, как планировать финансовые ресурсы и расходы на спорт, как расставлять приоритеты.

— Российская практика финансирования спорта высших достижений сильно отличается от мирового опыта? Имеются в виду не суммы, конечно, а подходы.

— Сегодня все страны тратят значительные суммы на спорт высших достижений, и это особенно заметно во время Олимпийских игр, когда идет неофициальное соперничество в общекомандном зачете. При этом за рубежом велика роль домохозяйств в процессе финансирования, особенно в некоторых странах Западной Европы. Хотя и наш средний класс уже давно тратит деньги не только на товары первой необходимости, но и активно инвестирует в свое будущее, в том числе в занятия физкультурой и спортом.

В России в спорт высших достижений большие средства вкладывают спонсоры, это видно на примерах футбола или хоккея. Но во многих зарубежных странах их вклад еще больше. Так, в США и Англии большая часть, если не все расходы на транспорт и проживание сборных команд на Олимпийских играх, обеспечена за счет средств спонсоров. В России же спонсоры, как правило, поддерживают отдельные спортивные клубы или команды зрелищных видов спорта, а проезд и проживание оплачивается из федерального бюджета. Сейчас при согласовании смет на проведение крупных соревнований в России мы просим Минспорт представлять финансово-экономические обоснования с учетом всех источников финансирования, включая внебюджетные, и в первую очередь спонсорские деньги. Поскольку большинство крупных спортивных соревнований — это еще и зрелищные мероприятия, доходы от продажи билетов надо обязательно учитывать и активнее привлекать спонсоров.

Вместе с тем за рубежом и сами спортсмены часто «инвестируют» в спорт. Например, в США, до того как спортсмен добьется каких-то значительных результатов, учебно-тренировочные сборы, транспорт, экипировку ему приходится оплачивать самостоятельно. А в России тренировочный процесс и участие спортсменов в соревнованиях могут полностью обеспечиваться за счет бюджетных средств. В Южной Корее достаточно много вкладывается в подготовку спортивного резерва и юных спортсменов ведут, что называется, до медалей. Но при этом существует и жесткий отбор, даже иногда слишком жесткий. Например, в случае травмы или провала на соревнованиях спортсмен может быть исключен из сборной, на смену ему приходят более успешные и удачливые. Хотя должен признаться, что мы мало внимания уделяем изучению международного опыта в части развития физкультуры и спорта, структуры финансового обеспечения деятельности в данной сфере. Это наша недоработка, которую обязательно исправим в ближайшее время вместе с коллегами из Минспорта России.

А вот что касается сумм или, точнее, объемов финансирования физической культуры и спорта в общих расходах бюджетов разных стран, то Россия здесь точно в числе лидеров в хорошем смысле. Доля расходов на физкультуру и спорт в общих расходах консолидированного бюджета составляет примерно 0,3 процента, в то время как в большинстве ведущих стран, с которыми обычно мы конкурируем на спортивных соревнованиях, эта доля не превышает 0,1−0,2 процента.

— Соответствуют ли действительности утверждения о том, что на спортсменов-олимпийцев сегодня расходуется больше средств, чем в СССР?

— Сравнивать сложно. Во времена СССР понять, сколько реально тратится на те или иные цели, было достаточно трудно. В советские времена стадион, на котором тренировались спортсмены общества «Трудовые резервы», финансировался профсоюзами, другой спортивный объект мог принадлежать заводу, и никто не выставлял арендную плату за его использование, а затраты на содержание, вероятно, относили на себестоимость выпускаемой заводом продукции. Как тут определить точную сумму расходов на физкультуру и спорт? Так что подобный сравнительный анализ — неблагодарное занятие.

Что касается сегодняшней ситуации, то сейчас, когда мы говорим о новых принципах финансирования, о переходе к государственному заданию, мы имеем в виду в том числе повышение прозрачности финансовых потоков в части расходов на спорт. Раньше мы финансировали учреждение или базу по смете, без четких критериев эффективности. Теперь государственное задание дается на конкретный результат, и он должен быть подкреплен соответствующими ресурсами из федерального бюджета. Здесь будет четко определено, сколько стоит подготовка одного спортсмена или проведение одного спортивного мероприятия. В 2013 году ФГАУ «Управление по организации и проведению спортивных мероприятий», получившее в 2012 году субсидию всего в 530 миллионов рублей, получит около 1,3 миллиарда. В обоснованиях ассигнований оно должно будет показать, на что пойдут средства, и вся информация будет опубликована на специальном портале.

Таким образом, общая линия на повышение прозрачности, адресности и качества оказания государственных услуг, в том числе и в сфере спорта, которая сегодня декларируется на уровне Президента и Правительства РФ, на четкую обоснованность расходов в конечном счете позволит повысить и их эффективность. Думаю, когда наши начинания по совершенствованию финансирования в данной сфере будут совместно с нашими коллегами из Минспорта претворены в жизнь, тогда будем сравнивать не с советскими временами, а с тем, как было до 2012 года и после. Надеюсь, будет что сравнить.

— Есть ли резервы для увеличения финансирования физкультуры и спорта? Какие отрасли являются конкурентами в борьбе за бюджетные ресурсы?

— В условиях ограниченности ресурсов все отрасли так или иначе являются конкурентами по отношению друг к другу. Прежде всего между собой конкурируют отрасли социальной сферы. Когда я говорю о социальной сфере, то имею в виду в первую очередь образование, здравоохранение, поддержку социально незащищенных слоев населения. Ежегодно растут расходы на образование, и руководством страны ставится вопрос об их дальнейшем увеличении. Важно заметить, что четыре миллиарда рублей только из федерального бюджета ежегодно предназначены на образование в сфере спорта. Эти расходы идут по разделу «Образование», но по сути это ведь тоже средства на развитие спорта. В этом году создано училище спортивного резерва в Ярославле, оно предназначено в первую очередь для подготовки хоккеистов. Это очень важно было сделать, учитывая трагедию с командой «Локомотив». В Казани начинается набор в новое бюджетное учреждение образования — Поволжскую академию физической культуры и спорта.

На федеральном уровне ряд учреждений спортивного профиля осуществляет свою деятельности в сфере культуры или науки, и все они, так же как и учреждения образования, попадают под действие указов Президента РФ от 7 мая 2012 года. Их финансирование будет увеличено, чтобы обеспечить условия для выполнения эффективного контракта. То есть фактически получается и конкуренция, и сотрудничество отраслей. Хотя понятно, что проблемы образования и здравоохранения всегда острее переживаются обществом, поэтому есть соблазн оставить спорт на потом, но стараемся стоять на страже интересов сферы, за финансирование которой отвечаем.

— Как вам видятся перспективы нашего спорта, в том числе массового, с финансовой точки зрения?

— Перспективы отличные. Вообще в последнее время во многом благодаря авторитету Президента РФ (а он традиционно уделяет большое внимание развитию спорта) региональные и местные власти стали обращать больше внимания на развитие физической культуры и спорта. Правительство РФ, очевидно, относит развитие отрасли к числу приоритетных направлений. Мне кажется, что тенденция к повышению федеральных расходов на спорт будет сохраняться, но чрезвычайно важно, чтобы такая тенденция продолжалась и в регионах. Сегодня она очевидна, и расходы на физкультуру и спорт в консолидированном бюджете тоже растут. Вместе с тем в регионах создано много спортивных объектов, которые порой простаивают. Надо развивать массовый спорт и обеспечить заполняемость спортивных учреждений, прежде всего за счет расширения пропаганды физической культуры и спорта.

Надеюсь, что этому отчасти будут способствовать успехи нашей сборной на Олимпиаде, так как растет число желающих заниматься теми видами спорта, в которых мы побеждаем. И важно, чтобы на местах для них были созданы все условия — причем это касается не только финансирования. Проблемы надо решать комплексно и эффективнее использовать ту инфраструктуру, которая уже создана. Естественно, нужна и консолидация усилий региональных и местных властей для того, чтобы спорт был одним из ключевых направлений развития территорий, в первую очередь в части социализации молодого поколения, развития здорового образа жизни. И конечно, вместе с ростом реальных доходов населения люди смогут тратить больше денег на здоровый образ жизни, на физкультуру и спорт.

— Чемпионат мира по футболу 2018 года не оттянет средства у массового спорта, у других видов спорта? Нет опасений такого рода?

— Думаю, нет. Пока еще даже нет концепции подготовки и проведения чемпионата, она сейчас готовится и должна вый­ти к концу 2012 года. К тому, о чем я уже сказал выше, можно лишь добавить, что скорее всего основная финансовая нагрузка ляжет на субъекты Федерации, на города, подавшие свои заявки на проведение чемпионата на своей территории.

Безусловно, им будет оказана существенная помощь из федерального бюджета, и она уже выделяется — речь идет о почти 6 миллиардах, запланированных на эти цели в 2012 и 2013 годах. При этом в регионах должны быть построены не только большие стадионы, но и тренировочные поля, а они впоследствии будут использованы для развития массового спорта. Базы, где будут тренироваться футболисты, потом тоже достанутся регионам, поэтому проведение чемпионата мира по футболу в Российской Федерации будет способствовать развитию массового спорта и не должно привести к сокращению его финансирования. При этом опять встает вопрос рационального использования ресурсов: если мы строим 45-тысячный стадион, он не должен затем простаивать или заполняться наполовину. Важно, чтобы все было сделано с умом и правильно использовалось после чемпионата.

Таблица. Расходы бюджетов бюджетной системы на физическую культуру и спорт, млрд руб.*

Источник: bujet.ru