Можно ли вашему ребенку заниматься спортом?

О чем нуж­но пом­нить, вы­би­рая спор­тив­ную сек­цию для ма­лы­шей? Ведь все мы хо­тим, что­бы за­ня­тия по­шли им толь­ко на поль­зу!

Огра­ни­че­ния по со­сто­я­нию здо­ровья ма­лы­ша – пер­вый важ­ный кри­те­рий вы­бо­ра. Есть про­бле­мы, ко­то­рые сра­зу и од­но­знач­но ис­клю­ча­ют опре­де­лен­ные ви­ды спор­та из спис­ка.

О них мож­но узнать из ме­ди­цин­ской справ­ки, а кон­суль­та­цию по вы­бо­ру ви­да спор­та или на­зна­че­ние на ле­чеб­ную физ­куль­ту­ру да­ют спе­ци­а­ли­с­ты по вос­ста­но­ви­тель­но­му ле­че­нию (та­кие вра­чи ве­дут при­ем в не­ко­то­рых дет­ских по­лик­ли­ни­ках). Де­лая вы­бор, ста­рай­тесь учи­ты­вать ско­рее ин­те­ре­сы са­мо­го ре­бен­ка, а не свои по­же­ла­ния. Ведь за­ня­тия в сек­ции обя­за­тель­но долж­ны при­но­сить ему ра­дость и удо­вольст­вие.

Учти­те еще пси­хо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти ма­лы­ша и про­ду­май­те, ка­кие за­ня­тия по­мо­гут им раз­ви­вать­ся, а ка­кие толь­ко усу­гу­бят его про­бле­мы.

Мож­но или не­льзя?

Ме­ди­цин­ские про­ти­во­по­ка­за­ния к за­ня­ти­ям де­лят­ся на 2 ка­те­го­рии: аб­со­лют­ные и от­но­си­тель­ные.

На­при­мер, хро­ни­чес­кие бо­лез­ни бу­дут от­но­си­тель­ным пре­пят­ст­ви­ем, все за­ви­сит от их фор­мы. Если про­бле­мы с сис­те­мой кро­во­об­ра­ще­ния, та­кие как на­ру­ше­ния сер­деч­но­го рит­ма (на­при­мер, мер­ца­тель­ная арит­мия), вы­со­кое ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние, хро­ни­чес­кие про­бле­мы ор­га­нов ды­ха­ния (ча­ще дру­гих – брон­хи­аль­ная аст­ма) и пи­ще­ва­ре­ния (хро­ни­чес­кий гаст­ро­дуо­де­нит) до­ста­точ­но серь­ез­ные, луч­ше не от­да­вать ре­бен­ка в спор­тив­ную сек­цию, а за­нять­ся ле­чеб­ной физ­куль­ту­рой. Ина­че по­вы­шен­ные на­груз­ки мо­гут серь­ез­но на­вре­дить его здо­ровью.

Док­тор - рас­ска­жет

Если вы ре­ши­ли от­дать ре­бен­ка в боль­шой спорт, преж­де по­ка­жи­те его спор­тив­но­му вра­чу – он под­ска­жет, чем за­ни­мать­ся мож­но, а чем не сто­ит. К со­жа­ле­нию, та­ких спе­ци­а­лис­тов не­мно­го, а дет­ских и по­дав­но.

Брон­хи­аль­ная аст­ма

Сей­час счи­та­ет­ся, что фи­зи­чес­кая ак­тив­ность ма­лень­ким аст­ма­ти­кам идет толь­ко на поль­зу. Но по­ре­ко­мен­до­вать ее мо­жет толь­ко врач.

Про­бле­мы с по­зво­ноч­ни­ком

Если ма­лы­шу по­став­лен ди­аг­ноз «ско­ли­оз» или у не­го есть дру­гие серь­ез­ные на­ру­ше­ния осан­ки и про­бле­мы с по­зво­ноч­ным стол­бом, ему не сто­ит за­ни­мать­ся еди­но­бор­ст­ва­ми и «асим­мет­рич­ны­ми» ви­да­ми спор­та (боль­шим тен­ни­сом, бад­мин­то­ном). При ско­ли­о­зе очень по­лез­но пла­ва­ние, ведь во­да ес­тест­вен­ным об­ра­зом раз­гру­жа­ет по­зво­ноч­ник. Вра­чи ре­ко­мен­ду­ют пла­вать раз­ны­ми сти­ля­ми: брас­сом – при серь­ез­ных и про­грес­си­ру­ю­щих на­ру­ше­ни­ях, кро­лем и бат­тер­фля­ем − ког­да раз­ви­тие ско­лио­за оста­нов­ле­но.

Лы­жи зи­мой – еще од­но за­ме­ча­тель­ное средст­во для укреп­ле­ния мышц спи­ны и все­го ту­ло­ви­ща. А вот гор­ные лы­жи, а тем бо­лее сно­уборд, − ре­ши­тель­но про­ти­во­по­ка­за­ны! Де­тям с на­ру­ше­ни­ем осан­ки не сто­ит так­же ка­тать­ся на конь­ках (зим­них и ро­ли­ко­вых), скейт­бор­де. Не за­пи­сы­вай­те ре­бен­ка с де­фор­ма­ци­я­ми по­зво­ноч­ни­ка в кру­жок спор­тив­ной или ху­до­жест­вен­ной гим­нас­ти­ки. Ему не­льзя за­ни­мать­ся бе­гом или тя­же­лой ат­ле­ти­кой. А вот в фут­бол иг­рать раз­ре­ша­ет­ся! Мож­но еще ез­дить на ве­ло­си­пе­де, но толь­ко на ко­рот­кие дис­тан­ции.

Сла­бое зре­ние

Бли­зо­ру­кость ста­вит под за­прет спор­тив­ную гим­нас­ти­ку, борь­бу, гор­но­лыж­ный спорт, прыж­ки, фут­бол, уп­раж­не­ния с руч­ным мя­чом, хок­кей. Од­на­ко если у ва­ше­го ре­бен­ка нет мио­пии вы­со­кой сте­пе­ни и ос­лож­не­ний на глаз­ном дне, мож­но за­ни­мать­ся ху­до­жест­вен­ной гим­нас­ти­кой, во­лей­бо­лом, бас­кет­бо­лом, фи­гур­ным ка­та­ни­ем, кон­ным спор­том, тен­ни­сом и пла­ва­ни­ем.

Воз­мож­ные труд­нос­ти

По уров­ню трав­ма­тиз­ма в дет­ском спор­те ли­ди­ру­ет хок­кей, от­тес­нив на вто­рой план да­же спор­тив­ную гим­нас­ти­ку с ее брусь­я­ми, тур­ни­ка­ми и брев­ном.

Кро­ме идеи эле­мен­тар­ной без­опас­нос­ти, учти­те еще объ­ем фи­зи­чес­ких на­гру­зок. Чрез­мер­ные тре­ни­ров­ки мо­гут сбить за­ло­жен­ную при­ро­дой про­грам­му рос­та ор­га­низ­ма, а за­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния тре­не­ров мо­гут спро­во­ци­ро­вать у ма­лы­шей син­дром хро­ни­чес­кой ус­та­лос­ти, нер­в­ные сры­вы и кон­флик­ты.

В команде и по одному

Обратите внимание на характер вашего малыша: как он ладит с другими детьми, готов ли добиваться результатов и делить радость победы со сверстниками?

Любые командные виды спорта лучше всего подойдут ребятишкам, которым общение дается без труда. Если ваш малыш – яркий лидер, ему подойдет спортивная или художественная гимнастика, большой или настольный теннис. Все эти виды спорта требуют личных усилий маленького человека.

И даже групповые упражнения в художественной гимнастике или парное фигурное катание, где результат зависит и от партнера, все равно делают ставку на личные усилия спортсмена.

Особые назначения. Детям застенчивым в командные игры с жесткими правилами идти не стоит. Иначе ребенок замкнется среди боевых сверстников. Единоборства, где требуется «спортивная злость», или занятия, делающие ставку на лидерство и привлекающие много внимания к маленькому спортсмену (как фигурное катание), таким ребятам тоже не подойдут. Ранимым и тонко чувствующим детям лучше отправиться на индивидуальные занятия, например, плаванием и конным спортом.

Что и когда?

* Плавание – с рождения, с 6-7 лет самостоятельно.

* Горные лыжи – с 3-6 лет.

* Айкидо – с 4 лет.

* Ушу – с 4 лет.

* Фигурное катание – с 5 лет.

* Теннис – с 5 лет.

* Хоккей – с 5 лет.

* Акробатика – с 6 лет.

* Футбол – с 6 лет.

* Художественная гимнастика – с 6-7 лет.

* Велоспорт – с 7-9 лет.

* Баскетбол – с 6-9 лет.

* Волейбол – с 8-10 лет.

* Легкая атлетика – с 10 лет.

Пла­ва­ние

Учить ма­лы­ша пла­вать мож­но с лю­бо­го воз­рас­та. И все же же­ла­тель­но на­чи­нать с мла­ден­чест­ва, по­то­му что для но­во­рож­ден­ных это со­вер­шен­но ес­тест­вен­ный, реф­лек­тор­ный про­цесс.

Пла­ва­ние, по­жа­луй, единст­вен­ный вид спор­та, у ко­то­ро­го поч­ти нет про­ти­во­по­ка­за­ний. Од­на­ко, преж­де чем при­сту­пить к за­ня­ти­ям, по­со­ве­туй­тесь с пе­ди­а­тром. Если ма­лыш за­бо­лел, тре­ни­ров­ки пре­ры­ва­ют и воз­об­нов­ля­ют пос­ле его выз­до­ров­ле­ния.

Пла­ва­ние сти­му­ли­ру­ет нер­в­ные окон­ча­ния в ко­же и мас­си­ру­ет те­ло ма­лы­ша, улуч­ша­ет об­мен ве­ществ, сон, ап­пе­тит, де­ла­ет бо­лее устой­чи­вой нер­в­ную сис­те­му, тре­ни­ру­ет ор­га­ны ды­ха­ния и сер­деч­но-со­су­дис­тую сис­те­му, укреп­ля­ет мыш­цы, связ­ки, сни­жа­ет на­груз­ку на по­зво­ноч­ник и фор­ми­ру­ет пра­виль­ную осан­ку.

Со­вер­шенст­ву­ют­ся дви­же­ния, по­вы­ша­ет­ся об­щий то­нус ор­га­низ­ма, ма­лы­ши ста­но­вят­ся вы­нос­ли­вее. По срав­не­нию с «не­пла­ва­ю­щи­ми» деть­ми их по­ка­за­те­ли ве­са и рос­та, ем­кость лег­ких и си­ла ске­лет­ных мышц за­мет­но вы­иг­ры­ва­ют. Они на­чи­на­ют рань­ше хо­дить, си­деть и раз­го­ва­ри­вать.

Осо­бые на­зна­че­ния. Пла­ва­ние пой­дет на поль­зу ги­пе­рак­тив­ным де­тиш­кам, час­то бо­ле­ю­щим и быст­ро ус­та­ю­щим, а еще слиш­ком эмо­ци­о­наль­ным, аг­рес­сив­ным ма­лы­шам.

Вер­хо­вая ез­да

Об­ще­ние с ло­шадьми успо­ка­ива­ет и од­нов­ре­мен­но рас­кре­по­ща­ет ма­лень­ко­го спорт­сме­на, да­ет ре­бен­ку чувст­во ком­фор­та, сни­ма­ет стресс. А пра­виль­ная осан­ка и гар­мо­нич­ное раз­ви­тие всех групп мышц слу­жат оз­до­ров­ле­нию ос­нов­ных сис­тем ор­га­низ­ма.

Осо­бые на­зна­че­ния. Та­кие за­ня­тия хо­ро­ши для про­блем­ных де­тей с че­рес­чур рез­ки­ми эмо­ци­о­наль­ны­ми ре­ак­ци­я­ми, чья по­вы­шен­ная воз­бу­ди­мость и ги­пе­рак­тив­ность вы­зва­ны нев­ро­ло­ги­чес­ки­ми труд­нос­тя­ми.

Ай­ки­до

Очень гар­мо­нич­ный вид еди­но­борств. Глав­ный прин­цип – ис­поль­зо­ва­ние сил про­тив­ни­ка про­тив не­го са­мо­го. Кре­пость и рост не иг­ра­ют здесь осо­бой ро­ли. За­ня­тия укреп­ля­ют им­му­ни­тет ма­лы­шей, ведь на уро­ках они дви­га­ют­ся бо­си­ком, а это ес­тест­вен­ный спо­соб за­ка­ли­ва­ния и мас­саж био­ло­ги­чес­ки ак­тив­ных то­чек стоп, в боль­шом ко­ли­чест­ве рас­по­ло­жен­ных на по­дош­вах.

Ай­ки­до учит де­тей пра­виль­но ды­шать, улуч­ша­ет вен­ти­ля­цию лег­ких (от че­го на­пря­мую за­ви­сит снаб­же­ние тка­ней кис­ло­ро­дом), раз­ви­ва­ет ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний, укреп­ля­ет мыш­цы, фор­ми­ру­ет пра­виль­ную осан­ку и осо­бую «ле­тя­щую» по­ход­ку. Ма­лы­ши учат­ся пра­виль­но па­дать, что по­зво­лит им из­бе­жать травм в обыч­ной жиз­ни. Они лег­ко на­хо­дят кон­такт со сверст­ни­ка­ми и стар­ши­ми, осо­знан­но ухо­дят от кон­флик­тов и уж тем бо­лее не ре­ша­ют их си­лой.

Осо­бые на­зна­че­ния. Ги­пе­рак­тив­ным «рас­тор­мо­жен­ным» де­тям, дра­чу­нам и за­ди­рам за­ня­тия ай­ки­до по­мо­гут вы­плес­нуть чрез­мер­ную энер­гию и за­од­но на­учить­ся управ­лять сво­ей аг­рес­си­ей. Со­стя­за­ния по стро­гим пра­ви­лам и эти­ка ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния к со­пер­ни­ку по­зво­лят ре­бя­там в бу­ду­щем со­зна­тель­но от­ка­зать­ся от улич­ных раз­вле­че­ний без пра­вил.

Это борь­ба без борь­бы. Она хо­ро­ша тем, что да­ет ма­лы­шам гар­мо­нию вмес­те с ощу­ще­ни­ем сво­ей си­лы и кон­тро­лем над сво­им те­лом. Если вы хо­ти­те раз­вить дви­га­тель­ные спо­соб­нос­ти ре­бен­ка, ре­шить за­да­чу с ори­ен­та­ци­ей в прост­ранст­ве и вре­ме­ни, на­стро­ить точ­ность и рит­мич­ность дви­же­ний, вос­пи­тать ха­рак­тер и дис­цип­ли­ни­ро­ван­ность, вам сто­ит по­ду­мать о сек­ции ушу.

Если ма­лыш го­тов оста­вать­ся в ком­па­нии чу­жих лю­дей и в не­зна­ко­мом мес­те, за­ня­тия мож­но на­чи­нать с 4 лет. На­чаль­ный курс ушу со­сто­ит из ком­плек­са об­ще­ук­реп­ля­ю­щих уп­раж­не­ний, ко­то­рый раз­ви­ва­ет все груп­пы мышц. И толь­ко ос­но­ва­тель­но под­го­то­вив­шись, ре­бя­та че­рез па­ру лет пе­ре­хо­дят к изу­че­нию при­емов боя.

Осо­бые на­зна­че­ния. Как и ай­ки­до, ушу даст слиш­ком воз­бу­ди­мым ма­лы­шам воз­мож­ность скор­рек­ти­ро­вать мно­гие про­бле­мы.

Фут­бол, бас­кет­бол, во­лей­бол

Иг­ры с мя­чом мож­но на­чи­нать уже в 2 го­да. А в спор­тив­ные сек­ции фут­бо­ла, бас­кет­бо­ла де­тей при­во­дят с 6 лет. Спорт­сме­нов пом­лад­ше, кро­ме под­бра­сы­ва­ния мя­ча раз­ны­ми спо­со­ба­ми, брос­ков на даль­ность и в цель, учат еще на­вы­кам ве­де­ния, от­би­ва­ния мя­ча, лов­ли, пе­ре­да­чи и за­бра­сы­ва­ния его в кор­зи­ну или во­ро­та.

Уп­раж­не­ния в бро­са­нии, ка­та­нии мя­чей раз­ви­ва­ют гла­зо­мер, ко­ор­ди­на­цию, лов­кость, рит­мич­ность, со­гла­со­ван­ность дви­же­ний. Они фор­ми­ру­ют уме­ние схва­тить, удер­жать, бро­сить пред­мет, при­уча­ют рас­счи­ты­вать на­прав­ле­ние брос­ка, со­гла­со­вы­вать уси­лия с рас­сто­я­ни­ем, раз­ви­ва­ют вы­ра­зи­тель­ность дви­же­ний, уме­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся в прост­ранст­ве. В иг­рах с мя­чом со­вер­шенст­ву­ют­ся еще быст­ро­та, пры­гу­честь, си­ла.

А по­сколь­ку у де­тей-до­школь­ни­ков еще сла­бо раз­ви­та спо­соб­ность к точ­ным дви­же­ни­ям, лю­бые ма­ни­пу­ля­ции с мя­чом пой­дут им толь­ко на поль­зу.

Уп­раж­не­ния с пред­ме­та­ми раз­но­го ве­са и объ­ема раз­ви­ва­ют и круп­ные, и мел­кие мыш­цы рук, ног, уве­ли­чи­ва­ют по­движ­ность сус­та­вов паль­цев и кис­тей, что осо­бен­но важ­но для ма­лы­шей, ко­то­рые го­то­вят­ся ид­ти в шко­лу. Бро­сая и вы­лав­ли­вая мяч, ре­бе­нок дейст­ву­ет обе­и­ми ру­ка­ми или но­га­ми, гар­мо­нич­но раз­ви­вая цент­раль­ную нер­в­ную сис­те­му и весь ор­га­низм.

Осо­бые на­зна­че­ния. Та­кие за­ня­тия хо­ро­ши для не­по­сед­ли­вых, ги­пе­рак­тив­ных ма­лы­шей, они по­мо­гут скор­рек­ти­ро­вать нев­ро­ло­ги­чес­кие про­бле­мы и да­дут раз­ряд­ку на­ко­пив­шим­ся эмо­ци­ям.

Счи­та­ет­ся, что он раз­ви­ва­ет мол­ни­е­нос­ную ре­ак­цию и фор­ми­ру­ет со вре­ме­нем ат­ле­ти­чес­ки под­тя­ну­тую фи­гу­ру.

Осо­бые на­зна­че­ния.Ху­до­ща­вым, быст­ро ус­та­ю­щим, не слиш­ком энер­гич­ным ре­бя­там (вра­чи на­зо­вут их ас­те­нич­ны­ми) та­кие за­ня­тия по­мо­гут гар­мо­нич­но и сим­мет­рич­но раз­ви­вать те­ло, сде­ла­ют вы­нос­ли­вы­ми и уве­ли­чат ем­кость лег­ких.

Источник: medical.odaily.info