Глава 5. Первые шаги к чемпионству

Спорт для малышей

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с раннего возраста занимался спортом, то обратите свое внимание на группы фитнеса, которые проводят занятия с 2-3-летними малышами. Дети катаются на мячах, проползают в обручи и делают множество самых разнообразных упражнений. По мере взросления задания усложняются. На таких занятиях ребенок получает общую физическую подготовку, учится управлять своим телом, приобщается к здоровому образу жизни. Кроме того, он приобретает социальные навыки: становится более общительным и самостоятельным. У детей улучшается осанка и не будет лишнего веса.

Детский фитнес все более прочно входит в нашу повседневную жизнь. Одни родители воспринимают его как альтернативу детскому центру развития, а кто-то считает это несерьезным развлечением за деньги. Но детский фитнес популярен прежде всего потому, что это хорошо организованная детская физкультура. Задания, предлагаемые на занятиях, направлены на общее физическое развитие ребенка. У детей вырабатываются правильность и красота движений, походки, а также развивается речь. Можно начинать заниматься, как только малыш научится уверенно ходить.

Если фитнес вам не по карману, занимайтесь дома с ребенком самостоятельно. Купите спортивный инвентарь и сделайте в комнате спортивный уголок. Можно также играть с ребенком в салочки, снежки, кататься вместе на роликах, плавать. И не забывайте его регулярно хвалить.

С какого возраста можно отдать ребенка в секцию

Спорт – это свобода и самовыражение, самореализация и ощущение своего тела, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и умение дружить. У всех нас со спортом свои ассоциации. Кто-то ненавидит «физ-ру» со школы, вспоминая пытки на спортивных снарядах (типа «козла»), «березку» на матах, бег до изнеможения и прочие «радости». Кто-то вспоминает былую славу побед и горечь поражений в своих первых спортивных состязаниях.

Можно точно сказать, что развивающемуся детскому организму «умеренный» спорт не повредит, особенно если вид его подобран с учетом физических и психических особенностей ребенка. Но прежде чем понять, какому ребенку какой вид спорта подойдет, давайте оговорим, что речь мы будем вести о непрофессиональном спорте, оздоровительном, любительском, для души и тела. Конечно, со временем все может перерасти и в профессиональные занятия.

Ваш ребенок с утра отправляется в школу, потом проводит за домашним заданием три часа в день, а дальше утыкается в компьютер. И никакой закалки, чуть что – сразу простуды, грипп и прочие «прелести». Так отдайте ребенка в спортивную секцию – и для здоровья полезно, и очень дисциплинирует. А главное, не так дорого, как кажется.

Если вы решили сделать из своего ребенка настоящего спортсмена, то путей может быть несколько: детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР) или экспериментальная школа высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ).

Не хотите напрягать сына или дочку и спортом думаете заняться только для здоровья? Тогда присмотритесь к спортивным секциям при школе – чаще всего занятия в них носят оздоровительный характер и к спортивной славе там никто не стремится.

Ну а если вы мечтаете о высоких спортивных достижениях, то всерьез присмотритесь к плаванию, горным лыжам и ушу – вашему ребенку достаточно дорасти всего до 3 лет, чтобы начать ими заниматься. Гребля и плавание разрабатывают грудную клетку и широчайшие мышцы спины. Опасаетесь, что рановато? Тогда подождите год-другой и смело отправляйте отпрыска на фигурное катание, хоккей, теннис, футбол, художественную гимнастику и акробатику. Для всех видов велоспорта, волейбола и биатлона нижняя граница – уже 9 лет. А если ребенку нравятся бокс, легкая атлетика или фехтование, то придется подождать до 11 лет.

И не стоит думать, что спортивные лавры тут же упадут к ногам вашего ребенка. К тому же, чтобы записаться, например, в секцию хоккея, как правило, потребуется медицинская страховка. Ведь это игра для настоящих мужчин, то есть достаточно травмоопасная. Да и в большой спорт из секции так сразу не попасть: отборы в команды начинаются обычно далеко не сразу, в большинстве секций только через 3 года занятий.

Главные недостатки многих видов спорта – перегрузка скелета и мышц. Особенно это касается тяжелой атлетики и единоборств.

Любые занятия спортом помогают снимать мышечные блоки и зажимы, а это дает ребенку возможность получить необходимую разрядку – сбросить накопившиеся эмоции, расслабиться и таким образом разрешить те проблемы, которые возникли в течение дня. Спорт помогает справляться и с эмоциональными проблемами, снять напряжение после долгого сидения за партой.

Ниже перечислены виды спорта, в какие можно отдать ребенка, с указанием возраста, с которого осуществляется прием.

Акробатика (с 6 лет).

Биатлон (с 9 лет).

Плавание (с 3 лет с родителями, с 7 лет отдельно).

Фехтование (с 9-11 лет).

Хоккей (с 5 лет).

Горные лыжи (с 3–6 лет).

Волейбол (с 8-10 лет).

Фигурное катание (с 5 лет).

Теннис (с 5 лет).

Ушу (с 4 лет).

Отдавая детей в спортивные секции, мы все хотим, чтобы они росли крепкими, сильными, здоровыми, умели ставить цели и добиваться их, чтобы у них было, где выплеснуть избыток энергии, чтобы они научились преодолевать страх, развивали волю и выносливость, учились общению в новом коллективе. И в конце концов оправдали наши надежды и приобрели в будущем высоко оплачиваемую профессию.

Командные игры

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным, самым красивым и самым здоровым. Развивая малыша, нужно помнить о том, как важны для него занятия спортом. Во многом умение управлять своим телом, развитие мелкой и крупной моторики определяет умственные способности ребенка.

Открытым для контакта, общительным детям больше всего подходят командные игры. В свою очередь, и командная игра может научить малыша общительности.

Девочкам обычно рекомендуют попробовать себя в баскетболе, гандболе, волейболе, но отдавать малышку, например, в женский хоккей большинство даже увлеченных этим видом спорта родителей считают нецелесообразным.

Многие мальчишки любят погонять в футбол или побросать мяч в баскетбольную корзину во дворе, и часто родители ограничиваются дворовой забавой ребенка. Если говорить о профессиональных тренировках, то они начинаются обычно с 5 лет. В игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей и др.) важны такие качества, как быстрота реакции, коммуникабельность, управляемость. Малыш должен быть развит физически: хорошо бегать, прыгать. Все эти виды спорта относятся к контактным и травматичным. Они требуют больших физических затрат и выносливости. Поэтому при наличии у ребенка хронических болезней ими лучше не заниматься и в секцию идти не стоит.

При выборе секции очень важно учитывать и психологические особенности ребенка. Игра в команде учит сдерживать излишние эмоции, считаться с окружающими, стараться находить компромисс.

Если сын или дочка «по жизни» тихоня, выбирайте одиночные виды спорта: большой теннис, плавание, художественную гимнастику.

Мягкому, спокойному или шустрому, добродушному ребенку можно порекомендовать ушу, неспокойным детям подойдет карате; айкидо – борьба, основанная на мягких, плавных движениях.

Спортивные клубы для детей

Современные дети стали жертвами сидячего образа жизни вслед за взрослыми. Им не хватает не только спорта: современные дети не видят мира природы и не стремятся познать его. Кроме того, им просто некогда: сравнив расписания в школах сейчас и 30 лет назад, можно увидеть, что у современного ребенка просто нет столько времени. Закончив делать уроки, дети уже не стремятся играть с соседскими мальчишками и девчонками. Они садятся за компьютеры и телевизоры, слушают музыку; и все это – не сходя с дивана. О какой физической активности может идти речь! Да и питание тоже не лучшим образом сказывается на здоровье: сладкое, мучное, жирное, обилие полуфабрикатов – все это стало нормой жизни. Недостаток овощей и фруктов приводит к заболеваниям желудка, а неумеренное потребление калорий – к ожирению. Конечно, все эти проблемы сваливаются на человека не сразу и, скорее всего, не в детском возрасте. Но чтобы вовсе пред отвратить их, детям нужно что-то, что выработает у них полезные привычки.

Пару десятков лет назад многие дети ходили в школу пешком или ездили на велосипедах. В свободное время они ездили на велосипедах по окрестностям, взбирались на заборы и деревья, играли в догонялки и «казаки-разбойники». После школы дети прошлых поколений бежали на улицу, и у их родителей не возникало и мысли о том, что чаду нужны регулярные тренировки.

Детские спортивные клубы помогают настроить ребенка на то, что спорт – это весело и интересно. Физическая активность полезна для здоровья, но в детском спортивном зале этим не ограничиваются. Выполняя упражнения в группах и соревнуясь между собой, дети приобретают навыки общения. Родителям остается только выбрать подходящий клуб.

Формируем необходимые умения

Многие исследования подтверждают: если дети физически активны с раннего возраста, то они остаются активными и став взрослыми. Но заставить ребенка заниматься спортом в традиционном смысле – задача не из легких. Одна из самых важных целей, которой должны достичь родители, – вызвать у малыша интерес к занятиям. Именно этой цели и служат программы детских фитнес-клубов.

Сама атмосфера детского спортзала настраивает и вдохновляет детей. Специально составленные программы для разных возрастов предусматривают необходимую нагрузку на сердце, мышцы и легкие. Положительные результаты сопровождаются переводом в другую группу, что также служит источником мотивации. Достигая успеха, ребенок становится оптимистом, ему легче дается учеба, у таких детей, как правило, высокая самооценка и хороший сон. Не стоит недооценивать и возможность разностороннего развития: если у вашего сына или дочери несколько склонностей, он (она) может не выбирать между ними, а посещать разные занятия в одном клубе. Вот еще несколько мотивов для занятий спортом именно в детском клубе:

социальная приспособленность, приобретенная в играх с другими детьми;

самостоятельность, способность преодолевать трудности, развиваемые с раннего возраста;

приобретение телом ребенка подвижности и гибкости;

улучшение здоровья ребенка из-за усиления циркуляции крови;

высокая самооценка;

приобретение умения быть честным в соревнованиях;

приобретение умения слушать и следовать инструкциям;

медицинский контроль риска ожирения;

контроль самим телом процента жира;

снижение уровня холестерина в крови и кровяного давления;

сохранение приобретенных навыков и умений на всю жизнь.

Ребенок в спортзале

В детских спортзалах большое внимание уделяется дизайну помещения, поэтому внешне зал выглядит привлекательным и очень удобным. В отличие от общих спортзалов, где детям запрещено пользоваться многим оборудованием, в специальном спортзале ребенок может применять все. Конечно, под наблюдением инструктора. В некоторых клубах, куда допускают совсем маленьких детей, может понадобиться присутствие родителей. Но с возрастом посещение клуба становится более организованным развлечением: все занятия проводятся строго по расписанию и развивают моторные, организационные и коммуникационные навыки детей разных возрастов.

Все движения совершаются под музыку в соответствии с возрастом детей. Оборудование, созданное специально для ребят, имеет мягкие гелевые сиденья и ручки.

Программы рассчитаны как на детей детсадовского или даже ясельного возраста, так и на подростков. Начинать можно с детских упражнений, включающих в себя песни и танцы, поездок на безопасных велосипедах и качелей, на которых лучше качаться вместе с малышом.

Дети растут, и на смену этим занятиям приходят основы гимнастики, балет, йога, карате и аэробика. Ребят разделяют на группы по интересам и возрасту, где они в веселой дружеской атмосфере приобретают навыки, которые могут помогать им на протяжении всей жизни. Исследования американских врачей показали, что спорт очень важен в возрасте 5–8 лет, так как именно в этот период закладываются основы здоровья, и у взрослого человека потом не будет атеросклероза и инфаркта миокарда.

Причины отчисления детей из секции

Как показывают исследования, решающими факторами для попадания детей в секции на начальных этапах являются желание родителей, а также опыт и мастерство тренера. Интересно, что такой немаловажный мотив, как желание стать знаменитым, пример известного спортсмена, не служит основной причиной прихода ребенка в спорт. Данный факт, по-видимому, можно объяснить очень ранним началом спортивных тренировок (в 4–5 лет), когда ребенок не в полной мере осознает важность этого фактора. Опросы детских тренеров свидетельствуют о том, что, несмотря на спад популярности спортивной гимнастики в нашей стране, дети активно поступают в секции.

Интересно мнение детских тренеров о наиболее важных качествах для спортивного успеха. Основная часть тестируемых отметили максимальное значение психических качеств спортсмена (характера). На втором месте, по общему признанию, находится роль самого тренера и лишь потом физические качества ребенка. Основное же психическое качество, определяющее успех в спорте, по мнению тренеров, безусловно, воля к победе, затем целеустремленность, менее важна психологическая не устойчивость к неудачам и травмам. Интересно также, что агрессивность, отмечаемая многими известными спортсменами как одно из основных психических качеств спортивной борьбы, по мнению тренеров, не играет большой роли.

Одна из современных тенденций массового детского спорта – стремление сохранить количество детей, пришедших в него. Это имеет очень большое значение для воспитания подрастающего поколения и сбережения его здоровья. Однако ситуация с ухудшающимися физическими характеристиками нации не позволяет отбирать в секции совершенно здоровых детей.

В последнее время повышаются требования к организму юных спортсменов. Даже в группах начальной подготовки интенсивно развивающийся детский организм испытывает огромный прессинг психоэмоциональной и физической нагрузок, который способен выдержать не каждый ребенок. Воспитанники детских спортивных школ, прошедшие все этапы отбора, в 14 лет становятся мастерами спорта. С 11–12 лет наиболее талантливые спортсмены принимают участие в крупных международных соревнованиях, а еще не достигнув биологической зрелости, в 15–16 лет, подростки, входящие в сборную страны, становятся чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр. В связи с этим возникает дилемма. С одной стороны, достижение высоких уровней спортивного мастерства требует раннего отбора детей и их ранней специализации, а с другой – лишь у единиц детский организм способен справиться с высокими психоэмоциональными и физическими нагрузками. Поэтому спортивные секции, особенно крупные, несут потери (до 80 % отсева). Таким образом, нередко ребенок, имеющий спортивные навыки, «выбрасывается» из данного вида спорта из-за своей «бесперспективности».

Каковы же основные причины отчисления детей из спортивной секции и ограничиваются ли они несоответствием по физическим или психическим параметрам? Немаловажной причиной большинство тренеров считают отсутствие у учеников прогресса и роста спортивных результатов. Причем подчеркивается, что это не обязательно связано с отставанием в развитии необходимых физических качеств юного спортсмена. Хотя, с другой стороны, немаловажна причина отчисления из-за отсутствия у спортсмена тех качеств, которые помогают справляться с трудностями и проигрышами. Конфликтность и неумение общаться с тренером и сверстниками, по мнению ряда специалистов, также может послужить причиной отчисления ребенка из спортивной группы.

В жизни юного спортсмена важно решение его судьбы после отчисления из спортивной группы. Если ребенок по тем или иным причинам все же отчисляется из секции, может ли он перейти в другую секцию и заниматься более легким видом спорта? Отчисленная из гимнастики спортсменка может найти себя и в прыжках в воду, и в фигурном катании, иногда в синхронном плавании, порой даже в легкой атлетике. Интересно в связи с этим мнение главного тренера сборной России по прыжкам в высоту с шестом профессора В. М. Ягодина. Он считает, что в их спортивной специализации требуются спортсмены, прошедшие предварительную начальную подготовку в спортивной гимнастике. И данный факт подтверждается многочисленной информацией. Так, к примеру, известная прыгунья в высоту с шестом С. Феофанова в прошлом – мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике.

Некоторые же тренеры считают, что уход из спорта – это личное дело каждого ребенка и его родителей, так как, возможно, спорт вообще не для него и он зря теряет здесь свое время. Другие не берутся однозначно ответить на этот вопрос, поскольку пытаются оставить в спорте каждого ребенка, даже в случае, если он неперспективен. Опытные тренеры отмечают, что в спортивной школе имеются группы как для менее, так и для более одаренных детей. Такой ответ, с моей точки зрения, наиболее гуманен, поскольку определить одаренность ребенка на первоначальном этапе занятий практически невозможно.

Необходимо отвлечь ребенка от дурного влияния улицы, сохранить его физическое здоровье, привить ему полноценные черты личности – и все это может сделать спорт.

Роль тренера

Самый главный человек в деле воспитания чемпиона – это тренер. Если никто из специалистов не обращает на ребенка внимания, значит, он не сможет добиться успеха. Тренер должен быть очень требовательным. Ребенок уже устал и не может заниматься, а тренер его заставляет, и при этом ребенок находит резервы, которых никто не предвидел. И ведь многие тренеры считают, что подготовка спортсмена для участия в крупных состязаниях – адская работа.

По большому счету, все спортивные победы начинаются с простых учителей физкультуры, которые начинают заниматься с будущими чемпионами и затем передают их более именитым наставникам. И те в конце концов приводят ребят к чемпионскому пьедесталу. Вот только о них, тех, кто сумел в начале пути поддержать талантливых ребят, вспоминают редко. Когда вручали первую премию «Слава» и чествовали тех, кто внес наибольший вклад в развитие отечественного спорта, в номинации «Учитель физкультуры» награду не вручили никому: не знали, кого награждать.

Хороший тренер – это то же самое, что и хороший родитель, в полном понимании этого выражения. Он должен быть не мягким и не жестким, а таким, чтобы один его вид внушал доверие и уважение! Это самое главное, и даже его звание не влияет на результат спортсмена.

А еще важно, чтобы тренер умел оказывать при необходимости первую медицинскую помощь.

Итак, самые важные черты тренера – это мудрость, умение отвечать каждому подопечному, способность вовремя обнаружить талант. И хоть немного юмора, ведь на занятиях не должно быть скуки.

Рекомендации врачей

Если с выбором секции вы вместе с ребенком определились, то прежде, чем приступить к занятиям, необходимо обратиться за консультацией к врачу. Сделать ЭКГ, проверить функцию внешнего дыхания, состояние позвоночника. Педиатр даст рекомендации относительно того вида спорта, который вы выбрали; если врач не советует заниматься в данной секции, то прислушайтесь к его мнению.

Врачи обычно рекомендуют родителям обратить внимание на режим юного спортсмена. Оптимальное время для занятия спортом – раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером – как минимум через 1,5 часа после еды и не менее чем за 2 часа до сна. После еды заниматься спортом нельзя.

Если у ребенка слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса, лучше пропустить тренировку.

Противопоказания к занятиям едины для всех видов спорта – это любые хронические заболевания в стадии субкомпенсации (минимального проявления болезни) и декомпенсации (обострения).

Выбирая занятие, постарайтесь найти место поближе к дому, особенно в большом городе. Для ребенка, получающего большие физические нагрузки, дальняя дорога утомительна. Со временем ежедневное путешествие может отбить всякую охоту заниматься спортом.

И последнее. Как бы вам ни хотелось, чтобы ребенок продолжал занятия, прислушивайтесь к его желанию. Если ему не нравится заниматься – не заставляйте! Даже если его доводы кажутся вам неубедительными. Понаблюдайте за атмосферой на занятиях, за тем, как тренер общается со своими воспитанниками. Психологический комфорт, ощущение, что его хорошо понимают, помогают преодолевать трудности – вот что должен чувствовать ребенок в самом начале пути. Занятия должны приносить радость, только в этом случае от них будет польза здоровью.

Советы родителям

Лучший вид спорта – тот, который нравится ребенку. Помните, что он не вы, а другой человек, и не пытайтесь выбирать за него.

Профессиональный спорт неотделим от перегрузок, к которым ребенок физически просто не готов. Не рискуйте его здоровьем ради будущих успехов. Они не стоят боли и страха.

Отдавая ребенка в спорт, убедитесь, что рядом с ним будут находиться опытные взрослые, которые не заставят его рисковать здоровьем ради побед, самое главное – чтобы ребенок был здоров.

Не заставляйте его продолжать заниматься спортом любой ценой. Если ребенок не хочет больше ходить в секцию, попробуйте понять почему и найдите выход вместе.

Не пугайтесь, обнаружив у ребенка шишки. Падения и ушибы на тренировках – дело житейское.

Дети – народ привязчивый. Постарайтесь, чтобы тренер не использовал это против вас. Лучше всего попытаться сформировать доверительные партнерские отношения между всеми сторонами.

Хорошо, когда ваш ребенок занят. Но соблюдайте меру. Чередуйте интеллектуальную и спортивную нагрузку. И не забывайте: свободное время, в том числе и сидение перед телевизором, нужно даже вундеркинду.

Нацеленность только на спортивный результат нередко выбрасывает людей на обочину жизни после того, как они расстаются со спортом. Поэтому старайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на спорте и спортивные цели не были единственными в его жизни.

Источник: www.telenir.net