Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему

«Нужно ли заниматься спортом?»

Цели:

1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё

мнение.

И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить

истину. Для этого существует особый тип речи  - рассуждение.

2. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в

том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.

Недавно после урока я была свидетельницей такого разговора двух ребят.

- Да ну. Я лучше за компьютером посижу.

- А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

Словарно – орфографическая работа.

(Запись на доске)

а ргумент. д о к а зательство

- Обратимся к рабочим материалам.

Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи,

тему, основную мысль.

Работа по карточкам.

(у каждого на столе карточка)

Письмо Володи.

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это

развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю  о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Поработаем с композицией этого рассуждения.

-3-

- Прочитайте вслух

1) тезис, который выдвигает автор текста;

2) доказательства, приводимые в тексте.

- Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

Работа с учебником.

1) Упр. 134, 135 (устно).

5. Лексико - орфографическая работа.

Какие виды спорта вам известны? Кто назовёт больше всех?

(Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание. )

Как ещё можно доказать, что спорт необходим?

Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта

они вам подскажут.

Сообщения учащихся.

1)   В нашей школе всего __ учащихся. Из них полностью здоровы __ человек, __ %.

Имеют ограничения по здоровью__ чел-ка,__ %. Имеют хронические заболевания __чел-к,

___%. Инвалиды - ___ чел-к,___%.

(Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)

2) 27,5 веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло

-4-

«олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва,

а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия

Олимпийских игр 20 века.

Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.

7. Речевое оформление рассуждения.

- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать

части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

(На доске плакат)

Средства связи частей рассуждения

Это можно доказать так.

Почему. И вот почему.

Это объясняется следующим.

8. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.

Работа по карточкам.

1.  Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

Зан_маться (чем?) спортом.

Уча_твовать (в чём?).

Сор_внования (какие?).

Трен _роваться (где?).

Доб_ваться победы (как?).

Уст_навливать (что?).

Пригр_вать (кому?).

2. На доске записаны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения в упражнении; необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.

1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость,

выдержку.

3. Спорт – радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4. Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

3. Отредактируйте предложения.

1. Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

2. Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.

4. Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

9. Анализ сочинения.

Задание классу:  внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово.

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я

стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая

простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается

-6-

Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

Вывод:  в сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то 2 аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть в таком коротком сочинении его писать необязательно.

- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

10. Домашнее задание (интегрированное)

1. Напишите сочинение-рассуждение (можно в форме эссе)

2. Составьте буклет.

3. Рисунок.

4. Подготовить презентацию.

Карточка № 1

1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро-.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 2

1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Как вы думаете: пол  – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 3

1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель. Можно ли вывести какую-либо закономерность?

2. Почему слово перекати-поле  пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья.

3. Как называется способ образования таких слов?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте его краткое описание.

Карточка № 4

1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро.

2. Почему дом-музей, сосна-великан  пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная  – без дефиса?

3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткое описание.

Карточка № 5

1. Почему еле-еле,  но бок о бок,  почему точь-в-точь, но однако ж.

2. Вы согласны с тем, что по-моему  и по моему  написано верно? От чего зависит написание этих слов?

3. Что общего у приставки кое-  и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

4. Тоскаде.  Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?

5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

6. Подготовьте его краткую запись.

1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный).

2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.

3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо).

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Источник: nsportal.ru