Скачать:

Предварительный просмотр:

Комплектование групп детей,

начинающих заниматься танцевальным спортом.

Авторы: Сидорова Т.В. Фрейнд И.В. педагоги дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской».

Бальные танцы перешли в разряд спорта несколько лет назад, и теоретических наработок сравнительно немного. Теория танцевального спорта значительно отстает от практики. Поэтому мы рассматривали теоретические разработки данного вопроса в близких видах спорта и попытались адаптировать их к танцевальному спорту.

Анализ теории и методики различных видов спорта показал, что многие научные разработки по проблеме отбора и ориентации в спорте применимы к танцевальному спорту.

Разработка конкретной эффективной методики комплектования групп начинающих для каждого вида спорта, в том числе и танцевального, привлекает внимание многих практиков. Но на данном этапе развития спорта, существующие формы и методы отбора и комплектования групп детей далеки от совершенства.

Отсутствие четких рекомендаций по набору и комплектованию групп начинающих танцоров создает ситуацию, когда обучение танцоров на высоком качественном уровне становится сложным.

Обобщая определения спортивного отбора можно заключить, что его цель - поиск будущих чемпионов, способных достойно представлять нашу страну на мировых первенствах.

Желающих заниматься танцевальным спортом довольно много. Если следовать цели спортивного отбора, есть риск потерять слишком большое количество детей, которым будет отказано в приеме в группу занимающихся. Данная цель может учитываться при наборе основной группы спортсменов.

По нашему мнению, нельзя отказывать детям, желающим просто заниматься танцами, только массовость занимающихся, позволит решить вопрос занятия нашей страной лидирующего положения в мире в современных танцах на паркете и многим тысячам молодых людей быть здоровыми, красивыми, гармонично развитыми личностями, использовать полученные навыки и умения в других областях на протяжении всей жизни.

В связи с тем, что в бальных танцах можно набирать различные группы, исходя из' целевых установок и физических возможностей детей, целью набора должно являться квалифицированное комплектование групп занимающихся, а не отсев желающих. При этом существует возможность миграции занимающихся между группами.

Так как отбор является составной частью системы подготовки спортсменов, он имеет место на всех этапах многолетней подготовки, выполняя на каждом из них специфические функции и решая специфические задачи. Поэтому в бальных танцах процесс отбора и комплектования достаточно стабильных групп включает в себя несколько этапов.

Целью отбора детей танцевальный спорт является комплектование двух групп - общей и спортивной, - учитывая следующие этапы:

1. Набор детей:

- запись;

- выявление целевых установок.

2. Установочные занятия:

- выявление базового уровня развития определенных физических способностей;

- прослеживание динамики их развития и уровня технического мастерства спортсменов.

- комплектование спортивной и общей групп по результатам первого года обучения.

Совершенно естественно, что задачи каждого этапа различны.

Основной задачей на первом этапе является разделение всех пришедших детей по медицинским показаниям, т.е. на практически здоровых и имеющих отклонения в здоровье.

Медицинских противопоказаний для занятий танцевальным спортом практически не существует (известны случаи создания клубов спортивных бальных танцев для инвалидов), но важно знать характер заболеваний у детей (если они есть) и учитывать их в работе при создании специальных групп танцоров.

Мы не будем подробно останавливаться на формировании групп и работе с детьми, имеющими те или иные заболевания.

Более подробно хотелось бы остановиться на методике отбора и работе с начинающими танцорами, у которых практически нет отклонений в здоровье.

Если учитывать, что ограничений по состоянию здоровья у ребенка нет, важным становится такой критерий отбора в определенную группу, как возраст. При работе с начинающими танцорами тренеру необходимо учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с ними строить процесс обучения.

Таким образом, критериями для распределения по группам на первом этапе процесса комплектования являются данные медицинского обследования (оценка состояния здоровья и функциональных возможностей детей) и возраст ребенка.

Также на данном этапе желательно выявить начальную целевую установку будущего спортсмена, если ребенок способен ее сформулировать. Это может сделать тренер во время записи ребенка на занятия. Одни дети изначально ставят перед собой цель достичь определенных высоких результатов в бальных танцах, другие просто хотят научиться танцевать. Необходимо учитывать, что установки последних при наличии высокого уровня способностей, могут меняться в процессе занятий.

На втором этапе процесса комплектования групп выявляются одаренные в спортивном отношении дети. Происходит комплексная диагностика способностей детей. для этого в каждой группе про водятся свои установочные занятия, учитывая возрастные особенности танцоров, в процессе определенного времени от нескольких недель до полугода - года или нескольких лет для отдельных детей. В этот период происходит глубокое и всестороннее (по возможности) изучение личности ученика (полная оценка состояния здоровья с учетом мнения спортивного врача; уровня развития физических качеств; его психологических особенностей, свойств нервной системы; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов и др.). Также тренер уже способен оценить технические перспективы занимающихся (скорость и качество освоения технических умений и навыков); мотивационно-волевые особенности (стремление к высоким достижениям, к самосовершенствованию, терпеливость и др.); специфические способности настойчивость, ( пластичность, танцевальность, эмоциональность).

По мнению специалистов, проводить занятия на данном этапе необходимо не только с целью обучения детей основам танца, но и так, чтобы Можно было увидеть развивающиеся способности ребенка.

В содержание установочных занятий на втором этапе процесса комплектования групп входят такие стороны подготовки спортсмена, как физическая, техническая, тактическая, морально-волевая и теоретическая. Все стороны подготовки спортсмена тесно связаны между собой.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение определенного уровня физического развития, воспитание физических качеств.

Цель общей физической подготовки достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем органов, атлетического развития спортсмена. Поскольку общая физическая подготовка преследует цель разностороннего развития, ее средствами являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность занимающегося. Общая физическая подготовка во многом расширяет функциональные возможности организма спортсмена, позволяет увеличивать нагрузки, обеспечивает постоянный рост результата. Она проводится в течение всего тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, применительно к специфике танцевального спорта. Средствами ее выступают, прежде всего, специальные упражнения или их элементы (Л. Кун, 1982).

Специальная техническая подготовка спортсмена является процессом формирования техники движений, свойственных спортивным бальным танцам. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, которые необходимы в бальных танцах, специальная техническая подготовка - на достижение мастерства в специальном упражнении.

Тактическая подготовка вооружает танцоров способами и формами ведения борьбы в процессе предстоящих выступлений, конкурсов.

Морально-волевая подготовка спортсмена представляет собой процесс воспитания у него качеств, являющихся конкретными проявлениями воли: целеустремленности (т.е. способности ясно определять ближайшие и перспективные задачи и цели, средства и методы их достижения), настойчивости и упорства (т.е. стремления достичь намеченной цели, энергичного и активного преодоления препятствий на пути к достижению цели), самостоятельности и инициативности (т.е. творчества, находчивости и сообразительности, умения противостоять дурным влияниям), решительности и смелости (т.е. активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний), выдержки и самообладания (т.е. способности ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях) (Б.А. Ивонин, 1977).

Теоретическая подготовка спортсмена означает овладение знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности (история, теория и методика спорта, физиология, гигиена и др.), т.е. повышение образованности спортсмена.

Таким образом, по мнению ряда специалистов в видах спорта, близких к бальным танцам (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание), на втором этапе комплектования групп можно выделить следующие критерии (Л.А. Карпенко, 2003; А.А. Мукамбетов, 1981; И.Г. Зябкина, 1989 и др.):

- конституционные особенности, внешние данные;

- физические способности;

- музыкальные и артистические данные;

- психологические показатели.

Некоторые из них (конституционные особенности, внешние данные) тренер способен оценить уже на этапе записи. Данный критерий не является определяющим в процессе отбора, так как в бальных танцах отсутствуют жесткие стандарты относительно морфотипа танцора и его внешних данных. Атлетический тип телосложения и приятная внешность являются скорее положительными факторами, но далеко не решающими.

В литературе по теории физической культуры и спорта определены основные физические способности: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость, прыгучесть, равновесие, гибкость.

На первом этапе оценки физических качеств ряд авторов предлагает следующие способности: гибкость, координационные способности, быстроту. Остальные качества будут также глубоко исследоваться тренером, но уже в процессе работы с каждой группой (спортивной и общей) в отдельности.

Гибкость тела его подвижность, обусловленная амплитудой движения в соединениях костей. Амплитуда движения в суставе зависит от строения сустава, суставной капсулы, связок, укрепляющих сустав, от силы и эластичности мышц, производящих движения в суставе, и т.д. При выполнении многих физических упражнений, особенно технически сложных, нужна хорошая гибкость тела.

Координация - способность целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой. Координация движений - умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений. Координация движений внешне (зрительно) воспринимается как четкое, гармоничное сочетание движений по ритму, темпу, направлению и амплитуде; физиологически это обусловлено навыком быстро перераспределять степень мышечного напряжения и расслабления, что обеспечивает быстроту двигательной реакции, регулируемой центральной нервной системой. Развивают координационные способности с помощью игр, эстафет, различных заданий, включающих сложные варианты.

Быстрота. В узком смысле под быстротой понимается способность передвигаться с максимальной скоростью. В широком смысле в понятие быстроты включают также быстроту действий. Быстроту определяют различные предпосылки, такие как мышечная сила, эластичность мышц, техника, волевое усилие, тип нервной системы и Т.Д. Способность к растягиванию, эластичность и способность к расслаблению мышц являются основными предпосылками безупречной техники и высокой частоты движений. Быстрота зависит от нервных процессов. для обеспечения быстрого выполнения движения необходимо быстрое чередование возбуждения и торможения. Здесь определяющую роль играет, в частности, тип нервной системы.

Авторы отмечают, что в процессе занятий необходимо развивать быстроту одиночного движения, Т.е. способность с необходимой скоростью выполнять отдельные двигательные акты, скорость реакции, скорость и частоту движений.

Также, по их мнению, необходимо оценивать музыкальные и артистические способности каждого ребенка, для чего в процессе занятий можно разучить несколько различных по характеру и трудности танцев. На данном этапе отбора с помощью теста можно дать оценку такому качеству занимающихся, как чувство ритма (способность «слышать музыку»). Тренеры отмечают, что артистические способности детей можно выявить, наблюдая за их импровизациями.

Психологические показатели. Такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований (Ж.К. Холодов, 1997; Л.К. Серова 2007) можно выявить в результате психологического обследования на протяжении всего периода установочных занятий и в процессе внутренних соревнований (выступлений).

Важную роль при отборе играют свойства нервной системы занимающихся, их можно выявить через поведение детей. Занятия с детьми с устойчивой психикой будут достаточно предсказуемы, но важно помнить, что ученики с повышенной возбудимостью довольно часто проявляют яркую индивидуальность на занятиях при исполнении танцевальных движений.

Как уже отмечалось, все вышеописанные особенности и способности изменяются под влиянием различных обстоятельств (возрастные изменения, в результате проводимых занятий), поэтому оценивать их можно только на протяжении времени, Т.е. в перспективе. Все тренеры считают, что нельзя делать скоропалительные выводы относительно пригодности того или иного ребенка для занятий спортивными бальными танцами. По результатам наблюдения, тестирований (результаты которых фиксируются в личном журнале педагога), проведения учебных соревнований или конкурсов можно сделать прогноз развития определенных способностей у конкретного ребенка.

Контроль и оценка выбранных способностей как дидактическая цель процесса спортивной подготовки предназначаются в первую очередь для того, чтобы составить реальное представление об уровне подготовленности спортивной группы в целом и каждого ее члена в отдельности. В течение определенного времени (6 месяцев, 1 год) танцоры подвергаются контролю и оценке; по завершении определенных этапов учебного процесса с помощью занимающихся, как чувство ритма (способность «слышать музыку»). Тренеры отмечают, что артистические способности детей можно выявить, наблюдая за их импровизациями.

Психологические показатели. Такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований (Ж.К. Холодов, 1997; Л.К. Серова 2007) можно выявить в результате психологического обследования на протяжении всего периода установочных занятий и в процессе внутренних соревнований (выступлений).

Важную роль при отборе играют свойства нервной системы занимающихся, их можно выявить через поведение детей. Занятия с детьми с устойчивой психикой будут достаточно предсказуемы, но важно помнить, что ученики с повышенной возбудимостью довольно часто проявляют яркую индивидуальность на занятиях при исполнении танцевальных движений.

Как уже отмечалось, все вышеописанные особенности и способности изменяются под влиянием различных обстоятельств (возрастные изменения, в результате проводимых занятий), поэтому оценивать их можно только на протяжении времени, Т.е. в перспективе. Все тренеры считают, что нельзя делать скоропалительные выводы относительно пригодности того или иного ребенка для занятий спортивными бальными танцами. По результатам наблюдения, тестирований (результаты которых фиксируются в личном журнале педагога), проведения учебных соревнований или конкурсов можно сделать прогноз развития определенных способностей у конкретного ребенка.

Контроль и оценка выбранных способностей как дидактическая цель процесса спортивной подготовки предназначаются в первую очередь для того, чтобы составить реальное представление об уровне подготовленности спортивной группы в целом и каждого ее члена в отдельности. В течение определенного времени (6 месяцев, 1 год) танцоры подвергаются контролю и оценке; по завершении определенных этапов учебного процесса с помощью тестов или оценки результатов выявляется уровень подготовленности всей спортивной группы. По мнению некоторых авторов, контроль и оценку целесообразнее про водить после разминки, в начале основной части спортивного занятия (Г.Д. Харабуга, 1974).

Ряд авторов считает, что в процессе подготовки спортсменов тренеру необходимо проводить соревнования учебно-тренировочного характера, которые направлены на выявление уровня физической, технической, тактической и морально-волевой готовности спортсменов. Систематически участвуя в соревнованиях, спортсмены приобретают необходимый опыт, который содействует более полному проявлению их способностей.

Спортивные соревнования как форма тренировочных занятий имеют важное педагогическое значение. Они стимулируют тренировочный процесс, содействуя улучшению учебной работы, воспитывают у спортсменов волю к победе, приучают к организованности и дисциплине (Г.Д. Харабуга, 1974).

Таким образом, адаптируя эту идею к процессу обучения спортивным бальным танцам начинающих, в период установочных занятий мы считаем возможным про ведение нескольких внутренних выступлений. Это даст лишнюю возможность детям проявить себя, а преподавателю оценить динамику развития способностей занимающихся. Чтобы оценка преподавателя была как можно более эффективной и объективной, важно точно определить для себя критерии оценки способностей детей. Танцы для выступления должны быть подобраны как парные, так и одиночно-линейные, чтобы была возможность оценить как индивидуальные способности, так и при работе в паре.

Кроме того, по окончании установочных занятий тренер должен дать комплексную оценку каждого занимающегося, учитывая морфологические данные, медицинские показатели, трудолюбие, целеустремленность, умение работать в коллективе, все то, за чем он наблюдал с самого начала занятий. Это даст возможность получить достаточно объективную картину группы в целом и каждого в отдельности и динамику прогресса каждого ребенка по всем, выделенным для себя тренером, показателям. Мы считаем, что по результатам второго этапа описываемого нами процесса комплектования групп начинающих с учетом целевых установок детей, занимающихся целесообразно разделить на две группы: спортивную (перспективные дети) и общую (обычные дети).

Естественно, что программа обучения этих групп будет различаться. В первой группе дети будут заниматься с перспективой на спортивное будущее, степень сложности танцевальных соединений и требовательность к качеству исполнения у них будет выше, проводимые занятия будут направлены на развитие необходимых профессиональных физических, музыкальных, артистических способностей. Дети во второй группе будут просто учиться танцевать.

Наблюдения за учащимися желательно вести постоянно, так как некоторые дети могут раскрыться позже. Как уже отмечал ось, должна быть возможность перехода учащихся из одной группы в другую в зависимости от их развития в процессе тренировок.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом.Таблицы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЬИ ДЕТИ УЖЕ ЗАНИМАЮТСЯ С ЛОГОПЕДОМ.

Данная памятка предназначена для родителей, дети которых уже занимаются с логопедом постановкой и автоматизацией звуков. Желательно распечатать такую памятку индивидуально каждому из родителей.

Ребенок наделен великими.

Цель:1. Закрепление правильного произношения звука с.2. Выделение звука с из ряда звуков и слов.3. Деление слов на слоги.4.

Цель:1. Закрепление превильного произношения звуков р, р’2. Развитие фонематических представлений.3. Падежное управление4. Звуко-слоговой анализ и синтез слов5. Спряжение по образцу в настоящем времен.

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате.

Данная разработка представляет собой перечень сайтов в помощь родителям, чьи дети начинают изучать английский язык.

Источник: nsportal.ru