Меню

Программа по обучению детей и подростков настольному теннису является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта и социальным заказом родителей, вызванным обеспокоенностью физическим развитием и состоянием здоровья своих детей. Реализация программы способствует не только приобретению профессиональных знаний и умений обучающимися, но и их общему физическому развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.

Концептуальной основой программы является гуманистическое воспитание детей и подростков, определяющим аспектом которого является воспитание культуры здорового образа жизни.

Образовательная программа разработана на продуктивной идеи о том, что только непрерывная систематическая под­готовка  детей делает интерес к такому виду спорта, как теннис, устойчивым, формирует при­вычку укреплять свое здоровье, создает потребность в двигательной активности, делает здоровье  стилем жизни.

Занятия в секции имеют свои особен­ности, отличаясь от уроков физкультуры в школе. Основное отличие заключается в самой природе учреждения допол­нительного образования – это добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для   его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в секции «Настольный теннис» большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.

Существует некая независимость ребенка от педагога в плане оценок, поощрений и порицаний, так как главной оценкой для самого подростка является его собственное здоровье, его собствен­ный спортивный результат. Важно, что на секции ребенок находит свой круг общения, новых друзей, разделяющих его интересы.

1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: создание условий для развития личности ребенка через знакомство и обучение игре в настольный теннис.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  • Сформировать у детей систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
  • Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
  • Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.

·   Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.

Развивающие задачи:

  • Развить психофизические качества и способности обучающихся.
  • Выработать у  воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, уме­ние организовать собственную тренировку.

Воспитательные  задачи:

  • Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
  • Воспитать культуру здорового образа жизни, волевые и нравственные качества личности.

Образовательная программа обеспечивает реализацию основных направлений кружка тенниса для детей:

  • Базовые знания, умения и навыки теннисной игры.
  • Оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни.
  • Снятие у воспитанников психологической нагрузки. Развитие адаптивных способ­ностей.
  • Организация активного отдыха учащихся, создание комфортного круга общения.
  • Содействие профилактике асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.

Для достижения поставленной цели используются следующие принципы здоровьесберегающей педагогики:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип повторений;

- принцип постепенности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип непрерывности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип связи теории с практикой.

1.3. Организационно-педагогические основы деятельности

Все кружки настольного тенниса комплектуются из разновозрастных детей и делятся  по годам обучения.

1.Спортивно-оздоровительный этап.

2.Этап начальной подготовки.

3.Учебно тренировочный этап.

Программа рассчитана на 6 лет обучения в спортивно-оздоровительном этапе. Возраст детей от 7 до 18 лет.

Режим занятий осуществляется 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Всего 6 часов в неделю.

Основная форма занятий - групповая. Возможен отбор детей в течение года. Количество занимающихся в группе не менее 15 человек. Если в кружке организуются несколько  групп одного возраста, то они комплектуются с учетом уровня физического развития и спортивной квалификации.

Учебный материал рассчитан на последовательное и посте­пенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Занятия в кружке должны основываться на общефизической подготовке спортсменов, их спортивно-технических показателях и технической подготовленности. Большое место в подготовке игроков" в настольный теннис надо уделять воспитанию их воле­ и качеству показателей, необходимых для успешной игры. В процессе теоретических и физических занятий, соревно­ваний, занимающиеся должны получить знания и навыки, необ­ходимые инструктору-общественнику и спортивному судье, чтобы  оказать помощь в организации занятий и соревнований  по месту жительства. В   процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований преподаватель  воспитывает  у занимающихся добросовестное отношения к труду, чувство ответственности перед коллективом, добивается  от них добросовестного отношения к своим обязанностям,  уважения к старшим, организованность и дисциплину. Своевременное, хорошо организованное проведение занятий, высокая требовательность  к выполнению упражнений, аккуратная явка на занятия, строгое выполнение правил на соревнованиях, личный пример руководителя способствует воспитанию учащихся.

Судейская практика. С первого соревнования сами занимаю­щиеся должны участвовать в судействе.

Участие в соревнованиях. После того как ребята овладеют ос­новами техники и тактики игры, надо попробовать свои силы в соревнованиях вначале из одной партии, а затем из трех партий. Соревнования должны иметь масштаб не выше районного при условии участия в них приблизительно равных по силам и воз­расту детей.

1.4. Результативность программы

В результате освоения программы обучения теннисной игре дети приобретают следующие знания, практические умения и навыки:

  • умеют профессионально обращаться с ракеткой, пользуясь нес­колькими  хватками;
  • знают и умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;
  • умеют играть с партнером через сетку и использовать в игре все изученные приемы;
  • знают историю спорта вообще и тенниса в частности;
  • умеют играть на счет и судить соревнования по теннису;
  • могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит педагог);
  • умеют применять спортивные  и медицинские знания;
  • могут участвовать в районных и областных соревнованиях.

Основными результатами выполнения программы являются:

  • укрепление здоровья детей;
  • рост физических и спортивных показателей у каждого воспитан­ника в течение одного этапа занятий (учебный год);
  • проявление устойчивого интереса к занятиям спортом и физи­ческой культурой;
  • навыки самостоятельных занятий;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Методика оценки результатов реализации программы «Настольный теннис»

В секцию, как правило, принимаются  дети с разным уровнем физического развития.  Практика показывает, что в технически сложных видах спорта выявление способностей осуществляется не за один год. На этапе начальной подготовки выясняется, в какой мере способности ребёнка отвечают требованиям  и как развиваются эти способности под влиянием занятий. Так как в программе  не ставится задача подготовки спортсменов-разрядников, то методика оценки результатов отличается от оценки результативности обучения в спортивных школах. Для детей результатом их занятий служит общее укрепление здоровья, совершенствование физической подготовки (по результатам тестирования в начале и в конце учебного года) и проведенные соревнования.

Для оценки результатов реализации программы:

  • один раз в полгода проводится контрольная сдача нормативов;
  • один раз в полгода  проходят соревнования;
  • проводятся зачеты для проверки усвоения теоретического материала.

Источник: klub-11a.ru