ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы

Предварительная спортивная подготовка в школе: сущность, цель, основные задачи и структура

Этап предварительной спортивной подготовки начинается в младшем школьном возрасте и заканчивается с началом спортивной специализации. О спортивной тренировке на этом этапе можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты спортивно-тренировочного процесса здесь лишь намечаются. Занятия строятся в основном по типу широкой общей физической подготовки с комплексным использованием доступных средств всестороннего физического воспитания и общего "спортивного образования" (формирование основ техники спортивных движений, включенных в программу общеобразовательной школы, спортивные занятия по интересам, участие в массовых состязаниях по комплексной программе и т.д.). Передовой опыт показывает, что на этом этапе не следует спешить с узкой ориентацией спортивных интересов. Более разумный путь - предоставить начинающему спортсмену возможность испробовать свои способности в различных упражнениях и лишь потом выбрать вид спортивной специализации.

Этап предварительной подготовки проводится в группах начальной подготовки, которые организуются в детско-юношеских спортивных школах. Начальная возрастная граница для занятий легкой атлетикой, согласно положению о ДЮСШ, составляет 9-11 лет.

Для занятий в группах начальной подготовки обычно приглашают всех желающих. Однако практика работы отделений легкой атлетики спортивных школ показывает, что число желающих заниматься этим видом спорта, как правило, не превышает количества вакансий в ДЮСШ.

Результатами исследований так же установлено, что в существующей практике работы в ДЮСШ на этапе предварительной подготовки превалирует узкоспециализированная подготовка, не учитывающая возрастных особенностей детей. Это отражается на эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки к концу обучения.

По нашему мнению, одной из эффективных организационных форм предварительной спортивной подготовки детей школьного возраста является организация учебно-тренировочных занятий в общеобразовательной школе. Такая форма обеспечивает оптимальное сочетание обучения в школе с возможностью занятий спортом, способствует повышению работоспособности и улучшению здоровья учащихся. Такая работа, по существу, должна стать основой возрождения и развития массового школьного спорта. Учитывая важность и актуальность изучения проблемы рациональной организации и методики осуществления предварительной спортивной подготовки в общеобразовательной школе, мы поставили задачу интеграции деятельности ДЮСШ и общеобразовательной школы.

Характеризуя особенности построения различных структурных звеньев тренировочного процесса на этапе предварительной подготовки, отметим, что программа данного этапа должна быть многофакторной, а ее содержание многоборным, с широким использованием спортивно-игрового метода, элементов гимнастики, акробатики, комплекса круговой тренировки. Естественно, данный этап предусматривает использование в широком диапазоне упражнений из легкой атлетики и других видов спорта.

В факторной структуре предварительной спортивной подготовки биологические показатели, в частности физическое развитие, являются ведущими.

Общая направленность предварительной подготовки учащихся - развитие основных двигательных способностей, что достигается разнообразными средствами тренировочного воздействия.

Годичная тренировка на этапе предварительной подготовки, по сути, представляет собой сплошной подготовительный период. В работе с начинающими спортсменами не ставится задача управления развитием спортивной формы, что, естественно, исключает и необходимость годичной тренировки. Ее структура - цепь стандартных микроциклов, и все микроциклы - просто тренирующие. В каждом из них должны дидактически правильно осуществляться обучение основам, тех-ники и тактики вида спорта, развитие различных двигательных качеств, т.е. планомерно решаться задачи различных сторон подготовки, в конечном счете обеспечивающие прочный фундамент общей подготовленности для дальнейшего спортивного совершенствования.

Основной структурной единицей на этапе предварительной подготовки является учебно-тренировочный урок, который направлен в основном на всестороннее развитие физических и координационных способностей юных спортсменов и имеет общефизическую направленность. По своей структуре он не отличается от урока физической культуры. Каждое занятие состоит из трех частей - подготовительной (разминка), основной и заключительной. Однако урок может проводиться от 1.5 до 2 часов.

Отличительная особенность планирования отдельных занятий - их комплектность, предусматривающая одновременное развитие различных качеств и способностей детей. Занятия комплексной направленности в гораздо большей степени, чем занятия избирательной направленности, способствующие преимущественному развитию отдельных свойств и способностей детей, соответствуют задачам предварительной подготовки. Они более эмоциональны, разносторонне воздействуют на функциональную и психическую сферы юных спортсменов.

Выбор объемов тренировочных нагрузок, средств воздействия и форм организации занятий обусловлен общими закономерностями функционирования систе-мы физического воспитания учащихся.

Анализ подготовки юных спортсменов 9-11 лет показал, что основными задачами в группах начальной подготовки на этапе предварительной спортивной подготовки являются: укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, овладение основными двигательными навыками, техникой видов легкой атлетики и других видов спорта, воспитание морально-волевых качеств. На базе разносторонней физической подготовки и овладения основами легкоатлетических движений возможно осуществление отбора детей для занятий в пяти основных группах легкой атлетики: спринтерском и барьерном беге, беге на выносливость и спортивной ходьбе, прыжках, метаниях, многоборьях.

Таким образом, главной задачей этапа предварительной подготовки является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе видов легкой атлетики, а затем отбор их для специализации по группам видов.

Экспериментальное обоснование эффективности работы групп начальной подготовки в условиях общеобразовательной школы

В ходе педагогических наблюдений мы установили, что в существующей практике работы в ДЮСШ на этапе предварительной подготовки превалирует специализированная подготовка по виду спорта, не всегда учитывающая возрастные особенности детей. Это отражается на решении задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, и интересе учащихся к дальнейшим занятиям спортом, что, в свою очередь, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки и снижению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.

Так, согласно полученным нами данным, наполняемость в обследованных группах начальной подготовки в ДЮСШ по легкой атлетике колеблется до 60% списочного состава, а отсев после 1-го года обучения в среднем составляет 67%, после 2-го - 39% и после 3-го - 32%. Нами рассмотрены рабочие планы 20 тренеров, работающих с юными спортсменами. Полученные результаты свидетельствуют о том, что между планируемыми объемами и реально выполненными существует значительная диспропорция. Так, например, для 3-го года обучения в группе начальной подготовки специальная физическая подготовка планируется в среднем в объеме 100 часов в год, а выполняется в объеме 185 часов. Следовательно, налицо самое настоящее форсирование, которое игнорирует всю идею преемственности и принцип последовательности тренировочных нагрузок.

С целью анализа типовой программы ДЮСШ для групп начальной подготовки и эффективности ее использования тренерами, работающими с юными спортсменами по легкой атлетике, было проведено анкетирование. На основе изучения данных анкетирования выявили, что типовую программу по легкой атлетике для ДЮСШ систематически используют лишь 27% опрошенных тренеров, а до 65% из них не пользуются программой вообще. Нет также единого мнения по срокам начала специализации в избранном виде легкой атлетики. Кроме того, более половины опрошенных тренеров предпочтение отдают занятиям по специальной подготовке, в то время как только 40% считают необходимым заниматься общей физической подготовкой и обучением технике легкоатлетических упражнений.

Наблюдения показали, что учебно-игровая форма занятий, обеспечивающая высокий эмоциональный фон в тренировках, также используется редко.

Эффективность инновационных подходов к организации подготовки юных легкоатлетов в условиях общеобразовательной школы была нами проверена в ходе педагогического эксперимента.

Группу начальной подготовки формировали по результатам тестирования учащихся 3-х классов по программе, включающей оценку быстроты, силы, выносливости, гибкости, уровня скоростно-силовых качеств, роста и веса тела. Основным критерием для приема в группу было желание детей заниматься спортом и согласие родителей. Всего было набрано 24 человека, из них 13 мальчиков и 11 девочек.

Началу работы предшествовала длительная методическая подготовка. Был разработан перспективный (на три года) учебно-тренировочный план, предусматривающий разностороннюю физическую подготовку будущих юных спортсменов с использованием средств из различных видов спорта. В программу были включены наиболее массовые виды спорта, составляющие базовую часть комплексной школьной программы по физической культуре (легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжи).

Совместно с организатором внеклассной работы школы подготовили план, который способствовал бы решению общепедагогических задач: улучшению успеваемости и поведения учащихся.

Определили мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей. Планом был предусмотрен также постоянный врачебный контроль за состоянием здоровья школьников, занимающихся в группах начальной подготовки.

Совместно с дирекцией общеобразовательной школы определили время проведения организованных занятий в режиме учебного дня, расположение занятий в недельном цикле в течение учебного года.

На третьем этапе исследования был проведен основной педагогический эксперимент. Его целью было определение эффективности работы групп начальной подготовки в условиях общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач мы в течение трех лет проводили занятия по программе, составленной по принципу многоборной разносторонней подготовки, исключающей начальную специализацию, но вместе с тем представляющей учащим-,ся возможность ознакомления помимо легкой атлетики с несколькими видами спорта, составляющими основу базовой части комплексной программы по физическому воспитанию учащихся.

Недельный объем спортивных занятий обеспечивали два школьных урока по физической культуре (спаренные) и 6 часов занятий в группах начальной подготовки для 1-го и 2-го годов обучения и 8 часов - для 3-го года обучения.

Учебно-тренировочные занятия проводили в форме урока с соблюдением основных принципов педагогики и спортивной тренировки. Одной из немаловажных особенностей организации учебных занятий явилось то, что тренировочные уроки были включены в сетку часов школы и вынесены за рамки школьного расписания уроков.

Организованные учебно-тренировочные занятия проводили в течение 39 недель в условиях общеобразовательной школы и 4 недель в оздоровительно-спортивном лагере ДЮСШ.

Количество занятий в недельном цикле увеличивалось из года в год'. 3-4 урока на 1-м году обучения, 4 - на 2-м и 5 - на 3-м. Увеличение количества тренировочных занятий и объема нагрузки проводили с учетом показателей медицинских обследований и контрольных проверок по тестам. Всего было проведено на 1-м году обучения - 159, на 2-м - 175 и на 3-м - 214 учебно-тренировочных занятий.

Общая длительность учебно-тренировочных занятий по годам составила: для 1-го года обучения - 342, для 2-го - 374 и для 3-го - 468 ч. Однако наше распределение времени учебно-тренировочных занятий и их количество отличаются от того, что предусмотрено программой ДЮСШ (1995 г.), т.к. в своей работе за основу мы брали не максимальный объем учебно-тренировочной работы в неделю, а фактическое время, затраченное на учебно-тренировочные занятия (табл. 1).

Таблица 1. Учебный план тренировочных занятий экспериментальной группы (в часах)

Источник: lib.sportedu.ru