Программа работы с подростками "Тренинг личностного роста"

Галеева Галина Владимировна,

педагог-психолог МБОУ "СОШ № 18 г. Лесосибирска",

Красноярский край 

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижение самоуважения - приводят к возникновению социально – психологических проблем у подростков. Данная программа тренинга нацелена на создание психологических условий для развития личности, профилактики и коррекции социально – психологической дезадаптации, развитие рефлексии, ценностно – смысловой сферы, повышения общей успешности учащихся, сплочению группы.

Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для работы психолога с подростками 15 –16 лет.

1. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков.

2. Развитие чувства доверия к себе, к другим, к миру.

3. Формирование ощущения ценности собственной личности.

4. Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Принципы организации:

1. принцип добровольного участия во всем тренинге и в отдельных упражнениях.

2. Принцип мотивационной готовности.

3. Принцип целостности материала.

4. Принцип учета возрастных особенностей участников.

5. Принцип соответствия методам познания.

6. Принцип диалогизации взаимодействия.

7. Принцип обратной связи.

8. Принцип самодиагностики.

9. Принцип оптимизации развития.

10. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер.

11. Принцип постоянного состава группы.

12. Принцип произвольности.

Задачи программы:

1. Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.

2. Создать условия для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия.

3. Развитие адекватного понимания самого себя; освоить методы релаксации.

4. Развивать адекватную самооценку.

5. Создать условия для развития эмоциональной сферы.

Форма и объем занятий: цикл включает 12 занятий продолжительностью 1,5 – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятий: количество участников группы – не более 12 – 15 человек. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом без боязни. Возникающее чувство групповой сплоченности – важная характеристика процесса, поэтому после второго занятия группа "закрывается" и новые участники к ней не могут присоединиться не могут, даже если из первоначального состава кто – то выбыл.

Методы и приемы работы:

· игровая терапия;

· арт –терапия;

· музыко – терапия (использование релаксационной музыки);

· когнитивно – поведенческая терапия;

· групповая дискуссия;

· психогимнастика.

Материалы и оборудование:

Источник: www.menobr.ru