Абсолютный музыкальный слух

Этим термином называют способность узнавать и определять, используя названия нот, отдельные звуки, не сравнивая их с другими, известными. Человек с абсолютным слухом может без предварительной настройки и каких-либо видимых усилий назвать любой звук, имеющий определенную высоту тона. Например, сидя в кафе за чашкой кофе и слушая радио, где, скажем, гитара играет соло, "абсолютник" может сказать однозначно, что, например, "прозвучало фа".

Абсолютный слух у музыкантов прошлого не обнаруживался до тех пор, пока не были установлены нормативы камертонной настройки музыкальных инструментов, а названия нот не были закреплены за определенными высотами звуков. Так что появление абсолютного слуха как музыкальной способности обусловлено исторически утверждением в музыкальной практике 12-ступенного равномерно-темперированного строя.

Фактически, термином "абсолютный слух" обозначают две способности. Первая — узнать отдельный звук, вторая — спеть названный звук. Первая способность встречается без второй, вторая не бывает без первой. Если человек узнает по слуху звуки, но не может по названию ноты воспроизвести ее голосом, то говорят, что у него пассивный абсолютный слух. Если человек может и то, и другое, то он обладает активным абсолютным слухом.

Как правило, обладатели активного слуха узнают звуки любых тембров. Так, например, в объявлении о концерте В. А. Моцарта (середина XVIII в) говорилось, что "он будет самым точным образом узнавать издали, по отдельности и в аккордах все звуки, которые только можно воспроизвести на фортепиано или на любых других инструментах: колоколах, стеклянных сосудах, часах и т. д.". Обладатели же пассивного абсолютного слуха зависят от тембра и легче всего узнают звуки среднего регистра фортепиано, а труднее всего — звуки камертона и голоса, в том числе собственного. Встречается также абсолютный слух промежуточного типа, при котором трудности узнавания звуков сочетаются в различной степени со способностью представлять и петь некоторые из них по названию.

По статистике, абсолютный слух имеют примерно 9% людей, связанных с музыкальной деятельностью, из них не более 35% имеют активный абсолютный слух. По отношению ко всему населению доля обладателей абсолютного слуха не превышает 1%.

В музыкальном образовании все силы направлены на воспитание относительного слуха, то есть способности определять звуковысотные отношения (интервалы) между звуками. Относительный слух позволяет воспринимать и воспроизводить голосом (а также на бумаге, нотной записью) ладовые связи и интервальные отношения между звуками на основе заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности. Поэтому он нужен каждому музыканту. Считается, что относительный слух может быть развит у любого человека и в любом возрасте. Человек с абсолютным слухом, если он связывает свою жизнь с музыкой, также нуждается в развитии относительного слуха. Развитием музыкального слуха занимается дисциплина под названием сольфеджио.

Существуют и другие виды слуха, связанные с характерной деятельностью: например, у вокалистов — вокальный, у специалистов-акустиков — акустический (или технический), даже у звукоинженера можно выделить звукоинженерный слух. Да-да, опытный специалист, прослушав композицию, способен сказать, каким типом компрессора обрабатывалась, например, дорожка вокала и с какими параметрами (а иногда назвать и модель компрессора).

Кроме того, звукоинженеру просто необходимо ощущать спектральные полосы с большой степенью точности, то есть производить слуховой спектроанализ. Эта способность применяется на каждом шагу: при оценке качества звучания акустических систем, микрофонов, при компенсации частотных искажений и выборе параметров эквализации, при сведении для достижения необходимого спектрального баланса. Есть специальные упражнения на прослушивание шумовых полос, которые помогают выработать спектральную чувствительность.

Но первоосновой для людей, занятых сочинением, исполнением и записью музыки, является наличие развитого музыкального слуха. При этом, например, для звукорежиссера необязательно полное теоретическое осмысление музыкальных понятий. Но он должен слышать каждый инструмент, каждую партию в ансамбле, вовремя определять момент, когда, например, из-за поднявшейся температуры воздуха инструмент перестает строить и запись продолжать нельзя. Зная особенности того или иного гармонического оборота, звукорежиссер может изменять его баланс для усиления эмоционального воздействия и т. п. В электронной музыке звукорежиссер часто является одновременно и композитором, и тогда без слуха тем более никуда.

Одним словом, тренировка музыкального слуха — процесс необходимый. Вот уже почти десять лет в мире широко применяются компьютерные программы, способные оказать в этом деле значительную помощь. Таким программам и посвящена статья.

Принципы работы

Компьютер, оснащенный простейшей звуковой платой с MIDI-интерфейсом и синтезатором, можно с легкостью превратить в преподавателя сольфеджио. Все, что нужно, — это программа, которая будет давать задания, воспроизводя их через акустические системы, подключенные к звуковой плате. К слову, даже использование PC-спикера может сойти для одноголосных упражнений. Но такие архаизмы обсуждать не будем, хотя некоторые программы могут использовать и спикер, если MIDI-интерфейса нет.

Как проходит тренировка? Программа выбирает какой-либо музыкальный элемент, например, интервал, играет его и просит определить на слух. Набор интервалов для тренировки можно выбрать самостоятельно или воспользоваться готовыми пресетами (а иногда и советами) программы. В каждом вопросе звучит интервал, выбранный случайным образом, поэтому даже тренировка с двумя интервалами может продолжаться сколько угодно долго. То же самое справедливо и для других элементов: аккордов, ладов, мелодий.

По окончании упражнения программа выводит результаты и показывает допущенные ошибки. Многие программы позволяют хранить результаты и давать статистику правильных ответов, на основании которой можно следить за собственным прогрессом. В некоторых из программ есть также виртуальный "учитель" и заранее готовый курс упражнений, от начальных до самых сложных. При этом "учитель" контролирует прохождение курса и дает советы — стоит ли перейти на новый уровень, повторить текущий или даже вернуться к предыдущему.

В упражнениях существуют шесть возможных способов ответов. Первый — виртуальный: на экране нарисовано изображение клавиатуры фортепиано или грифа гитары, ответ вводится щелчком мыши по клавиатуре или грифу. Второй способ заключается в использовании компьютерной клавиатуры. Третий способ — нотный, ответы "пишутся" мышью на экранном нотном стане с помощью инструмента, напоминающего карандаш. Четвертый — поименный: ответы выбираются из предлагаемых вариантов. Пятый способ заключается в использовании внешнего MIDI-контроллера (клавиатуры, электронных ударных и т. п.). И, наконец, шестой способ — микрофонный, когда ответы пропеваются голосом или проигрываются на акустическом музыкальном инструменте, а программа в реальном времени производит анализ высоты тона или ритмической структуры сигнала. В дальнейшем совокупность первого и пятого способов я буду называть инструментальным способом ввода.

Для каждого типа упражнений больше подходит один из способов. В идеале хорошо бы иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. Поименный способ хорош для тех упражнений, где нужно выбрать один ответ из двух или нескольких возможных, например, "да или нет", "больше/меньше", "ниже/выше", "трезвучие, секстаккорд или септаккорд".

Особо хочется отметить микрофонный способ. В тренировке слуха огромную роль играет пропевание упражнений голосом. Именно на этом построено все сольфеджио. Способность сознательного воспроизведения музыки неотделима от способности сознательного ее восприятия, поэтому при развитии первой развивается и вторая.

Для ввода ответа голосом не нужны дорогие микрофоны, подойдет микрофон любого типа (электретный, динамический, конденсаторный) или даже головная гарнитура — программам достаточно определить высоту тона подаваемого на вход сигнала (причем с небольшой степенью точности), а для этого сойдет даже самая безобразная АЧХ.

Программы, которые не позволяют использовать для ввода ответа микрофон и голос обучаемого, можно называть программами для тренировки слуха достаточно условно.

И это реально?

Можно ли с помощью компьютерных программ развить свой слух человеку, который раньше этим никогда не занимался? Я думаю, вполне. Конечно, консультации преподавателя не помешают и даже очень желательны, особенно на первом этапе тренировок. Преподаватель может вовремя отследить ошибки в технике выполнения упражнений, с тем, чтобы они не успели закрепиться. Программа на такие ошибки указать не сможет. Кроме того, преподаватель подскажет дополнительные методы тренировки.

Тем не менее, основное обучение только с помощью программ вполне возможно. В конце концов, какая разница, будет вам играть интервалы преподаватель на фортепиано или программа электронным способом? Конечно, преподаватель чувствует вашу "слабинку" и выбирает упражнения соответственно. Но во многих программах есть режим, который отчасти может имитировать преподавателя. Кроме того, программа, в отличие от живого педагога, будет заниматься с вами часами, не перенесет и не отменит занятия, будет объективно фиксировать все ваши результаты.

Правда, нужно учитывать, что звук акустического инструмента воспринимается совсем по-другому, чем звук, родившийся в недрах звуковой платы и пришедший через динамики. Поэтому рекомендую почаще проверять себя за фортепиано, гитарой или другим инструментом. А то может случиться так, что интервалы, сыгранные компьютером, вы определяете хорошо, а интервалы, данные на фортепиано — с трудом. Такие ситуации обычно бывают на самом начальном этапе тренировок, когда слух уже "схватился" за какой-либо элемент, но еще ненадежно. В дальнейшем это перестает быть проблемой, и появляется способность узнавать элемент в любых условиях, например, в плохой записи.

В деле тренировки слуха гораздо важнее регулярные, пусть и кратковременные занятия, чем два часа напряженной работы в конце недели. Достаточно 10-15 минут каждый день, чтобы уже через пару недель почувствовать прогресс и с удивлением признаться себе — "да ведь я это слышу!". Иногда бывают моменты "ступора", когда вам кажется, что вы вообще ничего не слышите. Ничего страшного — это случается даже с профессионалами высокого класса, в силу ряда психологических и физиологических причин. Лучше в такие моменты от упражнений отказаться, а через пару дней вы обнаружите, что все снова встало на свои места. Если вы чувствуете, что добились значительных успехов, обратитесь к преподавателю с просьбой проверить вас. Все-таки, это будет полезнее, чем самый продвинутый алгоритм тестирования в программе.

Да, и, конечно, без знания основ теории музыки не обойтись. Если у вас с этим проблемы, подойдет любой учебник типа "Элементарная теория музыки".

Если вы успешно занимались сольфеджио в музыкальной школе, то программы тренировки слуха помогут быстро вспомнить все, что забыли и, конечно, дополнительно развить слух. Для студентов музыкальных училищ и, тем более, консерваторий эти программы (в большинстве упражнений) покажутся детскими, но для поддержания слуха в форме очень даже помогут.

Программы

Их, как выяснилось, существует великое множество. Производители — фирмы разной степени известности, а иногда даже частные лица. Иногда программы тренировки являются бесплатным приложением к какой-либо книге по теории музыки. Есть и несколько отечественных разработок, но их, к сожалению, иначе как поделками и не назовешь.

Большинство программ выпускаются в вариантах для PC и Macintosh, но есть даже онлайновые варианты, основанные на Java-апплетах — заходите на соответствующий сайт и тренируетесь себе на здоровье. Но Java-апплеты обладают ограниченными возможностями, и все апплетные "тренажеры", которые мне попадались, выглядели несерьезно.

В приведенной далее таблице (рис. 1) показаны основные программы, утвердившиеся на рынке за последние несколько лет. Отмечено наличие упражнений определенного типа: (И) — упражнения на интервалы, (Л) — на лады, (А) — аккорды, (О) — обращения аккордов, (П) — аккордовые последовательности, (В) — абсолютная высота тона, упражнения на развития абсолютного слуха, (М) — упражнения на мелодию, мелодические диктанты, (Р) — ритмические упражнения, (Г) — возможность ввода ответа голосом с использованием микрофона.

Источник: www.muzoborudovanie.ru