Программа для исправления близорукости

На первый взгляд. это невозможно. Как учит школьный учебник биологии [2,стр.250], у близорукого глаза хрусталик не может стать достаточно плоским, чтобы при имеющейся длине глазного яблока создать резкое изображение, и исправить положение можно только очками:

Рис.1

На второй взгляд – появляются сомнения. Если у Вас близорукость (так оно, наверное, и есть - иначе с чего бы Вам читать этот текст), попробуйте ночью посмотреть на дальний фонарь. Автор своими близорукими глазами (-1.5 диоптрии, острота зрения без очков 0.2-0.3) увидел его примерно так:

Рис.2

В очках он виден точкой. Примерно так же, как на фотоснимке при правильной наводке камеры на резкость:

Рис.3

Если расфокусировать фотоаппарат – примерно до того же разрешения, что у близорукого глаза, фотоснимок становится таким:

Рис.4

Диаметр диска примерно соответствует диаметру «звездочки» на рисунке 2, но само изображение отличается разительно. Почему, если причина близорукости – неправильная фокусировка глаза?

Теперь посмотрим на испытательную таблицу[8], например на букву «М»:

Рис.5

При расфокусировке фотоаппарат изобразит ее такой:

Рис.6

А близорукий глаз (у автора) видит примерно так:

Рис.7

Опять же – почему? Стоит надеть очки, как многоконтурность исчезает – что опровергает, кстати,  предположение, что причина в искаженной форме роговицы. Была бы искаженная – очки бы не помогли.

Как пишет Е.И.Ковалевский . «Среди учащихся 1—2-х классов близорукость встречается у 3—6%, 3—4-х классов — у 6%, 7—8-х классов — у 16% и в 9—10-х — более чем у 20%». Почему же у миллионов детей то ли хрусталики теряют эластичность, то ли мышцы глазные атрофируются, то ли глаза неправильной формы вырастают? При этом все суставы, связки, сухожилия свою эластичность сохраняют, мышцы скелета развиваются, и условия жизни современных школьников не так уж плохи.

А кто не видел «пишущих носом» школьников? Если глаза от близости книжек-тетрадок так сильно напрягаются, что же школьники их подальше не держат? Хотя бы из чувства лени?

На третий взгляд – нельзя не восхититься, насколько совершенна система управления глазом. В сетчатке около 10 миллионов колбочек, около 100 миллионов палочек. Их координаты практически случайны, у разных людей различны, в процессе роста изменяются[3]:

Рис.8

Их чувствительность неодинакова и непостоянна – меняется при переходе со света в тень и обратно, зависит от положения и энергоснабжения «фотоплощадки», а оно у каждой свое [4,5]:

Рис.9,10

Тем не менее глаз создает высококачественное изображение, способен замечать объекты с яркостным или цветовым контрастом в доли процента. Как ему это удается?

Для этого существуют колебания глаза. Одна из первых работ по исследованию колебаний глаза, следящего за неподвижной точкой, опубликована в ГОИ в 1941 году [6]. Из ее результатов:

Рис.11

Рис.12

Как видим, даже в простейшей ситуации слежения за единственной светящейся точкой глаз почти постоянно отклоняется от нее на угол более 5 минут – при том, что разрешающая способность глаза около 1 минуты. Зачем он это делает?

По-видимому, чтобы выполнить привязку координат и взаимную калибровку фотоплощадок. В процессе колебаний через один и тот же элемент изображения проходят разные фотоплощадки – значит, при равной чувствительности и сигналы с них должны быть равны. А если сигналы различны – из этих различий можно «вытащить» калибровочные коэффициенты и использовать их для выравнивания чувствительности фотоплощадок. Аналогично можно выполнить и привязку координат фотоплощадок.*

* Это работает, когда яркость элемента изображения постоянна. А если смотрите на мигающий киноэкран, дисплей, телевизор; если помещение освещено мигающими люменесцентными лампами? Прошла по тому же элементу другая фотоплощадка, а яркость его уже изменилась. И так по всему полю зрения. Как это скажется на зрении?  «Народные приметы» говорят: плохо может сказаться.

Представьте, какой колоссальный объем информации должна в реальном времени перерабатывать система обработки изображения: 10 миллионов колбочек, 100 миллионов палочек, и изображение (вместе с глазом) постоянно вибрирует. Причем нужно не только привязать координаты, выровнять чувствительность и скомпенсировать дрожание изображения – надо еще по этому изображению выработать сигнал для управления мышцами фокусировки глаза!

Естественно, на сознательном уровне это невозможно. Значит, есть «зрительный препроцессор» - небольшой кусочек мозга, которому чужды «высокие эмоции», который может выполнять только простейшие операции по жесткому параллельному алгоритму – зато с колоссальной суммарной производительностью, принимая с сетчатки «кашу», передавая на сознательный уровень качественное изображение и управляя фокусировкой. «Жесткость» алгоритма конечно условна: все в организме постепенно меняется - и кости, и мышцы, и характер человека, но такие изменения требуют времени и тренировок.

Теперь представим, что ребенок попадает в сложную, опасную жизненную ситуацию[7]. Опасную в том числе в смысле невозможности нормального физического или психического роста, развития. И не объективно сложную и опасную (здесь не это важно), а ту, которая его подсознанием воспринимается как таковая. Сначала его мозг пытается с помощью знакомой логики найти выход.

Если в пространстве знакомой логики найти его не удается – включается поиск в пространстве «алогичного» поведения, мозг пытается выйти за привычные рамки. Здесь – детский плач, подростковая грубость, агрессивность и прочие «болезни переходного возраста». Алогичное поведение потенциально опасно, но что делать мозгу, если логического (т.е. надежного и безопасного) пути найти не удалось?

Если и в этом пространстве найти приемлемого решения не удалось, включается «кнопка перезагрузки»: мощные электрические импульсы разрушают старые программы мозга в надежде, что сформированные вместо них новые будут лучше. Внешние проявления могут быть разными, но в любом случае процесс малоприятный. Избирательность у него – примерно как у кнопки перезагрузки компьютера: почти никакой. Стирается все подряд, в том числе вполне рабочие программы. Что сформируется вместо них – неизвестно, но что делать мозгу, если «все очень плохо и хорошего пути не видно»?

В число таких  стертых «за компанию» программ может попасть, например, программа управления работой сердца, и случится «разрыв сердца», человек умрет. Может - программа управления речью, при неудачном самовосстановлении человек начнет заикаться. Может попасть и программа зрительного препроцессора для обработки информации с миллионов палочек и колбочек глаза. Старая программа разрушена, новая сформировалась, но она оказалась не лучше, а хуже старой. Зрительный препроцессор может и мог бы ее подстроить, но знать не знает, что это нужно делать. Буквы видно нерезкими? Так они, наверное, и есть нерезкие, а я (препроцессор) все сделал правильно! Ваши логические доводы по этому поводу – это из сферы высшей нервной деятельности, которая препроцессору недоступна. Тут уж либо высокий интеллект, либо большая производительность.

Что же делать? Надо создать такое изображение, которое само подскажет, как его надо обрабатывать. Например, такое:

Рис.13

Здесь яркость серого фона равна половине яркости белого квадратика, а средняя яркость пары «черный+белый квадратик» равна яркости такого же участка фона. В результате если глаз сфокусирован правильно – изображение видим, при неправильной фокусировке (и достаточном расстоянии) изображение сольется с фоном, станет невидимым.

А это уже принципиально! Совсем не иметь системы самоконтроля препроцессор не может. Любая система самоконтроля старается улучшить изображение. Что значит «улучшить» - вопрос непростой, тут возможны ошибки. Но если изображение исчезает – едва ли это можно назвать улучшением, как ни оценивай. Это может быть опасность, или пища, а зрение для того и существует, чтобы ВИДЕТЬ объекты. И любая обработка (распознавание, измерение координат, скорости) начинается с обнаружения цели.

При наблюдении таких объектов препроцессор будет подстраиваться, постепенно изменять алгоритм своей работы, чтобы лучше видеть объекты – а значит, будет улучшать фокусировку, побеждая близорукость. Других путей у него просто не остается. Большой, в полэкрана, суммарный размер наблюдаемого объекта – это важно: при поиске мелкого объекта глаз и мозг подсознательно напрягаются, при наблюдении большого – расслабляются, нам нужно расслабление! Именно такого типа изображения и создает программа «Окулина»

Технически создать на дисплее фон с яркостью в половину максимальной довольно сложно. Подать с процессора команду – это запросто, но дисплей отработает ее с ошибкой. Стоит промахнуться на пару процентов, как зрительный препроцессор обнаружит объект по отличию средней яркости и успокоится: зачем менять свой алгоритм, когда объект и так удалось обнаружить? Можно откалибровать дисплей, но… Вы готовы платить за комплект специальной аппаратуры, периодически проводить повторные калибровки дисплея? Это приемлемо для кабинетов физиотерапии, но не персональных домашних компьютеров.

Но выход есть. Можно сделать фон не равномерным, а состоящим из черных и белых полосок:

Рис.14

Узкие полоски фона при наблюдении с пары метров сольются в серый фон, а его средняя яркость будет равна половине яркости белого квадратика. Именно так и работает Окулина.

Работа с программой.

1. Начинаем с посещения глазного врача. Есть много разных болезней глаз. Может, Ваша «близорукость» - лишь первый симптом серьезного заболевания, и Вам надо не тренироваться, а срочно оперироваться. Автор не хочет быть виновным в том, что кто-то упустил время и лишился зрения.

Раз уж пришли к окулисту – просим проверить остроту зрения и выдать справку. Если Вам удастся исправить зрение – совсем не плохо, если этот Ваш подвиг будет документально зафиксирован.

2. Покупаем удлинитель для мыши длиной 2-3 метра, подключаем его. Если у вас беспроводная мышь и она четко работает в 2-х метрах от компьютера – этот пункт можно пропустить.

Готовим место. Во время тренировок смотреть на дисплей нужно с расстояния не менее 2-х метров.

3. Скачиваем файл okulina_rar.exe. распаковываем его, получаем файлы okulina.exe и okulina.sym  Первый – исполняемый, его будем запускать. Второй содержит исходные данные и должен лежать в том же каталоге.

Программа ориентирована на работу с одним пользователем. Если тренируются несколько человек, создайте несколько копий программы в разных каталогах (при общем размере okulina.exe и okulina.sym менее мегабайта это не накладно)

В процессе работы программа создаст в том же каталоге новый файл okulina.rtr с результатами Ваших тренировок. Файл текстовый, с пояснениями, можно посмотреть любым вьювером или редактором.

4. Запускаем файл okulina.exe   Видим на экране:

Рис.15

Дальность от Ваших глаз до дисплея компьютеру нужно знать, чтобы создать нужного размера картинки и правильно измерить остроту Вашего зрения. Дальность должна быть не менее 2-х метров, введенное число должно соответствовать реальности.

Диагональ изображения и у плоских дисплеев, и у электронно-лучевых может заметно отличаться от паспортного значения. У автора, например, на 19-дюймовом ЭЛТ-дисплее реально диагональ изображения 17.7 дюйма, а на 15-дюймовом ноутбуке - 14.1 дюйма.

Разрешение экрана устанавливается во вкладке (Пуск->панель управления –> разрешение и темы –> изменить разрешение экрана). Что там введено – то и здесь нужно указать. Программе это нужно знать для правильного измерения остроты зрения.

Программа разрабатывалась при разрешении 768*1024, если при других разрешениях заметите «шероховатости» – напишите!

Объем тренировки – всегда 100 упражнений, что за упражнения – см. ниже.

В 1-й версии программы введенные значения не сохраняются, при каждом запуске их нужно вводить заново, нельзя изменить объем тренировки. Во 2-й версии эти ограничения сняты.

Нажимаем «Начать работу». и на экране начинают меняться картинки – от

Рис.16

через 3,4,5,6,7,8 до

Рис.17

и обратно. Цифры выбраны не просто так: «9», например, означает, что размер каждого черного и каждого белого квадратика 9*9 пикселей, так же и для других цифр.

Вы сидите в 2-х метрах от экрана, глаза расслаблены, на лице – полуулыбка, в душе – радость (все это важно!) и смотрите на экран. Стараетесь увидеть по возможности малые цифры, на больших - разглядеть отдельные квадратики, их границы, посчитать число квадратиков в выступающих элементах цифр. Ни на что не отвлекаетесь, все внимание на тренировку. Минут через 20, почувствовав усталость, нажимаете обе кнопки мыши и выходите из программы.

Собственно, на этом бы можно и закончить. Но, как известно, «грех сладок, а человек падок». День за днем думать на тренировке о чем надо, сохранять внимание не получается. Вскоре компьютер начинает жить своей жизнью, что-то кому-то показывая, Вы – своей, глядя на экран, ничего не видя и думая о чем-то своем, тренировка превращается в бессмысленное просиживание штанов перед экраном. Чтобы этого не случалось, кроме описанного «Начального режима » введены еще два: тренировочный и измерения остроты зрения .

-Тренировочный режим.

Во время начального режима выбираете, с каким размером квадратика (какой цифрой) будете тренироваться. Он должен быть чуть больше порога обнаружения: следующую, более мелкую, Вы с рабочего расстояния уже не видите. Пусть например это будет 4. В момент, когда на экране видите эту цифру, нажимаете левую кнопку мыши, и программа переходит в режим тренировки. На экране видите изображения:

или Рис.18,19

Цифра появляется в правой или в левой части экрана. Если справа – Вы должны нажимать правую кнопку мыши, если слева – левую кнопку (курсор мыши – в рабочем окне программы).  В момент появления цифры пищит динамик системного блока, нижняя полоса (в верхней части экрана) из красной становится зеленой.

Верхняя голубая полоса помогает отслеживать объем выполненных тренировочных заданий: с каждой предъявленной картинкой полоса удлиняется, когда она достигнет правой границы экрана – тренировка закончена. Результаты пишутся в файл okulina.rtr и выводятся на экран в виде заставки:

Рис.20

Отжимания нужны, чтобы Ваш мозг не логически осознавал, а «шкурой ощущал»: не обнаруженный объект – это плохо. За каждое отсутствие ответа компьютер предлагает отжаться 1 раз, за каждый неверный ответ – 2 раза (чтобы при ответах наугад, когда вероятность угадать 0.5, штраф в среднем был тот же, что при отсутствии ответов). Среднее время ответа более 1 секунды тоже «вознаграждается» отжиманиями, чем дольше – тем больше, чтобы в среднем «награда» за 5-секундную задержку равнялась «награде» за отсутствие ответа.

«Отжимание» - понятие конечно условное и зависит от Вашей физической формы: это может быть и более легкое, и более тяжелое физическое упражнение, и не обязательно все отжимания выполнять с одного подхода. Но выполнить их нужно!*

* Предполагается, что по состоянию здоровья противопоказаний нет, Вы – практически здоровый человек. Если это не так – проконсультируйтесь с врачом.

-Режим измерения остроты зрения.

В этот режим переходим из начального, нажав правую кнопку мыши. От момента нажатия ничего не зависит, указатель мыши (стрелочка) должна быть в пределах рабочего поля экрана.

На экране появляется одно из колец Ландольта. Возможные варианты:

Рис.21

Вы нажимаете кнопки мыши: левую, если разрез у кольца слева (варианты 1, 2, 3 на рисунке), и правую, если разрез справа. На каждый ответ дается 2 секунды. Сидите, конечно, на указанном в начале расстоянии от экрана (обычно 2 метра), указатель мыши – в пределах рабочего поля.

Компьютер предъявляет новые и новые кольца, в зависимости от Ваших ответов их размер увеличивается или уменьшается. Потом на экране появляется примерно такая заставка:

Рис.22

Одновременно результаты тестирования пишутся в файл Okulina.rtr

Во время тестирования компьютер считает, что если Вы 3 раза ошиблись – размер кольца надо увеличить, если 10 раз подряд ответили верно – размер надо уменьшать. Величина увеличения/уменьшения выбирается, чтобы среднее время тестирования было минимальным.

Если Вашего ответа нет 2 секунды – рисуется новое кольцо того же размера. Если ответа нет 5 раз подряд – размер кольца увеличивается. А в самом начале, после запуска проверки остроты зрения, самые большие кольца рисуются снова и снова, пока Вы первый раз что-нибудь компьютеру не ответите.

Тестирование можно прервать досрочно, нажав обе кнопки мыши. При этом острота зрения определена не будет, компьютер перейдет в начальный режим.

В верхней части экрана «Окулины» имеется системное меню:

Рис.23

«Выход» - немедленный выход из программы, тут все ясно.

«Итоги_тренировок » - читается файл Okulina.rtr из текущего каталога, его содержимое отображается в виде графиков:

Рис.24

Сетка по горизонтали – через 1 день (сразу видны пропущенные тренировки), числа в скобочках показывают вертикальный масштаб – максимум координатной сетки для соответствующих параметров. Графики рисуются в том же порядке, как надписаны (Объем тренировки – Дальность до экрана – Размер квадрата – Среднее время ответа – Число отжиманий), позже нарисованный график в случае совпадения может затереть ранее нарисованный.

«Инструкция» - при нажатии на кнопку появляется информация:

Рис.25

Повторим: пожалуйста, пишите в гостевую книгу (на главной странице сайта www.okulina.ru, снизу), если есть личный опыт работы с программой. И свои мысли, особенно если Вы в этих делах профессионал.

Режим тренировок и жизни, лекарственная поддержка

  Первое правило – из спорта: "перетренироваться можно за 15 минут, отходить будешь два месяца”. В случае с глазами это особо важно: перетренировать маленькие глазные мышцы можно незаметно, "тормоза" в виде общей усталости не будет, а дать глазам отдых в реальной жизни сложно.  Поэтому никаких спортивных подвигов, не больше получаса тренировок в день, чувствуете усталость – сокращайте время!

Второе правило – тоже из спорта: "первые результаты тренировок появляются через три недели". Причем быстрее всего тренируется выносливость, потом – сила, потом – скорость. В нашем случае тренируются нейронные процессы, это скорее сродни скорости. Поэтому стабильное улучшение результатов может появиться не скоро, не торопитесь.

Третье правило – из йоги: никакая асана не принесет пользы, если практикующий исполняет ее формально, без понимания и интереса.

Тренировка дает лишь команду клеткам мышц, мозга: надо развиваться. Чтобы команду можно было исполнить, клетки должны омываться кровью, в крови должны быть кислород, питательные вещества, витамины, не должно быть ядов (алкоголь, никотин и прочее). Поэтому тренировать глаза лучше на фоне неэкстремальной общефизической подготовки. Кроме прямого эффекта (улучшение снабжения тканей кровью) это поможет создать нужный положительный психоэмоциональный фон.

Добавить в кровь самые нужные вещества поможет фармацевтическая поддержка. Есть например такая маленькая травка, столетия назад было замечено, что помогает при разных глазных заболеваниях, отсюда и название она получила - очанка. Купить ее можно в аптеке в пакетиках. Завариваете в кружке, пьете вместо чая, использованным пакетиком можно осторожно протереть глаза (закрытые, конечно). Помогает, если глаза пересыхают во время тренировки

Другие полезные пакетики - ромашка аптечная. Мягкое успокаивающее, дезинфицирующее средство без побочных эффектов – то, что нам нужно. В большинстве руководств и на аптечной упаковке пишут про проблемы с пищеварением, но в [11] например рекомендуется внутрь и в виде компрессов при близорукости.

Давно в народе замечено, что повышает остроту зрения черника. Не сводится тут все к витамину С: в черной смородине, капусте его не меньше, но их с глазами молва не связала.

Ну и конечно морковка – почаще, тертую, со сметаной, дать немного постоять, чтобы жирорастворимый каротин перешел в сметану и лучше усвоился организмом. А если съездить на Алтай пособирать и поесть облепиху … Но это отдельная тема.

Конечно, Вам захочется оценить свое зрение не только с помощью программы, но и традиционным способом, с помощью бумажной таблицы, как у глазного врача:

Рис.26

Вешать дома «ту самую» таблицу не совсем правильно: вы неизбежно выучите ее наизусть, и врачу потом трудно будет проверить ваше зрение. Но можно использовать более старую версию таблицы [8]:

Рис.27

Она применялась врачами в 50-е годы. Скачайте ее здесь. распечатайте, повесьте на стену, подсветите[9] и пользуйтесь. Смотреть надо с 5 метров. Если размер Вашей комнаты меньше и смотреть придется с меньшего расстояния – уменьшите соответственно и размер таблицы. Если например смотреть будете с 4 метров - распечатать надо так, чтобы 5 сантиметров на изображении линейки в нижней части таблицы совпали с 4-мя сантиметрами на настоящей линейке.

О сертификации методики и программы.

Конечно, все началось с желания автора исправить собственную близорукость. Конечно, тренироваться  он уже начал и результаты обнадеживают. Но:

- автору уже 52 года, не лучший возраст для тренировок, у молодых результаты должны расти быстрее,

- «статистика» из одного человека – это не статистика, это не показательно,

- в беспристрастность автора при оценке собственной методики все равно никто не поверит.

Поэтому пробуйте сами, результаты пишите в гостевую книгу. Вся методика по сути: вести праведный образ жизни  да по полчаса в день смотреть с 2-х метров на экран компьютера. Едва ли это может быть опасно.

А насчет официальной сертификации методики… автор по образованию – инженер, не с руки ему метод лечения близорукости в Минздраве «пробивать». Письмо им напишу, чтобы было у медиков формальное основание этим заняться, а уж займутся ли…(кстати, это зависит от количества пользователей и их отзывов, т.е. и от Вас). Будет ответ – выложу на сайте.

Лицензионное соглашение.

Предлагаемая методика защищена законом об авторских правах (заявка ФИПС № 2008141043 от 15.10.2008г.)

Вы можете бесплатно использовать программу «Окулина» для исправления собственного зрения, но большая просьба поучаствовать в наборе статистики по этой программе.   Для этого нужно ежемесячно пересылать файл okulina.rtr с результатами Ваших тренировок (он лежит в каталоге с программой) на e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .Файл пересылается в виде вложения в письмо, в самом письме просьба указать  имя и возраст,  при желании - немного подробностей: как давно испортилось зрение, условия жизни, спортивная форма, пожелания разработчику.

 (Файл okulina. rtr текстовый, можно посмотреть его в любом вьювере или редакторе и убедиться: ничего, кроме результатов тренировок, он не содержит.)

Тренирующие изображения можно использовать и в отпечатанном на бумаге виде. Это не позволяет автоматически управлять тренировкой и набирать статистику – зато такие изображения легче разместить в удобном месте, обеспечить качественную подсветку, они всегда готовы к работе.

Вы можете заказать комплект изображений (8 листов фрмата А4) в отпечатанном виде. перечислив 200 рублей на кошелек R707576978532 платежной системы WebMoney ( www.webmoney.ru ) и указав в сопроводительном письме адрес для почтовой пересылки. Для зарубежных заказчиков стоимость увеличивается на стоимость почтовой пересылки из С.-Петербурга.

Для участников Петровского гребного марафона (www.marafon.piterart.ru ) предусмотрена 20-процентная скидка: нужно зарегистрироваться на сайте марафона, сообщить об этом в сопроводительном письме, и 20% уплаченной Вами суммы будет перечислено в счет оргвзноса за участие в марафоне.

Любое коммерческое использование программы и (или) методики требует письменного согласия автора. При публикациях ссылка на данный сайт обязательна.

1. С.В.Кравков. Глаз и его работа. М.-Л. Издательство АН СССР, 1950г.

Классика. Устройство и работа глаза. Кстати, в вопросе о причинах близорукости (стр.62) автор далеко не столь категоричен, как школьный учебник [2]

2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев  Биология.Человек Учебник для 8-го класса. М.,Дрофа,2005

Отсюда взят рисунок 1, иллюстрирующий «классическое» представление о близорукости

Источник: www.okulina.ru