Что такое Муай Тай (История Тайского бокса)

В феврале 1593 года со­стоялось одно из сражений одной из много­численных сиамо-бирманских войн. Главнокомандующий сиамской армией, наследный принц Наресуан, прорвался на своем боевом слоне к вражеской ставке, не заметив, что за ним следует только его брат. Ситуация была кри­тической, однако Наресуан не потерял присутствия духа и обратился к бир­манскому главнокомандующему, прин­цу Мин Чит Сва: «Брат мой принц! Выходи на бой. Сразимся ради славы наших имен и на удивление будущим векам». Законы чести не позволили Мин Чит Сва уклониться от поединка. Он сразился с Наресуаном на ку­лаках и был убит. В последовавшей свалке Наресуана ранили, его слоновожатого убили, но время удалось вы­играть. Сиамцы подоспели на помощь своему предводителю. Бирманская ар­мия начала отступать. Сражение закончилось победой Сиама.

Согласно другому тайскому пре­данию, дебют Наресуана в рукопашном бое произошел еще раньше, в 1584 году, когда он, захваченный в плен бирманцами, должен был драться за свою свободу и убил выставленного против него бойца ударом ноги в голову. Смысл этих преданий в том, что боевое искусство, называемое в Европе таиландским боксом, или просто тай­боксом, или, по-тайски, «муай тай», обрело свой классический вид примерно в эту эпоху, во второй половине XVI века.

Впрочем, тогда оно еще не называлось муай тай. Первоначально это боевое искусство носило имя «май си сок», а затем, с образованием на территории нынешнего Таиланда государства Аютия, было принято название «пахуют», что значит «многосторонний бой». Нынешнее название впервые по­явилось двумя веками позже, уже после падения Аютии в 1767 году и возник­новения нового государства Сиам, со столицей в Бангкоке. Долгое время оба названия сосуществовали. Термин «муай тай» окончательно закрепился только после буржуазной революции 1934 го­да, когда Сиам сменил свое название на Таиланд. «Тай» значит «свободный», поэтому «муай тай можно перевести и как «тайский бокс», и как «свобод­ный бокс», и как «схватка свобод­ных».

Существует много легенд о муай тай, повествующих о зарождении его более двух тысяч лет назад, о связях этого боевого искусства с индийскими t системами рукопашного боя, о его непревзойденных достоинствах. Однако это только легенды. Достоверно известно лишь то, что со времен государства Аютия, возникшего в XVI веке, в сиамском войске существовало обучение воинов бою голыми руками и ногами. Особо выдающиеся бойцы ценились так высоко, что их зачисляли в королевскую гвардию и давали им дворянский титул. Такое же обучение было обязательным для членов королевской семьи. Помимо Наресуана, правившего в 1590—1605 гг. историки часто у поминают еще двух королей — Прачао Сыа и Пья Таксина. Первый из них настолько любил кулачный бой, что часто сам, загримировавшись, участвовал в поединках наряду со своими подданными (менять свою внешность ему приходилось потому, что личность короля считалась неприкосновенной для простолюдинов). Второй тоже считался выдающимся бойцом и, кроме того, прославился как выдающийся полководец и создатель нового тайского государства после падения Аютии.

Легендарным бойцом прошлого, упоминаемым в школьных учебниках, был Най Кханом Том. Его история такова. В 1774 году бирманский король решил устроить большой праздник, в программу которого включил соревнования кулачных бойцов. Один из его сановников предложил начать турнир с поединка лучшего бирманского мастера кулачного боя с одним из захваченных в плен тайских воинов. На бой вызвался ничем внешне не примечательный, изможденный пленник, утверждавший, что он — знаток «пахуюта». До того, как бой начался, тайский воин пустился в странный танец вокруг своего противника. Этот танец называется «рам муай» и служит одновременно и для подготовки к схватке и для выражения уважения к противнику и публике. Схватка была почти мгновенной, но сановник не засчитал победу тайцу, заявив, что побежденный был введен в заблуждение танцем. Най Кха­ном Тому пришлось сразиться еще с девятью бирманскими бойцами (по другой версии, даже с одиннадцатью), которых он одолел одного за другим.

Бирманский правитель был так потрясен, что предложил победителю свободу и награду на выбор: деньги или прек­расных девушек. Най Кханом Том без колебаний выбрал последнее, считая, что деньги найти значительно проще, после чего был отпущен домой.

Как бы там ни было, муай тай долгое время развивался в качестве жест­кого прикладного стиля рукопашного боя тайской армии, владеющие которым могли с успехом продолжать бой и лишившись оружия. Типичным примером тому может служить история воина по имени Прайя Пичай, прозванного «Сломанный меч». Сражаясь в войске Пья Таксина против бирманских захватчиков, он бился так яростно, что когда его меч переломился пополам, он продолжал бой кулаками, локтями и коленями, и благодаря своему мастерству вышел из битвы живым и невредимым.

Первый дошедший до нас письмен­ный источник по муай тай относится к временам короля Рамы Третьего, правившего в 1824—1851 годах. На традиционной тайской рисовой бумаге «кхой» изображены в рисунках основные приемы защиты и нападения. Об­лик боксеров отличается от современного, однако, техника практически та же. Успешно развивался муай тай и при короле Раме Пятом, непременно посещавшем состязания с участием лучших бойцов. Многим он присвоил по­четные имена, что всегда почиталось среди тайцев. Имя человека в Таиланде считалось и считается самой важной и яркой его характеристикой. Даже сейчас политических деятелей тайские газеты предпочитают называть только по именам.

В 1929 году традиционная обвязка рук ремнями из конской шкуры уступила место боксерским перчаткам европейского типа (шести и восьмиунцовым), хотя ноги остались босыми (впрочем, разрешается их бинтовать). Было введено разделение на семь весовых категорий, а продолжительность боя ограничили пятью раундами по три минуты каждый, с двухминутными перерывами между ними. Раньше бой шел без перерывов, вплоть до победы одного из участников. Помимо судьи на площадке, ввели двоих боковых су­дей. Согласно новым правилам, запрещались захваты и броски борцовского типа (например, через бедро и через плечо), удары головой, удушения, а также атаки упавшего противника. Победа стала присуждаться за нокаут (если на счет «десять» противник не в состоянии продолжать бой), по очкам и в случае технического нокаута. Было разрешено сдаваться, что раньше осуждалось (Бой продолжался до тех пор, пока один из соперников не покидал площадку мертвым, либо жестоко из¬битым). Но и теперь, согласно официальной статистике, один бой из 1500 заканчивается гибелью спортсмена. Земляную площадку заменил ринг 6X6 метров. Так муай тай принял свой нынешний вид.

Бум муай тай в Европе начался после того, как 12 марта 1977 года его мастера одержали в Бангкоке красивую победу над кикбоксерами, несмотря на необходимость драться по правилам кикбоксинга, т. е. не прибегая к помощи локтей и коленей, работа которыми является одним из главных козырей муай тай. 6 мая того же года там же был проведен аналогичный матч с каратистами, и с тем же результатом. Сейчас муай тай распространился по всему миру, однако его лучшие мастера по-прежнему находятся в Таи­ланде. Наиболее известные среди них — Сурачай Сирисуте, Утпад Ной Воравут и Панья Крайтас, автор большой и серьезной монографии о муай тай на английском языке. Эта книга — детально разработанное учебное пособие, богато иллюстированное фотографиями с участием автора.

Занятия муай тай обычно начина­ются с раннего детства, так что восьмилетний малыш, пинающий тяжелый мешок для набивки, вовсе не редкость. На тренировках основной упор делается на развитие скорости ударов и выносливости. Широко используется массаж. Для набивки применяют раз­личные снаряды, преимущественно типа боксерских мешков и груш, как под­весные, так и укрепляемые на подстав­ках. Для защиты от ударов в голову на тренировках одевают шлем-маску, в рот берут «капу» (резиновую проклад­ку для зубов), на пах одевают «ракуш­ку». Ракушка обязательна и на сорев­нованиях, а вот шлем там не пола­гается. Тренировки проходят в доста­точно жес­ткой, даже суровой манере, так что методы, посредством которых «дрессировали» Жан-Клода ван Дамма в фильме «Кик-боксер», весьма близки к реальным.

Схема типичной тренировки в муай тай выглядит следующим образом: разминка (чаще всего это пятнадцать ми­нут упражнений со скакалкой); пять трехминутных раундов (с минутными перерывами между ними) боя с тенью, с использованием всех типов ударов; пять трехминутных раундов (с минут­ными перерывами) спарринг с партнером, но без ударов локтями и ко ленями; пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) работа на снарядах, с использованием всех типов ударов; пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) отработка техники с тренером; силовые упражнения (особенно популярны отжимания в упоре, укрепление мышц брюшного пресса, вращения корпуса) и растяжки. По утрам рекомендуется тридцатиминутный бег и гимнастические упражнения.

Муай тай почти не связан с буддийской религией Тхеравады, являющейся государственной в стране. Дело в том, что это направление буддизма проповедует пассивность, покорность судьбе, непротивление злу насилием, поэтому между буддийской идеологией и боевыми искусствами не произошло того слияния, которое характерно для Китая (Шаолинь!), Кореи или Японии. Отсутствие подобной связи компенсируется местной магией, правилами «честного боя» и мифологией, пришедшей из Индии. Например, верховным покровителем адептов воинских искусств считается Вишну-Нараяна, главный гонитель злых сил в индийском пантеоне. Популярны в Таиланде и та­кие индийские эпические произведения, как «Махабхарата» и «Рамаяна», персонажи которых часто фигурируют в названиях боевых приемов.

Магическое значение имеет татуировка, в изобилии покрывающая тела профессиональных боксеров. Она изображает различные «волшебные» знаки и схемы, либо «покровительствующих» животных. Магической силой обладает, по мнению адептов муай тай, и головная повязка, скрученная из куска полотна с нарисованными на нем символами, и освященная специалистом по магическим обрядам. Эту повязку называют «монгкон» и носят постоянно, не снимая даже во время боя. Вторая повязка того же рода носится на одном из бицепсов. Развита в муай тай практика заклинаний (мантр), используемая на тренировках и перед началом поединка, чтобы войти в необходимое психологическое состояние. Вот как, например, звучит заклинание, произносимое перед боем:

НА ян бот сонгкрам

МА тид там сатру

БУД тор су пай рин

ДХА праб син пол край

Я чок чай чана

НА в месте, где идет война

МА следую за врагом

БУД сражаюсь с врагом

ДХА собрав все силы

Я для славной победы

Прочитав первые слога по вертикали, получим слова «Нама Буддхая», что на санскрите означает «Слава Будде!» или «Поклоняюсь Будде!». Считается, что подобная анаграмма усиливает магическое значение и силу заклинания.

Магическими ритуалами пронизана церемония посвящения в бойцы. Она включает ритуальное подношение цветов и благовонных палочек статуэтке Вишну-Нараяна, вручение отрезов тка­ни и небольшой суммы денег учителю, угощение всех участников церемонии мясом и вином. Церемония происходит, как правило, в доме учителя, и называется «ёк кру». (Вообще, почитание учителя очень развито в муай тай, и такой день недели, как четверг, традиционно считается днем почитания учителей). Сейчас, правда, вера в магию слабеет. Татуировку, например, все чаще воспринимают просто как знак принадлежности к определенной школе, а не магическую символику.

Хотя поединки в муай тай проходят в боксерских перчатках, традици­онная техника бинтования кистей и запястий тоже сохранилась, особенно в деревнях (откуда, кстати, выходит подавляющее большинство профессио­нальных бойцов муай тай). Длина та­кого бинта из мягкой ткани около 2,5 метров, ширина — 4,5 сантиметра. В давние времена руки бинтовали либо ремнями, либо веревками. Это называлось «кад чеуг». Многочисленные порезы и кровоподтеки, возникав шие при ударах такой рукой, породили легенду о том, что в старин у бойцы якобы окунали свои забинто ванные руки в специальный клей, а за­тем в битое стекло. Однако в действительности подобным образом поступали лишь наемные убийцы. Нормальное бинтование кистей и запястий мягкой тканью помогает смягчать удары, защищает пальцы от переломов, экоомит энергию, необходимую для того, чтобы сжимать кулаки, и в то же время оставляет достаточную свободу для движений пальцами и кистями.

В отличие от китайских, японских, вьетнамских боевых искусств, в муай тай нет комплексов формальных упражнений (ката), хотя базовые упражнения представляют собой короткие связки основных приемов. Самое из вестное упражнение такого рода называется «ян саам кхум» (движение трех шагов). Оно действительно выполняется на три шага, выглядит очень мощно и красиво. Большинство этих связок известно с тех времен, копа муай тай назывался «пахуют». Они подразделяются на основные (маэ май» и дополнительные «лук май»).

В муай тай выделяют два основ­ных стиля: муай лак и муай киеу. Муай лак (твердый бой) сейчас можно увидеть достаточно редко, в основном в деревнях. В нем главное внимание обращают на твердую, устойчивую позицию, надежную защиту относительно медленные, но четкие перемещения и мощные удары. Тактика зиждется на контратаках. Движения прямолинейны, финты не используются, очень развита техника боя на ближней дистанции. Муай киеу (щегольской бой), напротив, строится на финтах и уклонах. Передвижения быстрые, много боковых и круговых ударов, а также ударов коленями. Правда, атаки, строящиеся на финтах, требуют больше времени, чем прямолинейные, но на силе ударов это не сказывается. К сожалению, сейчас все чаще многие боксеры муай тай сводят бой к простому обмену ударами — сказывается влияние европейского бокса и кикбоксинга.

Каждая схватка в муай тай начинается с церемониального танца «рам муай». Значение его многозначно. Это демонстрация почитания и благодарности за заботу родителям и учителям; своеобразная разминка для ног, рук и корпуса, включающая ритуаль­ные приветственные жесты и чисто. танцевальные движения; связки боевых приемов, в частности, «ян саам кхум». Это также психологическая на стройка на бой, поскольку танец вклю чает декламацию заклинаний и сопровождается музыкой. Таких танцев существует очень много. Они красивы, и разговор о них мог бы составить отдельную тему. Пока же отметим, что по исполнению «рам муай» знаток тай¬ского бокса может определить при-надлежность бойца к той или иной школе, его стиль ведения боя и даже главные человеческие качества. С обу¬чения «рам муай» начинается тренинг, а когда ученик просит учителя разъяснить особенности их школы, ответом служит опять же танец «рам муай». В свою очередь, танцу-приветствию, танцу-разминке, танцу-ритуалу предшествует своеобразная короткая медитация именуемая «уай кру».

Все поединки в муай там проходят под традиционную тайскую му¬зыку, задающую их ритм и исполняемую на четырех инструментах: пи джава (яванский кларнет), клонг кэк (двойной барабан), шинг (металличе¬ские цимбалы) и конг (тайский тип барабана). Ведущую, партию исполняет кларнет, звук которого считается на¬селенным магическими свойствами (по¬этому хорошего музыканта нередко приравнивают к магу).

В классическом муай тай насчитывали 108 базовых приемов. Однако в современном его варианте осталось всего 16 вариантов ударов: пять типов ударов кулаком и столько же — ногами, четыре типа ударов локтем и два удара коленом. Попробую коротко их характеризовать.

Удар кулаком в муай тай наносят как изолированно, так и в серии связок. Основной ударной поверхностью тлеются костяшки пальцев, а в перчатках — их «фасад». Раскрытая перчатка используется для того, чтобы накрыть прямой удар или отвести его а сторону. Удары ладонью, пальцами, тыльной стороной запястья не применяются. Техника работы кулаками похожа на технику обычного европейского бокса: джэб, хук, свинг, апперкот, прямой удар. Против каждого из них используют несколько способов контратаки или блокировки. В этой связи хочется отметить отличие пособий по муай тай от большинства других книг, описывающих технику боевых искусства. Если в последних удары по¬казывают как бы сами по себе или в ответ на самые простые действия про¬тивовеса, то в первых основной упор делают на то, в какой конкретной си¬туации тот или иной удар будет наи-более эффективным и что, в свою оче¬редь можно ему противопоставить.

Большое внимание бойцы муай тай делают локтю, считая его оружием столь же острым и опасным, как лезвие меча. Удары локтем очень сильны, их трудно остановить, они часто вы-зывают кровотечение. Наиболее распространенный удар локтем в муай тай — «сок ти», по принципу исполнения напоминающий боксерский свинг. Впрочем, удары локтем наносят практически во всех направлениях и под любым углом: снизу-вверх «сок хад», по диагонали наружу «сок чиенг», сверху-вниз по вертикали «сок саб» и «сок тонг». Такими ударами можно запросто сломать противнику руку или перебить позвоночник, что часто и делают в видеофильмах сражающиеся по системе муай тай «главные гады». Есть работа двумя локтями сразу, как на блок, так и на удар (сок ку), но самым сложным приемом считается удар локтем назад (сок клаб), выполняемый и по прямой, и круговым дви¬жением.

Методов использования колена тоже немало, но в основном, это прямой удар (као тоун) и круговой, в самых разнообразных вариантах, в том числе с подпрыгиванием. Высоко поднятое колено может служить блоком при ударах ногами и в то же время позволяет проводить «клюющие», удары стопой. А положение, когда мастер муай тай захватывает голову противника или входит в клинч в сочетании с ударом коленом, вообще может считаться визитной карточкой тайского бокса. Коленом бьют и в прыжке, даже в подбородок или в лицо (као лой), но развита и техника работы коленом в нижнем уровне, против коленей противника и против попыток подойти поближе (као ной и као кратай). Очень часто удары коленом применяют в сочетании с ударами локтем.

Техника ударов ногой (точнее, стопой) разработана в меньшей степени. В ее арсенале отсутствуют подсечки и удары в прыжке. Базовый удар стопой (тэ пиен тхан) — это прямой удар, направленный в пах или в солнечное сплетение. Боковых ударов немного, их наносят, как правило, с разворота или в круговом движении. Есть и аналог «маваси-гэри», удар, который называется «крокодил взмахивает своим хвостом». Зато хорошо разработана система ударов, нацеленных в подколенную ямку и цепляющих противника за ноги (тэ пааб и тэ таад). Стопы и особенно колени столь часто используют в бою, что муай тай нередко называют «боем восьмируких».

Многие иностранцы-путешественники, не разбирающиеся в боевых искусствах, воспринимают муай тай просто как драку без ограничений. В этом есть некоторая доля истины, потому что по сравнению с другими видами и направлениями боевых искусств, муай тай наиболее эффективен в уличной драке. Или, по крайней мере, относится к числу самых эффективных. Жесткий характер тренировок, высокая скорость движений, активная отработка всех приемов в спарринге делают бойцов муай тай чрезвычайно опасными противниками в реальных уличных столкновениях. К, тому же в этом виде единоборств период выработки боевых навыков очень короток. Если человек, который занимается, к примеру, айкидо, может реально противостоять противнику в лучшем случае через, пару лет ежедневных тренировок, то приемы муай тай можно достаточно уверенно применять на улице уже через месяц интенсивного обучения.

Не вдаваясь в анализ конкретных комбинаций, отмечу важнейшие прин¬ципы тактики и стратегии муай тай:

не строй свою защиту только на уклонах и уходах от ударов про¬тивника, ты победишь, если будешь атаковать;

— не забывай о своих ногах, которые могут стать и оружием, и объектом атаки противника:

— не раскрывайся умышленно, желая обмануть противника, он не глупее тебя;

— правильно используй набивку ударных поверхностей, ударив не тем местом, рискуешь сам получить травму;

— избегай размахивать руками не по делу и опускать их вниз, в таком положении ты слишком хорошая ми¬шень;

— не смотри противнику только в глаза, охватывай взглядом все его тело, особенно руки и ноги;

— на тренировках старайся спарринговать с равным тебе или превос¬ходящим по силам партнером, только так можно научиться побеждать;

— не забывай о протекторах, они необходимы, чтобы избегать на тренировках ненужных травм;

— во время боя используй только те приемы, которыми владеешь в совершенстве, то. что знаешь плохо, не сработает:

— будь активно наступающим, не позволяй противнику вести тебя;

— умей видеть сильные стороны противника и не позволяй ему их использовать;

— если противник выше тебя, работай на ближней дистанции, а если он быстрее, старайся контратаковать вслед за каждой его атакой;

— не отступай назад и не показывай, что тебе больно, вместо этого входи в клинч;

не бери на корпус тяжелые удары, рассчитывая, что ты их выдержишь, лучше уклоняйся от них;

— используй финты, уловки и трюки, которые сбивают противника с толка;

— умей рассчитывать время раунда, чтобы все успеть вовремя, и не растратить сил понапрасну;

— не слушай подсказок болельщиков, думай и решай сам;

— помни, что даже легкий удар, но попавший в цель, лучше, чем мощный, но прошедший мимо;

— если заметил у противника какую-то слабость, немедленно используй ее;

— контролируй свои чувства, ибо гнев утяжеляет сердце и ослепляет взор;

— не будь ни чересчур бдительным, ни излишне осторожным, обе эти край¬ности равно плохи;

— на ринге веди себя как бешеный тигр, но не переноси отношения ринга на повседневную жизнь;

— помни, что схватки ведутся по правилам, а победу определяют судьи, но муай тай это не только спортивные победы и поражения…

Боец муай тай должен быть вежливым по отношению к своему противнику. Всякие оскорбления на ринге запрещены, перед началом поединка бойцы должны обменяться рукопожатиями, а сам бой начинается только после исполнения обоими участниками «рам муай». Вообще, комплекс требований к боксеру включает в себя требования нравственного характера. Это мужество и самообладание, способность принимать решения на ринге и вне его в соответствии с правилами чести и нормами морали, это уважение к старшим, это спортивный дух, свободный от зависти и чувства мести. Боец муай тай должен являть собой пример благородства, скромности, честности, уважения к законам и обычаям своей страны. Клятва, которую дает всякий, кто вступает в любой клуб муай тай, звучит в Таиланде следующим образом:

«Я буду сильным и чистым, всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду стараться совершать добрые поступки, отзывающиеся в сердцах других людей. Я буду повиноваться своим наставникам и верен своей нации. Мы все, ученики и учителя, будем любить друг друга, будем едины в своих целях и помыслах и всегда помогать друг другу».

Правда, эта клятва, хоть и считается наделенной магической силой, не мешает накалу страстей, связанных с тотализатором, активно работающим в профессиональном муай тай. Ставки бывают очень большими. Бывает, и притом достаточно часто, что после объявления победителя, выигравшего по очкам, недовольные зрители забрасывают спортсменов и судей пустыми банками и бутылками. Иногда они даже требуют остановки боя и дисквалификации боксера, который, по их мнению, сражается не в полную силу. «Страсти по муай тай» разгораются еще больше из-за нечистых на руку дельцов, манипулирующих соревнованиями профессионалов. Дельцы эти постоянные персонажи тайских фильмов о боевых искусствах.

Тайский бокс популярен сейчас во всем мире. Достаточно сказать, что это единственный вид иностранных боевых искусств, который практикуют в Японии, и что правила китайского «саньда» в основном скопированы с муай тай. В самом Таиланде муай тай практикуют более 120 тысяч любителей, и около 10 тысяч профессионалов. Это очень много для страны с населением в 55 миллионов человек. Военнослужащие и полицейские в эту цифру не входят, так как занимаются муай тай в обязательном порядке. Самому почитаемому и распространенному виду спорта посвящен десяток тайских журналов и газет. Одним словом, представить себе Таиланд без муай тай невозможно.

Источник: thaiboxingclub.ru