Физкультура для всех:

Лечебная физкультура при холецистите

Лечебная физкультура применяется во всех периодах холе­цистита для решения большинства лечебных задач, в первую очередь для уменьшения воспалительных изменений, устранения дискинетиче­ских расстройств, нормализации оттока желчи.

Общеразвивающие гимнастические упражнения, включаемые в ме­тодику лечебной физкультуры в соответствии с состоянием ребенка и его двигательным режимом, позволяют решать общетерапевтиче­ские задачи нормализации эмоциональной сферы, повышения за­щитных сил, восстановления адаптации к физической нагрузке. Физи­ческие упражнения в развитии основных двигательных навыков соответственно возрасту ребенка и различные приемы их стимуляции и восстановления дают возможность также конкретно воздействовать на двигательную сферу ребенка. Полноценное использование средств лечебной физкультуры общеразвивающего характера является необхо­димым условием для достаточно эффективного включения специальных средств. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения для мышц брюшного пресса, упражнения в расслаблении, упражнения, спо­собствующие дренажу билиарной системы, а также некоторые приемы вибрационного и поглаживающего массажа.

Дыхательные упражнения при определенной методике их выполне­ния позволяют воздействовать на внутрибрюшное давление за счет движений диафрагмы. Кроме того, они способствуют улучшению кро­воснабжения и кровотока в желчевыводящей системе как за счет ре­флекторного действия, так и за счет имеющихся анатомо-физиологических взаимоотношений кровоснабжения диафрагмы и органов брюш­ной полости.

Упражнения для мышц брюшного пресса дают возможность по­степенного восстановления тонуса этих мышц, создания условий для формирования правильных анатомических взаимоотношений в брюш­ной полости. Подбирая исходные положения и условия выполнения упражнений, можно регулировать изменения внутрибрюшного давле­ния, что позволяет оказывать прессорное действие на желчный пузырь, регулировать отток желчи и т. д. Кровоснабжение печени, желчного пузыря и желчных протоков имеет тесную связь с кровоснабжением мышц брюшного пресса, поэтому группа упражнений для этих мышц является прекрасным средством воздействия на трофические процессы в билиарной системе. Упражнения для мышц брюшного пресса спо­собствуют уменьшению и ликвидации воспалительных изменений как за счет изменения условий кровоснабжения желчного пузыря и прото­ков, так и за счет стимулирующего действия физических упражнений на кровообращение в целом. Важной стороной действия упражнений для мышц брюшного пресса также является нормализация моторики желудочно-кишечного тракта.

Анатомо-топографические взаимоотношения желчного пузыря, общего желчного протока и двенадцатиперстной кишки позволяют ре­комендовать наилучшие положения для оттока желчи — положение на левом боку и положение стоя на четвереньках, при которых отток жел­чи по направлению к шейке пузыря и двенадцатиперстной кишки осу­ществляется под влиянием силы тяжести. Дополнительным фактором, который значительно ускоряет отток желчи в таких исходных положе­ниях, является повышение внутрибрюшного давления при выполнении дыхательных упражнений с участием диафрагмы или упражнений для мышц брюшного пресса. В некоторых случаях для улучшения оттока желчи применяются и другие исходные положения — лежа на спине, на правом боку, сидя и стоя. Выбор этих исходных положений может диктоваться нарушением нормальных топографических взаимоотноше­ний органов брюшной полости, когда отток желчи лучше осущест­вляется из индивидуально подобранного (под контролем холецистографии) положения. Кроме того, воспалительные изменения и спайки вокруг желчного пузыря и желчных протоков могут вызвать болевые ощущения в положении на левом боку и на четвереньках, усиливая спазмы сфинктеров, в этих случаях выбор дренажных исходных поло­жений определяется отсутствием болей и возможностью добиться расслабления.

При обострении хронического холецистита у ребят курс лечебной физкультуры в комплексной терапии может быть условно разделен на три части соответственно фазам процесса (выраженного обострения, затухания и начала ремиссии).

В фазе выраженного обострения больному ребенку обычно назна­чается постельный режим. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) начинают проводить по мере улучшения общего состояния ребенка, исчезнове­ния резких болей, снижения температуры. Лечебная физическая культура (ЛФК) про­водится в форме специальных занятии длительностью до 15 мин. Спо­соб проведения таких занятий индивидуальный. Если пациенты ребята находятся в специализированных отделениях, то лечебная физическая культура (ЛФК) может проводиться в форме утренней гимнастики и малогрупповых или групповых занятий. В занятиях применяются общеразвивающие упражнения в соответствии с постельным режимом, с небольшим чис­лом повторений из исходных положений лежа, сидя и стоя с умерен­ной (ниже средней) физической нагрузкой. Из специальных упражне­ний используются диафрагмальное дыхание, упражнения в расслабле­нии. Для уменьшения застойных явлений в пораженных органах и устранения спазма сфинктеров целесообразно включение поглаживаю­щего массажа и элементов вибрации области живота. Упражнения для мышц брюшного пресса включают с большой осторожностью, избе­гая увеличения внутрибрюшного давления и особенно натуживания. Темп выполнения большинства упражнений медленный. В фазе затухания обострения двигательный режим больных ребят расширяется до палатного, разрешаются свободное перемещение по отделению, самообслуживание в пределах палаты, прогулки, учебные занятия.

Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме утренней гигиениче­ской гимнастики, специальных занятий и индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) прово­дятся малогрупповым или групповым способом, длительность их уве­личивается до 25 мин. Используются физические упражнения для большинства мышечных групп из исходных положений стоя, в ходьбе, сидя, лежа на спине, на боку и на животе, с возрастающим числом по­вторений, в различном темпе. Общая физическая нагрузка при прове­дении занятий возрастает до средней. На фоне общеразвивающих при­меняются специальные упражнения для мышц брюшного пресса как из исходных положений, способствующих оттоку желчи, так и из других. В сочетании с ними и самостоятельно включаются упражнения в рас­слаблении. Дыхательные статические и динамические упражнения ис­пользуются как для воздействия на желчевыводящие пути, так и для нормализации функции внешнего дыхания. По-прежнему исключаются натуживание, резкие колебания внутрибрюшного давления. Улучшение и нормализация эмоционального тонуса больных, оздоровление их нервно-психической сферы могут быть достигнуты за счет игровых эле­ментов, пособий и снарядов, а также при включении в содержание за­нятий игр средней и малой подвижности.

Упражнения при хронических холециститах и дис­кинезиях желчевыводящих путей

Из исходного положения лежа на спине.

1. Поднять правую руку вверх и одновременно согнуть левую но­гу, скользя стопой по поверхности постели — вдох. Вернуться в исход­ное положение — выдох.

2. Руки на поясе. Приподнять голову и плечи, посмотреть на но­ски — выдох. Возврат в исходное положение — вдох.

3. Левую руку положить на грудь, правую — на живот. Упражне­ние в диафрагмальном дыхании. При вдохе обе руки поднимаются вверх, следуя за движением грудной клетки и передней стенки живота, при выдохе — опускаются вниз.

Из исходного положения лежа на левом боку.

4. Левая рука выпрямлена вверх, левая нога полусогнута. Поднять правую руку вверх — вдох, согнуть правую ногу и, прижимая правой рукой колено к груди, выдох.

5. Поднимая правую руку и правую ногу, сделать вдох, сгибая но­гу и руку, подтянуть колено к животу, наклонить голову — выдох.

6. Отвести прямую правую руку вверх и назад — вдох, вернуться в исходное положение — выдох.

7. Отвести обе ноги назад — вдох, согнуть обе ноги, подтягивая колени ближе к груди — выдох.

Исходное положение — стоя на четвереньках.

8. Поднимая голову, сделать вдох, скользящим движением пере­двигая правую ногу вперед между руками — выдох. Возвратиться в ис­ходное положение и то же упражнение выполнить другой ногой.

9. Поднять левую прямую руку в сторону вверх — вдох, возврат в исходное положение — выдох.

10. Сделать вдох, сгибая руки, лечь на живот — выдох, возврат в исходное положение.

В фазе начала ремиссии пациенты ребята переводятся на общий ре­жим. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится во всех формах в виде утрен­ней гимнастики, групповых занятий, подвижных игр во время прогулок и т. д. Основное содержание занятий составляют общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения по развитию и тренировке основных движений. Используются различные приемы увеличения физи­ческой нагрузки — отягощение и сопротивление. Они осуществляются из всех исходных положений с большим числом повторений, с включе­нием элементов сопротивления и отягощения. Обязательно сочетание общеразвивающих и специальных упражнений (дыхательных, в рас­слаблении, для мышц брюшного пресса, дренажных). Помимо воздейст­вия на трофические процессы в желчевыводящей системе, эти упражнения также обеспечивают и общестимулирующий эффект и способствуют формированию правильной осанки и нормализации топографических взаимоотношений органов брюшной полости. Все виды физических уп­ражнений и подвижные игры в начале ремиссии должны способствовать восстановлению нормальной адаптации организма ребенка к физической нагрузке обычного характера и подготовить его к условиям пребы­вания в домашних условиях и в детском учреждении.

Источник: www.fizkultura-vsem.ru