Традиционные воинские искусства Китая. Тунбей чуантун уи, Тайцзи цюань. Багуа чжан. Цигун .

Ушу в школьной программе

Цели и основные задачи

На основе полноценного использования всего многообразия техники ушу в сочетании с другими методами физического воспитания реализовать индивидуальные возможности с целью самосовершенствования, познания и творчества, формирования здорового образа жизни, профессионального самоопределения, развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижения уровня спортивных успехов сообразно способностям на различных этапах подготовки.

Основными задачами на этапе начальной подготовки (НП) являются:

– привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие личности;

– утверждение здорового образа жизни;

– воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

Решение задач на учебно-тренировочном этапе (УТ) направлено на:

– улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

– повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы по ушу;

– профилактику вредных привычек и правонарушений.

Тренировочные методы

Спортивная подготовка в ушу, как и в других видах спорта, включает в себя два основных компонента: физическая подготовка, подразделяющаяся на общефизическую (ОФП) и специальную (СФП); и спортивно-техническая.

Несмотря на то, что общая физическая подготовка представляет собой развитие физических качеств, прямо не связанных со спецификой данного вида спорта, тем не менее особенности каждого вида влияют на содержание тренировок по ОФП. Так, если в циклических видах спорта (лыжный спорт, бег, плавание) ОФП в основном направлена на развитие физической выносливости, то в ушу ОФП включает упражнения, направленные на тренировку выносливости при работе переменной интенсивности, а также на преимущественное развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Совершенно очевидно, что общая физическая подготовка в ушу должна быть адаптирована с учетом специфики данного вида спорта и содержания решаемых в данном макроцикле задач.

Специальная физическая подготовка – это, прежде всего, развитие специфических физических навыков, которые позволят достичь максимальной эффективности освоения того или иного элемента, а значит, и спортивного результата. На начальном этапе подготовки спортсмена к упражнениям специальной физической подготовки можно отнести статическую тренировку позиций.

Соотношение ОФП и СФП по мере роста спортивного мастерства изменяется в сторону увеличения удельного веса специальной физической подготовки в тренировочном процессе.

Однако на всех этапах подготовки тренировки по ОФП и СФП занимают чрезвычайно важное место. Подчеркнем, что, в отличие от спортивно-технической подготовки, не существует жесткой схемы построения тренировок по физической подготовке.

На начальном этапе в группах НП-1 и НП-2 тренировки по физической подготовке занимают основную часть тренировочного времени. В этот период задача тренировок по ФП – развить необходимые для выполнения конкретных технических элементов группы мышц, добиться необходимой гибкости и подвижности основных групп суставов, задействованных при выполнении технических действий.

На всех этапах подготовки важной составляющей тренировок по физической подготовке должны быть циклические упражнения (в том числе аэробные), такие как бег, плавание, упражнения со скакалкой. Из новых доступных и интересных циклических видов спорта можно рекомендовать роликовые коньки. Циклические упражнения не только способствуют укреплению сердечной мышцы и развитию общей выносливости, но и помогают правильно формировать группы мышц нижних конечностей, задействованных в выполнении многих элементов базовой техники.

Тренеру следует учитывать, что тренировки в зале, сопряженные с большим объемом анаэробной работы, вызывают к концу недели накапливание в мышцах молочной кислоты – продукта анаэробного расщепления глюкозы и ведут к синдрому «забитости» мышц – болевым ощущениям и быстрой утомляемости. В этой связи необходимо предусмотреть в микроцикле восстановительные процедуры, как традиционные для спорта – массаж, баня, так и присущие исключительно ушу – тайцзицюань, цигун и цинзогун (сидячая медитация), упражнения из хатха-йоги. Целесообразно включать в рацион спортсменов зеленый чай как прекрасное средство для выведения токсинов, образующихся в результате активной работы мышц и внутренних органов.

Спортивно-техническая подготовка включает совокупность методов, направленных на овладение техническими элементами ушу, выполняемыми в ходе соревнований, и доведение исполнения этих элементов до необходимой степени совершенства. Вне зависимости от цикла спортивной тренировки, техническая подготовка строится по принципу многократного повторения, постепенности и предполагает поэтапное объединение изученных базовых элементов сначала в комбинациях движений, а затем в комплексах. Очевидно, что на каждом этапе роста мастерства спортсмена требования, предъявляемые к технической подготовке, возрастают пропорционально росту его физических возможностей, что предопределяет обновление и преобразование технических навыков в соответствии с новыми возможностями спортсмена.

Следует подчеркнуть, что техническая подготовка спортсмена включает также и изучение упражнений, используемых в качестве общей и специальной физической подготовки, так как, прежде чем применять упражнение в ОФП или СФП, необходимо технически правильно его выполнять.

Разнообразные исторически сложившиеся тренировочные методы ушу правомерно классифицировать следующим образом.

Общая физическая подготовка включает:

– циклические упражнения (бег, упражнения со скакалкой);

– упражнения на развитие групп мышц (приседания, отжимания).

Спортивно-техническая подготовка – это тренировка:

– комплексов;

– комплексов с партнерами;

– прыгучести;

– позиций;

– применения техники ушу;

– с деревянным манекеном;

– приемов борьбы – бросков;

– тренировка захватов и удержаний;

– тренировка специальной выносливости;

– специальная силовая тренировка;

– другие виды.

Каждый из перечисленных разделов, в свою очередь, включает несколько подразделов, охватывающих различные аспекты подготовки занимающегося. Так, например, в тренировку базовой техники входит тренировка техники ударов ногами, тренировка техники ударов, захватов и защитных движений руками, прыжки и удары в прыжках, акробатические элементы и т. д. На несколько разделов подразделяется и тренировка гибкости.

В заключение следует отметить, что деление подготовки спортсмена на разделы скорее условно, поскольку все они, особенно на этапах непосредственной подготовки к соревнованиям, тесно связаны между собой.

Формы тренировочных занятий

Общие принципы построения тренировки предполагают сочетание разнообразных форм занятий, видоизменяющихся применительно к конкретным условиям: уровню подготовленности и составу занимающихся, месту занятий в общем контексте жизни, технической оснащенности и условиям окружающей среды.

Основные формы тренировочных занятий – групповой или индивидуальный тренировочный урок (занятие). Кроме того, используются дополнительные формы занятий: общегигиеническая утренняя тренировка, отдельные упражнения тренировочного характера в повседневном режиме дня, индивидуальные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования. Во всех указанных формах занятий должны соблюдаться принципы построения тренировки.

Тренировочный урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть

Задачи этой части – разъяснение целей урока (тренировки), контроль состояния занимающихся (как субъективный – опрос, так и объективный – визуальный, при необходимости замер АД и т.п.).

Подготовительная часть

Задачи подготовительной части – общее разогревание организма и его подготовка к предстоящей нагрузке. Содержание подготовительной части зависит от исходного состояния занимающихся. Граница между подготовительной и основной частью занятия условна, поскольку первая как бы переходит во вторую.

Основная часть

Задачи и содержание основной части изменяются в широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, их возраста, пола и физического состояния на данный конкретный момент.

Структура основной части бывает однородной или комплексной (комбинированной).

Однородная структура типична для занятий, где все направлено на реализацию одной главной задачи (разучивание сложного двигательного упражнения или развивающее воздействие на определенные функции организма).

Комплексная структура типична для занятий, в которых решаются в качестве основных несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются в определенной последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы, развитие выносливости.

Заключительная часть

Основная задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Это достигается постепенным уменьшением интенсивности выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов. Эти упражнения имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у малотренированных людей, в случае резкого прекращения двигательной деятельности.

Вместе с тем, в заключительной части важно подытожить, насколько удалось решить намеченные во вводной части задачи, и сориентировать учащихся на задачи следующих уроков.

Содержание учебного материала

Первый этап – начальной подготовки – занимает, как правило, от 1 до 3 лет. Занимающиеся овладевают совокупностью специальных подготовительных упражнений, имеющих целью подготовить организм к специфическим видам нагрузки, характерным для спортивного ушу; основными техническими элементами, изучают комплексы чанцюань начального уровня. Соотношение времени на освоение базовой техники ушу (цзибэньгун) и других тренировочных методов на этом этапе – 90% к 10%.

Теоретическая подготовка включает освоение учащимися таких понятий, как: спортивная этика и основы этики ушу; правила поведения в спортивном зале; cпортивная форма и правила ее ношения; правила личной гигиены.

Второй этап (4–5 лет) в учебно-тренировочных группах включает освоение базовых движений ушу в полном объеме, совершенствование техники первого этапа.

В теоретическом разделе изучается терминология, правила техники безопасности при проведении занятий.

Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки.

Следует чередовать в процессе тренировки изучение материала с выполнением упражнений на гибкость.

Выполнять элементы в различных сочетаниях и комбинациях. Основное требование – правильность выполнения элементов.

В процессе обучения необходимо раскрывать занимающимся ключевые понятия биомеханических основ техники ушу.

По мере освоения программы проводить зачеты, а также соревнования по ОФП, играм, базовой технике.

Источник: clubwushu.narod.ru