Московская государственная академия физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор,

мастер спорта СССР

Ю.В. Менхин

Физическая подготовка (ФП) - неотъемлемая составная часть процесса формирования и совершенствования спортсменов практически всех специализаций.

В гимнастике ФП на сегодняшний день располагает достаточно четкой научно обоснованной методологией, включающей систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надежной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.

Чтобы появилась такая система, воспринимаемая сегодня как естественная, гимнастам в ФП нужно было пройти непростой долгий путь проб и ошибок, преодолеть схоластику и противоречия субъективистского подхода в обосновании принципиальных положений этого основополагающего раздела всего тренинга. Должна была возникнуть обобщающая теория этой области тренировки. Должен был быть проанализирован и обобщен положительный и отрицательный опыт ФП гимнастов и спортсменов других специализаций, должны были выкристаллизоваться основополагающие концепции и принципы постановки и решения многих специфических задач, определиться адекватные методы и средства, учитывающие возрастные и квалификаци онные особенности гимнастов, этапные тенденции гимнастики и многое другое.

По счастью, это произошло, и сегодня гимнастика располагает надежными возможностями физического совершенствования, владеет отчетливым приоритетом среди других спортивных специализаций.

На чем же строится сегодня ФП в гимнастике?

Прежде всего это - совокупность основополагающих концепций, которые составляют теоретическую базу процесса ФП. Они заключаются в следующем.

Признано, что ФП гимнастов - не самоцель (как у физкультур ников), но при всей своей значимости она лишь обеспечивает надежную базу для технического мастерства.

В связи с этим задачей ФП является формирование двигатель ных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья в целом, в режиме различных видов тренировки и соревнований на протяжении условно выделяемых циклов, периодов и этапов многолетней спортивной карьеры.

Поэтому первое концептуальное положение утверждает, что ориентировочной основой программы ФП является предстоящая деятельность, имеющая свой определенный состав и закономерные взаимосвя зи структурных элементов деятельности между собой и с факторами внешней среды. В целом их взаимодействие образует своеобразную систему, совершенно отличную от систем, казалось бы, ближайших "родственных специализаций". Если эту близость рассматривать по-научному, то одинаковость проявляется только в названиях каких-либо элементов (например, "прыжок", "упражнение", "статическое усилие" и т.п.). Вот почему в гимнастике свои теория и практика ФП.

В этом отношении достаточно иллюстративен пример с понятиями "физический потенциал" и "двигательный потенциал".

Под физическим потенциалом понимается совокупность физиометрических признаков: вес, рост, длины рычагов, пропорции тела, соотношение быстрых и медленных волокон, наличие определенных энергообразующих веществ, предрасположенность к определенному типу мышечной работы, объем легких, абсолютные показатели силы мышц, гибкости, общей выносливости и т.д.

Двигательный потенциал следует рассматри вать как сумму специальных двигательных умений, отражающих способности реализовать физический потенциал в специфической деятельности.

Должно быть ясно, что вообще большой физический потенциал совершенно не гарантирует высокого уровня потенциала двигательного (между тем при отборе больше полагаются почему-то как раз на физический потенциал, а не на двигательный, хотя бы на его задатки. ).

Поэтому вся ФП определяется спецификой деятельности спортсмена, к которой он готовится и которую правомерно назвать целью.

В данном случае цель гимнастов - многоборная физическая работа на специальных аппаратах, которую необходимо выполнить в соответствии с требованиями установленных правил соревнований 1 к составу (разнохарактерные элементы, соединения, комбинации), его системно-структурному построению, качеству и надежности.

Посредником в выполнении этих требований служит двигательный потенциал, который у гимнастов включает три вида силы: скоростную, жимовую и статическую; активную гибкость, целый набор видов быстроты (минимум 11) и комплексную выносливость (основанную на разных видах силовой, вращательной и стато-кинетической выносливости).

Каждое из перечисленных качеств имеет морфофункциональные особенности и психолого-физи ологическую специфику реализации.

Поэтому второе концептуальное положение утверждает, что закономерные особенности двигательных качеств являются объективной основой выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития.

Важнейшая отличительная особенность всех качеств двигательного потенциала гимнастов - их реализация в технике различных упражнений. Иными словами, можно было бы сказать, что техника выполнения спортивного упражнения заключается в упорядоченном проявлении двигательных качеств.

Однако при этом взаимоотношения технических навыков и двигательных качеств имеют свои закономерности.

В спортивном упражнении реализуется только то качество, которое соответствует его специфике: сколько ни развивай скоростную или жимовую силу - крест не сделаешь; сколько ни приседай с грузами - лучше не прыгнешь.

Двигательные качества не реализуются спонтанно, и сам по себе высокий уровень их развития не связан с результатом спортивного упражнения - нужны обучение, формирование умений вкладывать силу там, где надо, столько, сколько надо.

В спортивном упражнении при реализации качества требуется совершенно определенный порядок включения мышц и последовательность их работы. Поэтому сколько ни поднимай руками грузы - силовой "бланж" не сделаешь; сколько ни "кланяйся" с тяжестями - хлестообразные махи делать лучше не станешь.

Как ни покажется странным, но стабильность технического навыка, к которой так стремятся гимнасты и без которой в общем-то нет мастерства, приводит к снижению уровня развития двигательного потенциала в целом и составляющих его качеств. Это значит, что для совершенствования уровня его развития одних повторений соревновательных упражнений недостаточно, нужно применять другие эффективные средства.

Физическая готовность к выполнению одного элемента не гарантирует его надежного выполнения в составе длинной комбинации. Поэтому многочисленные дискретные повторения не обеспечива ют комбинационной комплексной подготовленнос ти, и, естественно, следует искать и применять другие средства, адекватные этой специфической задаче.

Эти и другие особенности предопределяют третье концептуальное положение: главным условием обеспечения высокой результативности деятельности гимнаста является использование закономер ностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков.

Четвертое концептуальное положение вытекает из общеизвестного факта: спортивная деятельность гимнаста не должна осуществляться на пределе физических возможностей.

Поэтому естественно, что запас адекватного двигательного потенциала - гарантия физической надежности двигательной деятельности и запланиро ванного результата. Но запас не беспредельный, не формируемый по принципу "чем больше - тем лучше", а лимитированный: по силовым качествам - на 20%, на 13-15% - по показателям ЧСС, отражающим специальную выносливость, по показателям гибкости - на 94-99% приближающимся к анатомически возможному пределу.

Представленные выше основные концептуаль ные положения предопределяют обоснованность соответствующих принципов ФП гимнастов.

Такими принципами являются:

  1. педагогические воздействия, адекватные специфике развиваемых качеств и предстоящей деятельности;
  2. ориентация на максимальный результат за счет выведения систем организма на "сверхпредель ный" уровень функционирования при развитии любого двигательного качества;
  3. физическое затруднение спортивно-трени ровочной деятельности с целью обеспечения ее надежности;
  4. устойчивая адаптация только на субмаксимальном уровне нагрузки с периодическим стимулированием сверхмаксимальных проявлений качеств и способностей;
  5. управляемая динамика тренировочных нагрузок.

На основе названных принципов разработа на и с успехом апробирована на разных квалифика ционных контингентах (от новичков до олимпийских чемпионов) система физической подготовки гимнастов.

Она включает три группы воздействий специальной направленности.

Первая группа - методы, обеспечивающие высокий уровень развития качеств. Наиболее эффективны среди них:

  • метод адекватных параметров нагрузки. предполагающий применение упражнений в соответствии со спецификой развиваемых качеств по характеру и особой для каждого качества регламентации нагрузки по соотношению временных и силовых параметров, амплитуд движений и суставных углов, а также определенной дозировке их в одномоментном действии, в неразделенных перерывами повторениях в подходе, в дискретных сериях, а также во всей тренировке;
  • метод провокационного стимулирования, заключающийся в предварительном проявлении истинного на данный момент уровня развития качества за счет вызова к действию функциональных резервов и только последующем выборе нагрузки с целью повышения уровня развития или адаптации.

Вторая группа - методы, формирующие способности реализовать двигательный потенциал в сложных структурах деятельности и органически вплетающие ФП в процесс обучения и технического совершенствования:

  • метод упражнений в главных компонентах деятельности. включающий воздействия на рабочие группы мышц по требуемым силовым качествам и выносливости, в заданных формах, режимах, амплитудах действий с определенными условиями опоры и ориентированности в пространстве:
  • метод упражнений в решающих двигательных действиях и их типичных соединениях - вычлененных из состава изучаемого спортивного упражнения и выполняемых в модельных условиях, т.е. с облегченной координационной сложностью, но с повышенной силовой нагрузкой.

Третья группа - методы, обеспечивающие надежность физической подготовленности к многокомпонентной спортивной деятельности:

  • метод комбинированных силовых упражнений, предполагающий сочетание в одном упражнении разнохарактерных и разноамплитудных действий;
  • метод интенсивной (ударной) нагрузки, осуществляемой в форме круговой тренировки с упражнениями, выполняемыми продолжительное время без перерыва для отдыха и направленными на совершенствование "рабочих" групп мышц гимнастов в типичных действиях;
  • метод совершенствования на фоне дозирован ного утомления, специально вызываемого круговой нагрузкой в 60-66% от максимальной непосредствен но перед работой на видах многоборья.

В гимнастике особенностью ФП является необходимость формировать двигательный потенциал при одновременном становлении технического мастерства и, как правило, поддерживать его уровень после достижения высших результатов.

Отмечена также индивидуальная потребность гимнастов в использовании тех или иных средств и методов. Это находит отражение в направленности и содержании, средствах и методах подготовки, величинах и динамике тренировочных нагрузок и требует индивидуального подхода и гибкого варьирова ния их в зависимости от подготовленности спортсмена и задач, решаемых в микро- и мезоциклах.

Наконец, последнее. Подчеркивая значимость и гибкость системы ФП гимнастов и в соответствии с изложенным, отметим, что все перечисленные выше концепции, принципы и методы теперь реализуются в 12 формах занятий по ФП: утренней СФП, общей тренировочной разминке, силовой тренировочной разминке, СФП в процессе работы на видах многоборья, технико-силовой подготовке, комбинирован ных силовых упражнениях, комплексах силовых упражнений, комплексах СФП, круговой тренировке перманентного типа, круговой тренировке ударного типа, фоновой круговой тренировке и в специальном занятии по ФП.

Таким образом, теория ФП воплощается в практических формах ее реализации.

Источник: artgym.at.ua