В. П. Климин, кандидат педагогических наук

Хоккей — командный вид спорта, и естественно, что в подготовке хоккеистов преобладают командные и групповые формы тренировки. Вместе с тем в повышении спортивного мастерства хоккеистов существенную роль играет индивидуальная тренировка.

Обычно цель индивидуальной тренировки формулируют так: «развивать сильные стороны и подтягивать слабые». Думается, что основная цель индивидуальной тренировки — повышение спортивного мастерства .

В хоккее в отличие от других игровых видов спорта индивидуализация тренировки имеет специфику. Хоккейная команда, по существу, состоит из 3 — 4 небольших команд — звеньев, которые имеют или должны иметь свое собственное тактическое кредо, базирующееся на более полном использовании технических умений и навыков, тактического кругозора и смекалки, двигательных способностей и морально-волевых качеств каждого хоккеиста «пятерки». Индивидуализация учебно-тренировочного процесса звена в целом и отдельных хоккеистов должна осуществляться в единстве.

В данной статье речь пойдет об индивидуализации тренировки отдельных хоккеистов, и главным образом о таких ключевых вопросах, как методология, планирование, учет.

Для устранения имеющихся в методической литературе разночтений целесообразно уточнить (не претендуя на окончательность формулировок) существующие, тесно взаимосвязанные терминологические понятия: «индивидуальная тренировка», «индивидуальная подготовка», «индивидуализация тренировки».

Индивидуальная тренировка — это целенаправленное (планомерное и систематическое) воздействие осуществляемое при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений, на конкретные компоненты подготовленности или подготовленность хоккеиста в целом с целью их дальнейшего развития или совершенствования. Индивидуальная тренировка — это тренировка по индивидуальному плану, с выполнением индивидуальных тренировочных заданий; она

может осуществляться в рамках командных, групповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальная подготовка — педагогически направленный процесс развития или совершенствования мастерства хоккеистов в целом, включающий всю совокупность связанных с тренировкой, соревнованиями, восстановлением факторов, с помощью которых достигается готовность их к играм.

Индивидуализация тренировки — это управляемый педагогический процесс, при котором выбор средств, методов, условий тренировки учитывает достигнутый уровень развития способностей, потенциальные возможности для совершенствования игровых, двигательных, психомоторных качеств, избранный игровой профиль хоккеиста и реализуется в процессе общекомандных занятий.

При индивидуализации тренировки необходимо иметь в виду два важных обстоятельства: структуру игровой деятельности хоккеиста и принципы ведения игры звеном. Иными словами, тренировка должна быть направлена не только на развитие, к примеру, скоростных качеств, выносливости, силы и т. п. но и должна совершенствовать эти качества в связи с технико-тактическими действиями в условиях, приближенных к игровым, и в конечном счете направлена на совершенствование игры хоккеиста.

Наиболее сложная задача при индивидуализации тренировки — повышение технико-тактического мастерства, и для успешного решения ее важно выбрать методически оправданный, рациональный путь, дающий возможность эффективно воздействовать на ведущие компоненты спортивного мастерства хоккеистов.

Методически верным представляется следующий подход к индивидуализации тренировки хоккеистов.

Во-первых, следует определить «игровой профиль хоккеиста». т. е. тот основной технико-тактический арсенал, который использует спортсмен в игре. Особенно важно знать, насколько своевременно, рационально, эффективно он участвует в различных фазах игры: в орга-

Источник: sportlib.su