Статья: Роль дыхательных, логоритмических упражнений на уроках пения в общеобразовательной школе

Роль дыхательных, логоритмических упражнений

на уроках пения в общеобразовательной школе

В настоящее время практически все преподаватели пения и музыки сталкиваются с таким фактом – основная масса учащихся, приходящих на уроки в первый класс совершенно не умеют, не только чисто интонировать, но и даже тянуть звуки.

На наш взгляд, хорошим подспорьем для преподавателей музыки и пения могут стать дыхательные и логоримические упражнения. В логопедии существует разработанный и опробированный курс специального дыхательного и логоритмического воспитания. Но работая над этими упражнениями необходимо следить, чтобы учащиеся выполняли все упражнения на хорошем, глубоком дыхании. Это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово и пение, движение и музыка.

Целью музыкальных логоритмических занятий является развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи и пения, которые благотворно влияют на здоровье учащихся и выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Эти упражнения на наш взгляд можно использовать не только на на укоках музыки, и на других в качестве постоянных физминуток.

Дыхательные упражнения

С самого начала обучения. учащихся важно научить правильно дышать, так как многие из них разговаривают на вдохе и поют также, по инерции, на вдохе. Мы делаем следующие дыхательные упражнения. способству­ю щие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжи­тельного, сильного и постепенного выдоха.

Упр. «Роза»: Исходное положение (и. п.) – основная стойка. ноги на ширине плеч, руки в стороны. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.

Постепенно можно на один вдох ввести, как бы, два выдоха.

Это упражнение мы с учащимися делали без музыкального сопровождения, а можно делать и под музыку. В размере 2/4 – вдох на сильную долю, выдох на слабую; в размере ¾ – вдох на сильную долю, два выдоха на слабые доли.

Если музыка звучит подвижно, бодро, то и дыхание будет активным и напряженным, если музыка – более спокойна, то и дыхание станет более спокойным и приведет к более расслабленному состоянию мышц и успокоению всего тела.

Также можно использовать одно из упражнений буддийской гимнастики, способствующ е е развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой си­стемы.

Упражнение «Самурай». И. п. – сидя по-турецки (мы выполняем стоя). руки сво­бодно лежат на коленях. но в нашем случае они опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а-на-хат ; о-хо-хам.

А — правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.; на — левая рука вытягивается вперед, кисть в кула­ке, возврат в и. п.; хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и.п.;

о — правая рука через середину поднима­ется вверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и.п.; хам — поднимаются и опускаются обе руки.

Все вышеперечисленные упражнения способствуют развитию и укреплению органов дыхания.

Существуют у пражнения на развитие правильного фонационного дыхания , т .е. спокойного, короткого вдоха и про­должительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе про­износятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заклю­чительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Пример упражнения. Мы сделаем с вами только часть упражнения.

Упражнение «Подуем на плечо».

Подуем на плечо,

(Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)

Подуем на другое.

(Вдох, выдох с поворотом головы влево.)

Нам солнце горячо

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

И грудь свою остудим.

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

Подуем мы на облака

(Вдох, выдох с круговым движением головы.)

И остановимся пока.

(Вдох, максимально длительный выдох.)

Одним из важных моментов логоритмики является Ходьба. Ходьба – это автоматизированный моторный акт, при ко­тором четко координируются движения рук и ног. В первом классе. необходимо сначала просто научить детей шагать под музыку. Важно, что бы они научились слушать сильную долю и соотносить ее со своим шагом. Для этого можно шаг сочетать со счетом вслух: 1-2. (давайте потопаем и посчитаем вслух). Одновременно шагая и считая вслух, у учащегося уже формируется навык скоординированной работы двигательного и речевого аппаратов. И это важно для будущих музыкантов, поскольку следующей ступенькой в развитии координации исполнителя становится исполнение песен.

Более сложное у пражнение – Ходьба друг за другом боком приставным шагом. Здесь рекомендуется также считать вслух: раз - вместе )

Далее, идем по принципу усложнения . Ходьба под музыку с остановкой на каждом шаге. (Муз. со­провождение — «Венгерская народная мелодия».)

Напомню, что любые упражнения на отработку ходьбы следует проводить под музыку.

Изучая динамику, очень удобно использовать разные типы маршировки. Например,

Упражнение. П од тихую музыку учащиеся могут шагать на носочках, а громкую на полной стопе; или под тихую музыку выполнять легкие движения, опустив руки вниз перед со­бой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи над головой. (Муз. сопровождение — «Польская народная мелодия».)

Упражнение. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую — останавливаться. (Муз. сопровождение — «Чешская народная мелодия».) Вариантов можно придумать массу.

На уроках муз ыки по программе мы знакомимся с темой музыкальный темп. Естественно, что эта тема в классе с учащимися ограничивается понятиями быстро-медленно. С самого начала мы используем простые движения: хлопки или удары в бубен под звуки марша. После можно подключить движения ногами: при медленном музыкальном темпе используется ходьба, а при быстром – бег. Когда эти два темпа усвоены, можно ввод ить понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

Упражнения на развитие координации движений и речи. Эт о самый удобный и интересный тип упражнений, как для детей, так и для преподавателей, поскольку эти упражнения можно использовать для проведения динамических пауз во время любых занятий. Речевой или певческий материал необхо­димо подбирать, исходя из цели занятия.

Для этих упражнений можно использовать любые детские стихотворения, в которых есть ясный сюжет. действующее лицо и глагольная лексика. Ритм стихотворной строки сле­дует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. Стихотворная строка не должна быть длинной.

Например, упражнение «Снежинки» можно выполнять под аккомпанемент фортепиано либо пропевать стихи на интонацию например б2. (И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,

(Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки.

(Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили.

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли.

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.)

С детьми первого класса можно использовать простые песни или попевки. Мы сейчас увидим, как ребята исполняют отрывок народной песни «Куры гуси да индюшки».

Еще один фрагмент « Серый волк». Здесь сложность вызывает не столько сам текст, а исполнение движений и одновременно музыкальной мелодии.

Очень полезны у пражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, раз­вивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся сначала под музыкально е сопровождение. позже под речевое сопро­вождение или пение. Опять выбирается наиболее удобная для отработки интонация и стихи пропеваются на хорошем дыхании.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Скакалка» .

Я скачу, я верчу новую скакалку.

(Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движе­ния.)

Захочу, научу Галю и Наталку.

(Разжимание и сжимание пальцев рук.)

Упражнение. «Мальчик-с-пальчик»

Мальчик с пальчик где ты был?

Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки 4 раза сгибается)

Встретил я медведя, волка

Зайку, ежика в иголках

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными)

Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил, Всяк его благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются»)

Немаловажную роль на уроках музыки играют различные упражнения над дикцией и прежде всего скороговорки. Скороговорки тренируют быстроту речи, умение четко проговаривать или пропевать на одном звуке стихотворный текст. Также, чтение скороговорок вносит в урок некий элемент отдыха от пения, переключает виды деятельности. Приведем некоторые примеры:

Сшит колпак, да не по-колпаковски,  

Вылит колокол, да не по-колоколовски.  

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.  

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать  

Шел Егор через двор  

Нес топор чинить забор  

Галка села на забор  

Грач завел с ней разговор  

Расскажите про покупки  

Источник: www.metod-kopilka.ru