Тема: Технология коррекции голоса при ринолалии

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО "ЧГПУ")

1. Технология коррекции голоса при ринолалии

2. Работа по коррекции дыхания

Список литературы

Ринолалия ( от греч. нос + речь ) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Расстройства голоса при ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса - открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы, приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса нёбо - гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого нёба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70-80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость.

Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения людей, страдающих ринолалией.

ринолалия коррекция голос дыхание

В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его дисфония палатина или палатофония. Современная фониатрия вообще классифицирует ринофонию и ринолалию как голосовое расстройство.

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринолалии.

1. Технология коррекции голоса при ринолалии

И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

. Нормализация тембра.

. Развитие природных голосовых данных детей.

. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.

. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:

) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

) Коррекция звукопроизношения.

Работа над голосом после операции:

) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление неб-

но-глоточного смыкания.

) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем ( см. параграф "Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии").

II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений. которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки).

Вначале поются [а] и [э], через 2 - 3 урока - [о], через неделю - [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.

К вокальным упражнениям приступают на 3-4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2-3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют

громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

Петь на коротких певческих фразах.

Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

- 4 года - ми1 - соль1 7 - 10 лет - ре1 - ре2

- 6 лет - ми1 - си1 10 - 14 лет - ми1 - ре2.

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и).

Далее переходят к "мычанию" - протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 - 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]).

Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям . И. И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:

1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов: Вон Валя, вон мама, вон яма. Я мыл (а) Милу. Я нарезал (а) лимон. Я съел (а) сметану.

) распространение фразы, вводимое постепенно: Я поливал (а). Я поливал (а) лилии. Я поливал (а) лилии из лейки.

) ввод навыков в спонтанную речь.

Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

На мели мы налима ловили.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише - громче;

) мычание;

) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 - 5 минут за один приём.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.

Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне.

Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.

С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса. которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме - через подражание - детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского,". все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д. - все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), - все это по звуковой лестнице пойдет вниз. "

С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

Далеко - близко (или тихо - громко).

А далеко

А близко А

Высоко - низко (тонко поет птичка - толсто, грубо поет медведь).

А А

Коротко - длительно (отрывисто, быстро, скоро - протяжно, медленно).

Протяжно - отрывисто.

А_____________________

А___ ___ ___ ___ ___

Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.

С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:

а) Звук [а] на качелях.

Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук "взлетает" и

"падает" в одном диапазоне - вдох! - выдох! - [а]).

б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] - [а] на одном выдохе).

Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо - влево.

в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).

Звук [а] взбирается на вершину горы.

На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим "Ура!".)

Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.

2. Работа по коррекции дыхания

Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15-20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

ВдохВыдохВдохВыдохнос нос нос ротнос рот нос роттнос рот нос ротнос нос рот рот

Упражнения повторяются 6-8 раз подряд 3-4 раза в день.

Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых - нормализация артикуляции.

Артикуляционная гимнастика для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ: "хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа "поцелуй. Оскал с последующим движением губ в "хоботок" при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ - тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.

Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Чтобы заинтересовать детей в работе по развитию речевого дыхания можно использовать такие игры, как "Бабочка, лети. "Чья птичка дальше улетит?", "Одуванчики летят" и другие.

"Бабочка, лети". Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: "Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

"Чья птичка дальше улетит?". Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу "Птички полетели дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

"Одуванчики летят". Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Для работы по развитию речевого слуха были подобраны следующие игры: "Угадай, чей это голос?", "Улиточка. "Улавливай шепот .

"Угадай, чей это голос?". Цель: определить товарища по голосу. Играющие дети сидят. Один из них становится в центр круга и закрывает глаза. Логопед, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре ребенка. Последний должен угадать, кто назвал его имя. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если он ошибся, то снова закрывает глаза.

"Улиточка". Цель: узнавать товарища по голосу.

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: "Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я? Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Список литературы

1. Борозинец Н.М. Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 2008.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - М. Просвещение; 1996.

. Топтапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М. 1984.

Источник: bibliofond.ru