«Дыхательные упражнения и дидактические пособия в игровой форме в процессе развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29» г. Городец Нижегородской области

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

Методическое пособие на тему: «Дыхательные упражнения и дидактические пособия в игровой форме в процессе развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Автор: Григорьева Ирина Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад» №29, г. Городец Нижегородская область

Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад» №29, г. Городец Нижегородской обл. ул. Фурманова,17

^ Логопед о роли дыхания в развитии речи детей.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связанная речь и речевое дыхание. Развитие речевого дыхания – важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заикание, дизартрии, ринолалии, нарушение голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного целенаправленного выдоха.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводит к забеливаниям щитовидной железы, миндалин(гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание.

Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно - сосудистой систем.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом,

профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме, вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Условия для выполнения дыхательных упражнений могут быть различными: стоя, сидя, лежа ит.д.

Игровые упражнения:

1. Дутье на подвешенные игрушки – бабочек, птичек, рыбок.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

Источник: shkolnie.ru