Главное меню

Подробности Опубликовано 21.10.2013 07:18

Версия сайта для слабовидящих

Консультация для педагогов

«Правила выполнения дыхательных упражнений»

В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к воспитательно-оздоровительной работе с детьми, основанных на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации его мероприятий. Внедрение инновационных технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность детей дошкольного возраста обеспечивает не только необходимые условия для их полноценного естественного развития, но и способствует воспитанию у дошкольников осознанной потребности в здоровье, практическому освоению навыков укрепления и формирования здоровья.

Одним из важнейших факторов в оздоровительной работе с дошкольниками, является обучение детей правильному дыханию.

Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний, от дыхания зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Для формирования навыков правильного дыхания в используются разнообразные дыхательные упражнения, благодаря которым происходит становление и совершенствование разнообразных функций дыхательной системы.

Работа начинается с обучения дошкольников специальным дыхательным упражнениям. Обучение навыкам произвольной регуляции дыхания происходит в процессе разучивания и совершенствования различных дыхательных упражнений с учетом того, какой из навыков преимущественно формирует то или иное упражнение:

- управление воздушным потоком (управление дыханием через нос или рот с различными вариантами их соотношения),

- регуляцию легочной вентиляции (произвольное изменение глубины, частоты и ритма дыхания: вдоха, выдоха и задержек дыхания после них);

- овладение различными типами дыхания (грудным, диафрагмальным, полным);

- развитие координации дыхания и движения; дыхания и мышечного расслабления.

Широко использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Использую на занятиях такие упражнения, как «Шумный ежик», «Накачивание шины», «Обними плечи», «Большой мячи» и другие.

Правила выполнения дыхательной гимнастики Стрельниковой

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

В работе с дошкольниками должен неукоснительно соблюдаться общедидактический принцип обучения – от простого к сложному. Поэтому для приобретения навыков произвольного управления дыханием начинатьследует с обучения статическим дыхательным упражнениям. Например упражнение «Ежик». Ежик добрый. Не колючий, посмотри вокруг получше. И.П. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот (6-8 раз).

Далее можно переходить к разучиванию динамических дыхательных упражнений без перемещения: «Часики». Часики вперед идут за собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10-12 раз).

И в последнюю очередь – дыхательных упражнений в ходьбе:

«Паровоз». Ходить по комнате делая попеременные движения руками и приговаривая «чух!чух!чух!». Повторить в течение 20-30 секунд.

Для поддержания интереса детей к занятиям используются упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе: «Гуси летят». Гуси высоко летят, на детей они глядят. И.п. – о.с. 1 – руки поднять в стороны (вдох); 2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох) (6-8 раз).

Для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки целесообразно использовать дыхательные упражнения релаксирующей направленности. Например, упражнение: «Дышим тихо, спокойно и плавно». И.п. - стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Источник: www.detsadteremok3.ru