Дыхательные упражнения в коррекционной работе как игровой метод оздоровления

Дыхательные упражнения в коррекционной работе

как игровой метод оздоровления.

Всем известно, что дыхание – это жизнь. Если без твёрдой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут. Кроме того, дыхание может меняться по нашему желанию – глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением дыхания. Эта способность, данная нам при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней. Поэтому умение правильно дышать является одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста ребёнка. Девять из 10 детей дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Если ребёнок полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Наша задача – научить ребёнка хорошо очищать лёгкие, правильно и полно дышать.

Для этого используют дыхательные упражнения, которые просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. бронхиальной астмой, гайморитами, хроническим насморком, ларинготрахеитами, детям, выздоравливающим после воспаления лёгких. Кроме того, дыхательные упражнения предупреждают возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Задачи дыхательных упражнений:

1. обеспечить полноценную работу бронхов;

2. очисть слизистую дыхательных путей;

3. укрепить дыхательную мускулатуру.

Дыхательные упражнения прекрасно

w развивают ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка;

w укрепляют защитные силы организма;

w снимают повышенную возбудимость;

w улучшают эмоциональное состояние;

w развивают правильное речевое дыхание.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и является энергетической основой нашей речи. Правильное речевое дыхание поможет ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, правильно произносить звуки. Для этого используют статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Таким образом, работа по формированию правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

w улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;

w выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

w развивать фонационный (озвученный) выдох;

w тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Детям следует предлагать те дыхательные упражнения, которые он будет воспринимать как игру. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Игровой метод предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Этапы работы:

1. Формирование диафрагмального дыхания.

Работа начинается с формирования ощущений движений диафрагмы и передней стенки живота. При этом внимание ребёнка сосредотачивается не на длительности выдоха и вдоха, а на работе диафрагмы. Вдох – стенка живота выпячивается, Выдох – стенка живота спадает. Сначала используется визуально-тактильный контроль дыхания, затем только кинестетический.

«Шарик » - левая рука на животе, чтобы ребёнок почувствовал движение диафрагмы: вдох-выдох.

«Качели » - ребенок, лёжа на полу, на животе мягкая игрушка: вдох - выдох.

2. Формирование координации между дыханием и голосовыми упражнениями.

Одновременно с тренировкой изолированного диафрагмального дыхания даются голосовые упражнения.

w Ребёнок делает вдох, а на выдохе – произносит заданный звук (А, О, У). Не нужно «выдыхать» его до последней капли.

w Ребёнок делает вдох, а на выдохе, плавно, без пауз произносит один звук, который переходит в другой: аааооо; аааоооуу…

«Голосовые упражнения »; «Звуковые песенки »; «Цветок ».

3. Формирование координации между дыханием и движениями.

«Крылышки »: Крыльями руки на вдохе взлетают – (вдох).

Плавно на выдохе вниз опадают – (выдох).

«Крылышки здороваются »: Крылья мои раскрываются – (вдох).

Выдох – и слева встречаются – (поворот, выдох).

Вдох – и опять раскрываются – (вдох).

Выдох – и справа встречаются – (поворот, выдох).

«Ножницы »; «Сосчитай матрёшки »; «Ныряльщик за жемчугом ».

4. Формирование координации между дыханием, голосом и движениями.

«Отхлопывание ритма »: короткий – отхлопываем; длинный – показываем плавным

движением руки от груди в сторону. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох: «А »; «А А А__ ». Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков: «А О__ У »

«Игры с мячом »:

w «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоем» - ребёнок делает вдох, а на выдохе пропевает заданный звук и плавно катит мяч товарищу.

w «По мячу стучу, а потом его качу» - произношение первых звуков сопровождается ударами ладони по мячу, а последний звук пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнёру.

«Пузырь »; «Звуковые дорожки »; «Спирали ».

Ребёнок, освоивший правильное физиологическое и речевое дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует комплексного воздействия, а именно участия разных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и включает следующие виды этой работы:

• Дыхательные, звукодыхательные и звукоречевые упражнения как фрагмент логопедической работы.

• Дыхательные пятиминутки в разных режимных моментах.

• Дыхательные и звукодвигательные упражнения как фрагмент физкультурно-оздоровительной работы.

• Дыхательные и голосовые упражнения, исполнение песен как фрагмент музыкальной работы. (Пение – одна из форм дыхательной гимнастики, которая способствует развитию голосового аппарата, укреплению голосовых связок, улучшению речи, увеличению жизненной емкости легких ).

• Дыхательные упражнения как фрагмент психологического тренинга.

Взаимодействие специалистов:

1. Дыхательные упражнения в структуре логопедической работы.

w Индивидуальное занятие. «Снежинка », «Вертушка », «Снегопад », «Листопад », «Бабочка », «Живые предметы », «Пёрышки » и т. д.

w Групповое занятие. «Фонопедическая ритмика»; «Наматывание нитки на клубок »; «Звуковые дорожки »; «Звуковые песенки ».

2. Дыхательные упражнения в структуре работы воспитателя.

Дыхательные упражнения воспитатель проводит с детьми в разные режимные моменты: после завтрака; после сна; на прогулке, в логочас и т. д.

w «Погреться на морозе». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

w Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

w Чистый носик. ИП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

w В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите 5-6 раз.

w Боевой клич индейцев. Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

w Пузырь. Дети стоят тесным кругом, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга, произнося –с-с-с или ш-ш-ш-. подражая выходящему воздуху.

Рекомендации. После сигнала: «Лопнул!», надо следить, чтобы дети не бежали, а

шли (воздух медленно выходит: -с-с-с - или -ш-ш-ш- ).

3. Дыхательные упражнения в структуре физкультурно-оздоровительной работы.

w На турнике. Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

w Маятник. Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

w Великан и карлик. Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

w Запасливые хомячки. Педагог рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам.

w Пожарники .

Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.

w Насос

Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

w Гармошка .

Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.

4. Дыхательные упражнения в структуре работы музыкального руководителя.

w Пастушок дудит в рожок.

Цель: укрепление мышц лица, тренировка навыка правильного носового дыхания.

Ход игры. Педагог просит ребенка как можно громче подуть в дудочку, чтобы созвать всех коров. Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

w «Кто дольше пропоёт?» Педагог устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном выдохе.

5. Дыхательные упражнения в структуре психологического тренинга.

w Страшный сон мышонка – Направить внимание ребёнка на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спит мышонок. Ему снятся сладкие сны, и он дышит спокойно.

Педагог. Как дышит мышка-крошка, коль снится злая кошка? (Ребёнок дышит поверхностно и учащенно).

w Чайка - Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Ребёнок лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог. Спокойно на спине лежу, как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу: вверх — вдох, на выдох — опускаю.

Ребёнок поднимает через стороны руки вверх, скользит ладонями по лежащим в бассейне мячам; делает вдох, выдох - опускает руки через стороны вниз.

Все дыхательные упражнения выполняются плавно, под счёт или музыку, в исходном положении лежа, сидя, стоя. При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

1. не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;

одежда ребёнка не должна стеснять движений; следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею; не следует переутомлять ребёнка; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребёнка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, необходимо дыхательные упражнения как можно раньше включать в методику коррекционных занятий.

«Живые предметы» «Чайка»

«Качели» «Сосчитай матрёшки»

Источник: pandia.ru