Вокальные упражнения на дыхание

Есть так называемые «вокальные упражнения на дыхание», которые в переводе со специального вокального языка, на язык простонародный можно было бы назвать вокальными упражнениями на развитие разных особенностей (например, продолжительности) вокального дыхания.

Но, хороший вокальный педагог никогда не использует какое-либо одно упражнение для развития какого-либо одного вида вокальной техники. Ведь, работая над постановкой голоса своего ученика в целом, на каждом вокальном упражнении он еще ставит и правильное певческое дыхание тоже.

Поэтому в общем смысле практически любое вокальное упражнение можно считать вокальным упражнением на дыхание.

Итак, мы выяснили, что нет и не может быть вокальных упражнений специально и только на дыхание, поскольку каждое (любое) упражнение развивает, если и не весь комплекс вокальной техники сразу, то, по крайней мере, несколько ее видов одновременно и (в том числе как минимум) хоть один какой-то способ вокального дыхания.

Зато есть упражнения на развитие разных видов певческого дыхания.

Одни упражнения служат развитию так называемого "длинного дыхания". – Это когда певец при пении учится делать очень редкие перерывы между вдохами. Для этого надо уметь хорошо "брать дыхание", и хорошо "экономить дыхание". Понятно, что каждое такое упражнение должно быть длинным – т.е. занимать много времени. и скорей всего содержать много нот. Например, в таком упражнении гамма или арпеджио могут пропеваться не один раз, а несколько раз подряд.

Другие упражнения, наоборот, развивают короткое дыхание, а верней, развивают умение делать короткие маленькие вдохи, и/или много частых маленьких вдохов в течение длительного времени. – Эти упражнения, как говорят вокалисты, учат не "брать дыхание", а "перехватывать дыхание". Понятно, что такие упражнения должны быть ультракороткими и поэтому они могут состоять всего из 5-9 нот.

Не знаю, что труднее и что полезнее в итоге. И длинные и короткие вдохи, и длинные и короткие выдохи и трудны, и полезны в равной мере.

Некоторые вокальные педагоги самым важным в вокальном дыхании считают способ набора дыхания. В самом грубом обобщении таких способов различают всего два – "высокое дыхание "и "низкое дыхание." Подавляющее большинство современных педагогов (и я вместе с ними) считают единственно правильным и ставят более или менее "низкое дыхание". Но, на самом деле иногда не так уж и важно, насколько высокое или низкое дыхание развивается у певца. Главное, чтобы все дыхательные движения певца были экономными, гибкими, точными и разнообразными. А в целом оптимальными.

С помощью вокальных упражнений можно развивать очень мощное и не очень мощное вокальное дыхание, в зависимости от того, какую технику вокализации – "мощную или не очень – это дыхание должно сопровождать. Обычно более мощное пение обеспечивается более мощной "опорой дыхания", которая в свою очередь обеспечивается низким дыханием.

Но, способы набора дыхания, времени фонационного выхода и сила опоры дыхания – это далеко не единственные проблемы дыхания, которые стоят перед вокалистами. Да конечно, певцы должны уметь экономить дыхание примерно так же, как это делают опытные йоги и ныряльщики или еще лучше. Но, при этом надо учесть, что только певцы должны уметь управлять своим дыханием не молча, как йоги и ныряльщики, а в процессе фонации (т.е. извлечения звука). Но, большинство специфически вокальных дыхательных навыков больше никому кроме певцов никогда не требуется.

Например, в процессе фонационного выдоха, (в данном случае пения, а не разговора) певец должен уметь постоянно гибко и тонко менять силу своего дыхания, да еще при пении на разной высоте и с разным набором гласных и согласных звуков. А вот этого вообще на вокальных упражнениях добиться нельзя. Это тренируется только на пении художественных произведений.

И вдохи перед каждым фонационным выдохом певец должен уметь делать так, чтобы они ни в коем случае не разрушали художественный смысл исполняемого вокального произведения, а может быть даже и дополняли его. Различных вариантов вдохов, имеющих художественное значение, довольно много. И этому тоже нельзя научиться на упражнениях. И эти особенности вокального дыхания вырабатываются только при пении художественных вокальных произведений.

Но, не будем же мы считать художественные вокальные произведения упражнениями на дыхание, из-за того, что некоторые технические особенности вокального дыхания вырабатываются только на художественных произведениях.

Источник: www.vocalistica.ru