Суфийские практики

   3. Марефат

   4. Хакикат

Практики:

   Танцы дервишей

   Зикр

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик — в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознаности — получает от шейха особые задания и упражнения. В то же время шейх проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики шейх предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения "ментальной паузы", проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д. Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма (в частности, чакру анахату).

В суфийском обучении выделяется несколько этапов: обычно 3—4, в некоторых братствах до 7 и более. Рассмотрим основные 4:

1.Шариат

Шариат (араб. шариа, букв. – надлежащий путь) – это первая ступень суфийской практики. Именно эта ступень делает нечто общее между суфизмом и ортодоксальным исламом. Шариат представляет собой свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Иными словами, шариат – это буквальное выполнение откровенного закона. Шариат обязателен как в исламе, так и в суфизме. Не один суфий не может достичь второй ступени – тариката, не пройдя первой – шариата.

Теоретическими источниками шариата являются Коран и Сунна. Сунна же означает совокупность изречений и поступков пророка Мухаммеда. В Сунне содержится разъяснение и толкование Корана, выполнение на практике, установленных Творцом законов. В Сунне заметно более подробное изъяснение приказов Творца, изложенных в Коране. Она занимает по шариату второе место после Корана.

Законы шариата постоянны и не подлежат изменению, т.к. сам Творец определил эти нормы. Исламский шариат разработан на основе Корана и хадисов (речей Пророка) и представляет собой ряд постановлений, касающихся действий и поступков людей. Шариат не оставляет возможности для совершения какого-либо недостойного поступка. Все действия людей подразделяются на 8 категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими, мустакрух.

Фарз – это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин – строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств – переходит в категорию неверующих. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая.

Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая – это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.

Ваджиб также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.

Суннат. Эти действия выполнял Пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.

Мустахаб – это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу.

Мубах – это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.

Харам – действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми – это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Харам гайри зулми – харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять – Аллах возможно простит его.

Макрух – это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха – сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать – становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего.

Мустакрух – это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.

2.Тарикат

Собственно эзотерическое обучение начинается на следующем этапе — тарикате (букв. — путь, дорога). Прохождение тариката связывается с освоением ряда ступеней-макам. Традиции различных суфийских братств выделяют от 7 до 100 макам.

Вот основные ступени на суфийском пути: 1. Покаяние (тауба) – первая стоянка тариката. Тауба означает решимость порвать с обычным формальным отношением к шариату и желание посвятить свою жизнь самоусовершенствованию. Если в шариате тауба означает осознание греха, раскаяние и желание не повторять этого греха, то в тарикате это понятие углубляется и означает полное обращение человека к своему Творцу. Ведь все сущее есть Творец, а, следовательно, и грех сопричастен природе Творца. Поэтому размышление о своих грехах и желание больше не совершать их – это лишь полпути. Необходимо понять, что греховный человек – это клетка в теле Бога; клетка, в которой нуждается Бог, но клетка, которая поражена недугом и которая может победить этот недуг, при условии, что сможет пройти остальные шесть ступеней тариката.

2. Осмотрительность (вара) – это вторая ступень тариката, основной характеристикой которой является крайняя скрупулезность в различении дозволенного (халал) и запретного (харам). Халал и харам четко обозначены в Законе, который педантично прописан в Торе, Евангелиях и Коране. 3. Воздержанность (зухд) – третья стоянка тариката, к которой естественным образом приводит вара. Воздержанность – это состояние человека, когда он не использует в своей жизни всего того, что попало в категорию харам, т. е. все то, что в Законе именуется грехом. Зухд возводит человека на следующую ступень духовного роста – нищету.

4. Нищета (факр) – состояние незацепленности человеческого сознания за материальные блага и земные ценности. Когда Иисус утверждал, что блаженны нищие духом, он имел в виду именно это состояние души. Нищета духа – это отсутствие зацепок за земное. Зацепка – это наличие в человеческом сознании приоритета земных ценностей над небесными. Пророк Мухаммед говорил: «Нищета – моя гордость». Но хорошо известно, что после женитьбе на Хедидже, материальное положение Мухаммеда было весьма завидным для простого смертного.

Пророческая же миссия Мухаммеда началась именно после женитьбы. Стало быть, его слова о нищете не относились к материальному положению, а к духовному. Осознание себя духовно нищим – это осознание того, что ничего, чем бы ни обладал человек (от материальных благ до уникальных психических способностей), не является его собственностью, т.к. все это происходит от благосклонности Творца и вменяется человеку как дар Бога.

5. Терпение (сабр) – пятая обязательная стоянка в тарикате. Терпение – основная добродетель суфия, суть которой сводится к покорному приятию всего, что трудно переносимо. Причем это касается как положительных (напр. деньги, слава, уважении и др.), так и отрицательных (напр. нужда, болезни и др.) сторон жизни, потому что положительные стороны жизни суфием воспринимаются как благодать Бога, а отрицательные – как испытания, которые посланы Творцом и которые человеку необходимо с достоинством пройти, дабы доказать Богу свою приверженность к Нему.

6. Упование на Бога (таваккул) – это шестая обязательная стоянка суфия. Чтобы правильно ее понять, необходимо вспомнить высказывания Иисуса о том, чтобы человек оставил свои заботы о завтрашнем дне и уподобился птицам небесным. Истинный суфий воспринимает время не как бесконечность, поделенную на прошлое, сейчас и будущее. Истинный суфий воспринимает время как вечное сейчас, потому что прошлое уже не существует, а будущее еще не наступило, и в этой связи они не являются чем-то реальным.

Суфий остро ощущает свою вовлеченность в историю мира и в непрекращающийся диалог со своим Творцом. Поэтому для суфия не столь важно, каким он был раньше или каким он будет в будущем, для него важно каков он здесь и сейчас. Поэтому во всех своих начинаниях суфий всегда уповает только на Бога. 7. Покорность (рида) – последняя обязательная стоянка в тарикате. Рида – это спокойствие сердца в отношении течения предопределения. У каждого человека имеется свое предопределение, которое дано ему Творцом. Это предопределение складывается в согласии с тем, как жил человек в прошлых жизнях. То есть человек в любом случае пожинает то, что посеял. Это никем и ничем неустранимый закон кармы. Поэтому все, что происходит с человеком в его сегодняшней жизни, есть результат всего опыта его души, прошедшей долгий путь бесчисленных инкарнаций.

Освоению ступени таваккул способствует такая форма работы, как размышления о смерти, широко используемая и в индуистской йоге, и в тибетском буддизме, и в мексиканской школе Хуана Матуса. Постоянная память о смерти, осознание ее неизбежности ведет мюрида к ряду переосмыслений. В том числе — к появлению у него бережного отношения к оставшемуся на Земле времени, к формированию установки: духовно работать по принципу "здесь и сейчас". Размышления о смерти являются сильным средством борьбы с нежелательными привычками и привязанностями. Даже вспоминания о ней могут быть весьма эффективными, считает Аль-Газали: "Когда что-то в мирском нравится вам и в вас рождается привязанность, вспомните о смерти".

На этапе тариката проводится и интенсивная интеллектуальная работа. Шейхи постоянно предлагают ученикам новые темы для осмысления, беседуя с ними об основах учения. Мюриды знакомятся с разнообразными литературными источниками, богатым притчевым материалом, учебными историями и т.д.

По мере прохождения всех ступеней этого этапа мюрид обретает беспредельное желание достичь единения с Богом и входит в состояние рида, определяемое суфиями как "спокойствие в отношении предопределения", т.е. в состояние безмятежности, полного спокойствия относительно происходящего.

Рассмотренный этап практики, в целом, можно соотнести с раджа-йогой.

3. Марефат

Тем, кто успешно прошел макамы тариката, предоставляется возможность идти дальше по пути марефата (букв. — медитативное постижение Бога). На этом этапе происходит дальнейшая этическая "шлифовка" подвижника, идет постоянное совершенствование его любви (в самых разных аспектах), мудрости, силы. Прошедший этот этап суфий реально постигает многомерность пространства, "иллюзорность" ценностей материального бытия, и получает живой опыт общения с Богом. В качестве арифа (познавшего), он может получить посвящение в шейхи.

4. Хакикат

Наивысшая ступень духовного восхождения в суфизме – это Хакикат. На этой ступени человек поклоняется Богу так, как будто он видит Его, ведь если человек не видит Бога, то Бог все равно видит человека. Эта форма поклонения именуется «ихсан» («чистосердечие»). Внутреннее сосредоточение на Создателе, ощущение Его взора и наблюдения представляют собой суть хакиката. На этой ступени человек имеет непосредственное ощущение Творца, становится мистиком, имеющим знание о том, кто такой Творец.

На уровне хакиката человек достигает определенных психических состояний, именуемых термином «хал». Хал, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнут быть не может, т.к. хал – это божественная милость, ниспосланная свыше и исчезающая также мгновенно, как возникла. По вопросу о длительности хала у теоретиков единого мнения не выработано, как нет его и по вопросу о классификации хала.

Вот основные разновидности хала:

1. Курб («близость») – такое состояние, при котором человек ощущает себя как бы стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает устремленные на него взоры Божества

2. Махабба («любовь») – волна горячей любви к Богу, подателю всех благ

3. Хауф («страх») – припадок ужаса, сознания греховности и неспособности хотя бы в малейшей мере выполнять свои обязанности перед Богом

4. Раджа («надежда») – проблеск утешения при мысли о милосердии и всепрощении Бога

5. Шаук («страсть»)

6. Унс («дружба»)

7. Итманина («душевное спокойствие») – состояние блаженной уверенности в милости Бога

8. Мушахада («созерцание») – состояние, в котором человек не только ощущает близость Бога, но как бы и видит Его

9. Йакин («уверенность») – высшая степень сознания реальности духовного мира, ничем не поколебимая

10. Фана – ощущение вечности и бесконечности, нераздельной слиянности с Творцом

Неотъемлемой частью духовной работы на всех этапах духовного восхождения мюридов является психоэнергетическая практика, значительно ускоряющая процессы этического и интеллектуального совершенствования. Подробнее остановимся на психоэнергетических методиках тариката. В некоторых братствах первым шагом к началу такой работы является акт установления духовной связи между шейхом и мюридом (рабита). Это достигается за счет концентрации мюрида на образе шейха, а затем пылкой идентификации себя с ним. Такое отождествление помогает ученику гораздо легче и быстрее воспринимать и усваивать необходимую для его духовного совершенствования информацию. Сходные методы работы с йидамом имеют распространение в тибетском буддизме и христианстве.

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания, получает от шейха особые задания и упражнения. В то же время шейх проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики шейх предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения "ментальной паузы", проводится и работа с образными представлениями.

Первые навыки концентрации дают, например, упражнения по произвольному перемещению концентрации в ту или иную часть тела, по переносу концентрации в различные объекты живой и неживой природы. Затем применяются более сложные упражнения, включающие серию последовательных движений тела в сочетании с определенными перемещениями концентрации из одной части тела в другую, специфической формой дыхания по особому счету.

Для развития сосредоточения, устойчивости в концентрации, а также для установления "ментальной паузы" применяются и такие приемы, как многодневное сосредоточение на одной мысли, одном представлении, проведение нескольких месяцев в написании какой-либо суры Корана. Шейхом может быть дано и такое задание, как длительное повторение той или иной суры Корана или молитвенной формулы в неудобной позе.

Применение этих приемов способствует прекращению ментальных процессов и длительному поддержанию состояния глубокого внутреннего безмолвия, покоя. На фоне такого мысленного "недеяния" проходят все медитативные занятия ученика. Также он стремится к тому, чтобы постоянно поддерживать это состояние в течение дня, лишь автоматически реагируя на все, происходящее с ним.

В рамках методик тариката мюриды тренируются и в искусстве визуализации — в создании различных образов и эмоциональной сонастройке с ними. Так можно работать с образами растений, животных, а также с целым рядом эмоциональных состояний — как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения позволяют научиться легко регулировать свою эмоциональную сферу. Развитие способности к созданию ярких образных представлений дает возможность мюридам работать и в тех экстремальных ситуациях, в которые их иногда, из педагогических соображений, может поставить шейх.

Одна из техник, применяемых на самых начальных ступенях тариката, — джибериш или "тарабарщина". Она состоит в быстром проговаривании любых самых бессмысленных звуков, сопровождаемом любыми спонтанно возникающими движениями тела и эмоциональными "выбросами". Эта техника носит психотерапевтический характер, актуализируя скрытые в человеке комплексы, зажимы, подавленные эмоции, а также позволяет "выкинуть" из себя все грубое и достичь внутренней чистоты.

Среди начальных упражнений, применяемых на ступенях тариката, можно упомянуть также упражнение "стоп". Оно заключается в следующем. По установленному знаку или слову шейха все ученики мгновенно замирают. Любое малейшее движение исключается. При этом они также пытаются удержать неизменным и свое эмоциональное состояние. Во время "остановки" ученики начинают перемещать концентрацию из одной части тела в другую или плавно разливают ее на все тело. (При полной, совершенной концентрации никакие неудобства позы, положения тела не ощущаются). Помимо навыков концентрации, которые дает выполнение этого упражнения, оно также содействует разрушению сложившихся стереотипов поведения, учит смотреть на себя со стороны, способствует повышению собранности (алертности) учеников.

По мере прохождения тариката психоэнергетическая работа постепенно усложняется. Начинается собственно медитативная практика (мушахада) с использованием различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, танцев дервишей, суфийских трясок и кружений; применяются и особые языковые формы (молитвы, мантры); идет глубокая медитативная проработка текстов и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает определенные энергоструктуры организма (в частности, анахату). Некоторые из этих упражнений вызывают очень "тонкую настройку" тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями "халь". Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб — ощущение близости Бога, махабба — ощущение горячей любви к Богу, хауф — чувство глубокого раскаяния, шаук — страстный порыв к Богу и т.д. В терминах классической индуистской йоги халь можно оценить как первые ступени приближения к Самадхи (в значении, которое вкладывается в это слово "Бхагавадгитой").

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей

Выполнение танцев требует от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной "ментальной паузы". На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца — возникают гармоничные "спонтанные" движения. Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Постоянное самоотреченное поминание Бога (зикр)

Зикр заключается в методическом повторении определенных Имен Бога, даваемых последователю Духовным Наставником. Как и поэт, сказавший: Он сидел лицом к лицу с моим раскрытым сердцем столь долго, что сердце полностью усвоило Его привычки, характер и темперамент, -суфии полагают, что у ученика, постоянно думающего о Боге, душа мало-помалу проникается Божественными Качествами, а склонности, порождаемые страстями, исчезают из нее. Цель такого постоянного призывания Бога состоит, прежде всего, в том, чтобы последователь обрел целеустремленную сосредоточенность. Мучимый до сих пор разбегающимися мыслями и мириадами интересов и желаний, ученик постепенно выучивается концентрировать все силы своего ума на единственной точке - на Боге. Благодаря зикру, он более не растрачивает свою энергию на взволнованность ума, но полностью сосредотачивает ее на поминании Бога. Тем самым он избавляется от психических конфликтов и обретает внутреннее равновесие, спокойствие и чувство безопасности. Практикуя зикр суфий повторяет различные Имена Бога, фокусируя своё внимание не только на произнесении Имён, но и на их значении. Поскольку людям свойственно постигать смысл посредством слов, цель постоянного произнесения слова заключается в том, чтобы в конечном счете постичь его значение. Суфии полагают, что поминание, ограничивающееся лишь произнесением Имени, равносильно идолопоклонству. Слово само по себе не обладает действенной силой. Естественно, что в начале Пути ученик не может не уделять внимания непосредственно произнесению, и лишь по прошествии некоторого времени, когда он привыкает к духовному миру вне форм, он становится независимым от словесного произнесения Имени. В этой связи Руми говорит: Я ввергну и слово, и звук, и речь в замешательство, Чтобы беседовать с Тобой без этих трёх. В зикре ученик должен забыть не только обо всём, что привязывает его и к этому миру, и к следующему; ему надлежит также забыть самого себя. Тот, кто сознаёт, что это он занимается поминанием, впадает на самом деле в дуализм и тем самым оскверняет основополагающую доктрину ислама - учение о Божественном Единстве, таухиде. По этой самой причине при произнесении зикра исключается звательная частица. Например, вместо "О, Боже" ("Йа Алла") произносится одно имя Божье. Ибо если употребить частицу "О" ("Йа"), будет очевидно, что существует некто, обращающийся к Богу, в то время как учение о Божественном Единстве по самой своей сути подразумевает, что всё существующее иллюзорно - кроме самого Бога. Зикр, на самом деле, можно уподобить потоку, который, помимо "вымывания" из ученика нежелательных качеств и замещения их Божественными Свойствами, в конечном счёте стирает индивидуальное эго до такой степени, что от "Я" не остаётся ни следа. Это конец тариката и начало моря исчезновения, или фана. Следует отметить, что зикр может оказать эффект только на ученика, находящегося под строгим руководством Духовного Наставника. И только преданность (ирадат) ученика своему мастеру может побудить древо зикра достичь зрелости и произвести плод исчезновения.

Суфийские кружения

Кружитесь с открытыми глазами, как это делают маленькие дети, как будто ваша внутренняя сущность стала центром, а все ваше тело стало колесом, движущимся гончарным кругом. Вы – в центре, но все тело движется.

Рекомендуется ничего не есть и не пить за три часа до кружения. Лучше быть босиком и в свободной одежде. Медитация делится на две стадии – кружение и отдых. Для нее нет определенной продолжительности – она может длиться часами, но, по крайней мере, один час, чтобы полностью ощутить водоворот энергии.

Кружение осуществляется в направлении против часовой стрелки, правая рука – вверх, локоть поднят, левая рука – вниз, локоть опущен. Люди, которые чувствуют неудобство от вращения против часовой стрелки, могут выполнять его по часовой стрелке. Пусть ваше тело будет ненапряженным, а глаза открыты, но не сфокусированы, чтобы образы стали расплывчатыми пятнами, стали текучими. Оставайтесь молчаливыми.

В первые пятнадцать минут вращайтесь медленно. Потом постепенно увеличивайте скорость за последующие тридцать минут, пока вы не станете водоворотом энергии – периферия является бурей движения, но свидетель в центре них неподвижен.

Когда вы кружитесь настолько быстро, что не можете оставаться в вертикальном положении, ваше тело упадет само по себе. Не делайте это падение результатом своего решения и не пытайтесь организовать его поудобнее: если ваше тело расслаблено, вы упадете мягко, и земля поглотит вашу энергию.

Когда вы упали, начинается вторая стадия медитации. Тут же перевернитесь на живот, чтобы коснуться земли обнаженной частью пупка. Если кто-то чувствует сильное неудобство, лежа таким образом, он может лежать на спине. Чувствуйте, как ваше тело сливается с землей, будто малое дитя прижалось к материнской груди. Держите глаза закрытыми и оставайтесь пассивными и молчаливыми, по крайней мере, пятнадцать минут. После медитации будьте настолько тихи и неактивны, насколько возможно. Некоторые люди могут почувствовать тошноту во время медитации кружения, но это ощущение исчезнет через два-три дня. Если тошнота останется, прервите медитацию.

Слушание музыки (сэма)

Если ты не соединен с Возлюбленной, то почему не ищещь?

И если ты в единении, то почему не радуешься?

Собрания с музыкой и танцами называются сэма. Суфий, находясь в состоянии духовного экстаза, сосредотачивает внимание своего сердца на Возлюбленной. Совершая определенные движения, часто сопровождаемые ритмичной музыкой, он предается самоотреченному вспоминанию Бога (зикр). В этом состоянии суфий - на вершине опьянения, не помнит ничего, кроме Бога. Всеми своими чувствами и умом он обращен к Возлюбленной, полностью отказавшись от себя и забыв о себе.

Медитация смеха

Участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую — на область муладхары, активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха (от муладхары — к головным чакрам). Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких "центров" организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального. Слаженная, сгармонизированная работа "центров" открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния учеников.

Кроме обычных методов, в суфизме существуют и "скоростные" техники духовного развития, подобные тибетской ваджраяне. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение вперед. Они применяются только к тем, кто имеет уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность и благословление своего шейха.

Но даже обычные суфийские методы очень мощны и эффективны. (Так например, даже однодневный удачный опыт суфийского кружения может сделать человека совсем другим). Эффективность этих техник достигается в том числе за счет того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений. При этом широко применяются и особые дыхательные упражнения, и молитвы. Благодаря такому комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких "центров" организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального (16). Слаженная, сгармонизированная работа "центров" открывает возможности для очень быстрого изменения психоэнергетического состояния учеников.

Источник: xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai