Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, артикуляционные и дыхательные упражнения

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

■ «Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

■ «Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

■ «Паровозик свистит»

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■ «Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■ «Охотник идет по болотам»

(распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■ «Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■ «Узнай, что это»

(развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■ «Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■ «Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

■ «Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■ «Мыльные пузыри»

(развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

■ « Новогодние трубочки-шутки »

(развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

■ «Надуй игрушку»

(развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Игровые упражнения – в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».

Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять – и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания?

В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.

Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер – тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:

• Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.

• Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.

• Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».

• Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,

• Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.

• Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.

• Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.

• Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша.

• Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.

• Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается!

• Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

На этом все - не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны – при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.

Источник: xn--80adceae4bewbl4a3p.xn--p1ai