Скачать:

Предварительный просмотр:

    Что такое дикция в хоре

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Для ясности дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть (известно выражение вокалистов: "Звук следует за взглядом"). Дикция должна соответствовать характеру произведения.

Дирижер должен воспитать в хоре сознательное отношение к словесному тексту изучаемого произведения и его художественному содержанию и далее – к овладению всеми средствами выразительной его передачи. Хорошо выработанная дикция облегчит дирижеру достижение этой важной цели. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания. Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.

Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные – м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных русского алфавита – звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

2. Что влияет на отчётливость в пении

В формировании языковых и певческий звуков большую роль играет артикуляция. Та часть голосового аппарата где формируются звуки речи называется артикуляционной, а органы входящих в его состав — артикуляционный органами. В них входят ротовая полость, язык, небо, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на образование звуков речи (гласных, согласных), называется артикуляцией. Артикуляционный аппарат должен быть всегда свободен от скованности, натуральным, эстетичным. Трудно сочетать четкое произношение слова и безупречную дикцию (легато). Когда двигаются органы голосового аппарата, пение приобретает большую легкости и ясности. Четкая и правильная работа артикуляционных органов создает хорошую дикцию и наоборот. Поющая дикция зависит от правильного формирования гласных. Все начинающие певцы, неумело пользуются своим голосовым аппаратом. Причиной является пользования при пении языковыми навыками работы артикуляционного аппарата. Поэтому четкое произношение звуков требует постоянной тренировки артикуляционного аппарата. Следует отметить, что чрезмерное повышение активности артикуляционного аппарата может вывести вокальную произношение с позиционного звучания, а текст произведения сделать искусственным и неестественным.

Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью. В ее образовании, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.

Некоторые из них.

1.        Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.

2.        Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.

3.        Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче – тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах – полно и протяжно.

4.        Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.

5.        В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

6.        Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.

7.        Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.

8.        В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических – энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых – твёрдо, скандировано.

На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.

Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.

3. Какие задачи решаются в упражнениях на дикцию

Руководитель хора должен постоянно заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата поющих, добиться активности, легкости и свободы в работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста. В особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой хоровой партии и в хоре в целом; такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя хоровой ансамбль.

Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, к, п. т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш. Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко.

Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения.

    “Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения. “Шпага” - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки. Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним. Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” ( очень хорошо сочетание “и-у” ). При вялости языка – слог “ля” ( внимание на кончик языка ), слоги с согласными “р”, “ц”, “ч”. Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме. Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием. Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”, “гри” и т.п. Использовать для тренажа различные скороговорки.

4. Орфоэпия

Отчётливость произношения – это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива.

ОРФОЭПИЯ (греч. orthos — правильный, epos — речь) — правильность произнесения текста. Произношение в русском языке отличается от книжного начертания. В речи отдельные безударные гласные редуцируются (ослабляются в силе, укорачиваются) и изменяют звучание, например, О приближается к А (как в слове Москва), Я к Е (обняла), И к Ы (в окончаниях ий). Таковы некоторые правила так называемого литературного произношения.

В пении правила орфоэпии соблюдаются, однако редукция гласных вследствие необходимости их пропевания затруднена: чаще всего она выражается в ослаблении и некотором затемнении их фонетической ясности (на более кратких длительностях), употреблении смешанных гласных; редуцируемые гласные должны петься с несколько меньшим раскрытием рта (но не теряя певческой устойчивости). В целях ансамбля произношение певцов в хоре должно быть унифицировано, приведено к одному виду.

Выработка ясного отчетливого и вместе с тем правильного произношения слов в хоровом пении является одной из важнейших задач в работе с хором. Руководитель хора должен постоянно заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата поющих, добиваясь активности, легкости и свободы в работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста. В особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой хоровой партии и хоре в целом; такая однотипность гласных, их единых характер, способствует наилучшему звучанию, совершенствуя хоровой ансамбль.

Произношение согласных должно быть четким и коротким, не нарушаемым, по возможности, вокальной линии, которая должна протекать, в основном, на гласных звуках.         Особенное внимание следует обратить на трудные для произношения в пении согласные, такие как глухие и шипящие (ш, с, ц, щ). Они в большей степени прерывают вокальную линию, и должны быть произносимы очень крепко и кратко, четко. Так же они резко выделяются среди других согласных. Коротко и осторожно нужно произносить «с» и «щ». Согласные в конце слов должны быть отчетливы и ясны, не должны пропадать. Если слог оканчивается на согласную, то она относится в последующему слогу. Например: но-чка тем-на-я. Ся-де-тсо-лнце и т.п. Большое наличие согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко. Дирижер должен воспитать в хоре сознательное отношение к литературному тексту изучаемого произведения и его художественному содержанию и далее к овладению всеми средствами выразительной его передачи. Соблюдение правил орфоэпии, и как следствие, выработанная дикция облегчит дирижеру достижения этой важнейшей цели.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка.

Существует ряд орфоэпических правил  в пении:

1. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д.

2. При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными.

3. При глубоком звучании голоса используют «И, Е» приближающие вокальную позицию в сочетание с переднеязычными или зубными согласными.

4. Открытый «белый звук» устраняется при пение гласных «У, О» в сочетание с сонорными «М, Л».

5. Горловой призвук – при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными.

6. Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если две гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать – вторую гласную спеть на новой атаке.

7. Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пение будет создавать впечатление шума, свиста.

8. Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять

9. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. «У берёз (с) поникли…»

10. Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.

11. Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

12. Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.

13. Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения.

Материал сожержит упражнения на перевод по каждому уроку учебника для совершенствования или контроля лексических умений.

Основная цель открытого урока: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему.

Вокально-хоровые упражнения имеют огромную роль в развитии голосового аппарата детей. В презентации показаны цели и задачи, методические принципы и даны варианты некоторых кпражнений.

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се.

Источник: nsportal.ru