Использование кинезиологического комплекса упражнений для укрепления психофизического здоровья детей с особыми образовательными потребностями

Использование кинезиологического комплекса упражнений для укрепления психофизического здоровья детей с особыми образовательными потребностями.

Начать свое выступление я хочу со слов Гиппократа, которые имеют прямое отношение к основе моего выступления - кинезиологии: «Гимнастика, физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». И еще очень хорошие слова сказал Мишель де Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

В последнее время отмечается увеличение количества детей с ЗПР и нарушениями в здоровье. В общем виде ЗПР состоит в следующем: развитие речи, памяти, внимания, мышления идет с отставанием от нормы. Работа с такими детьми требует от учителя поиска приемов и способов, которые смогут помочь в преодолении, имеющихся у детей трудностей. Я, как и многие учителя использовала в своей работе пальчиковую гимнастику, развивающие игры. но наибольший интерес у меня вызвала – кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Работая с детьми с задержкой развития, я заметила, что, как правило, у них есть и проблемы в здоровье. Хотелось найти тот способ, тот прием, который сможет полноценно помочь нашим детям. Меня увлекла эта наука и возможности, которые она может открыть. У нее древнее происхождение. Истоки кинезиологии следует искать в философии Конфуция, Асклепиада, в трудах Гиппократа. Для сохранения красоты и молодости кинезиологические упражнения использовала Клеопатра. Несмотря на свое древнее происхождение, эта наука актуальна сегодня и будет актуальна и завтра.

В состав комплекса упражнений входят упражнения на развитие мышц рук, языка, глаз. Целью этой методики является синхронизация работы головного мозга, развитие способностей. При использовании кинезиологических упражнений на уроках отмечается улучшение каллиграфии, повышение работоспособности, активизация интеллектуальных и познавательных процессов. Это я могу подтвердить на своем 7- летнем опыте. Эта методика была мною апробирована и дополнена определенными дыхательными упражнениями, упражнениями для глаз и приемами самомассажа. (Эти упражнения я могу показать вам в конце своего выступления, выполнить их с вами вместе, если захотите.)

Работа с этой методикой мною велась не только фронтально, но и индивидуально. Я предлагала некоторым родителям по индивидуальному плану заниматься самим со своим ребенком. Я объясняла, как, зачем и что надо выполнять родителям, т. к. важно все выполнять точно. Такой опыт индивидуальной работы у меня есть в первом моем выпуске в случае с ребенком, о котором будет идти речь далее в фильме. В настоящее время у меня есть ученик, с которым ведется работа по индивидуальному плану с участием родителей. Результаты в этом случае еще впереди, Пока его мама выражает большое удовлетворение первыми результатами. Ребенок, имеющий проблемы в здоровье, аутизм, стал более, открытым, стремится к общению со мной и с детьми, «уходит в себя» крайне редко, не отвергает помощь со стороны.

Я преклоняюсь перед теми родителями, которые, столкнувшись с проблемами в здоровье и в развитии своих детей, не опускают руки, а уверенно идут вперед, ищут пути помощи, ищут специалистов и информацию, которые смогут им помочь преодолеть имеющиеся проблемы. Я рада делиться знаниями с такими родителями и готова им всегда оказывать помощь.

За такое короткое время регламента очень трудно кратко рассказать о такой объемной теме, как кинезиология. Я остановилась лишь на основных моментах. Поэтому, я решила проиллюстрировать свое выступление кадрами фильма, который был снят для презентации на московском конкурсе «Сердце, отданное детям» в рамках конкурса «Учитель года» в борьбе за получение «Гранта Москвы».

ФИЛЬМ.

Я использую комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия в качестве физкультминутки во время урока, в коррекционной работе. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке под музыкальное сопровождение Камаля или Вячеслава Горского. Упражнения улучшают ВПФ, снижают утомляемость.

У меня есть яркий пример – ученик из моего выпуска. Сережа поступил в нашу коррекционную школу с трудностями в обучении и развитии: ДЦП, повышенная возбудимость, нарушение в пространственной ориентировке, слабо развитые воображение и мелкую моторику. В результате занятий с применением кинезиологии в классе и дома с мамой, направленных на развитие правого полушария, у ребенка постепенно исчезла проблема в ориентировке в пространстве, проснулись творческие способности: он начал рисовать и даже вышивать. Сережа стал значительно спокойнее, к концу 4 класса встал вопрос о снятии диагноза ДЦП. Сейчас он учится в общеобразовательной школе. В прошлом выпуске ко мне во 2 класс поступили два второгодника – близнецы Дима и Денис. У них были пробелы в знаниях, речевые нарушения, дисграфия и дислексия. Почерк был неровный, и его трудно было разобрать. В результате работы с детьми почерк заметно изменился, появилась мотивация учебной деятельности. особенно у Димы.

На мой взгляд, благоприятным является использование кинезиологии в школе компенсирующего вида – школе полного дня, где детям созданы все условия для полноценного оздоровления и развития. В условиях заботы, внимания к здоровью детей и развивающих воздействий со стороны учителя, психолога, логопеда и других педагогов и специалистов, а так же наличие удобного режима дня с дневным сном и играми на свежем воздухе и в спортивном зале, в течение дня, плюс массаж и Кинезиология – есть возможность для качественной помощи детям с ЗПР. Все воздействия в комплексе позволяют оздоровить каждого ребенка, повысить мотивацию учебной деятельности. Свое отношение к школе мои бывшие, из очень сложного выпуска, второклассники выражали цветом и настроением в своих рисунках. Сейчас вы видите их работы, когда они учились у меня во втором классе.

Может быть, выпускники нашей коррекционной школы не станут великими учеными или космонавтами, но я мечтаю о том, что они смогут найти себя в жизни. Я думаю, что они смогут стать отличными сотрудниками, так как мы воспитываем и учим их, быть ответственными, работоспособными, неконфликтными, целеустремленными. Наши ученики – это ученики 21 века!

Упражнения

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От правильного дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать надо через нос, глубоко, ровно, ритмично. Дыхание через рот является поверхностным, и организм получает меньше кислорода. Я использую дыхательные упражнения вначале комплекса упражнений:

1. Вдох через нос – выдох через рот;

2. Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

3. Медленный глубокий вдох – порционный, прерывистый выдох («надуваем шарик» или «погаси свечу»)

4. Глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержка дыхания, на выдохе счет от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

5. Произнести скороговорку - считалку. Например, « У ежа ежата, у ужа ужата», «Шла Маша по шоссе и сосала сушку» и т. п.

Важной частью комплекса является самомассаж. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения.

1. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. То же проделывается с ругой рукой.

2. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Аналогично для другой руки.

3. Самомассаж пальцев рук. Указательным и средними пальцами правой руки выполняются вращательно–растирательные движения пальцев левой руки. Руки затем поменять.

4. Движения, как при растирании замерзших рук.

Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путем выполнения движений противоположного направления. Например:

1. «Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5 – 6 раз.

2. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

3. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который назовешь. Можно выполнить движение выворачивания, сцепленных таким образом рук, по направлению к себе, а потом впереди обратно в исходное положение.

4. «Перекрестные движения». Выполнение перекрестных координированных движений одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем то же делается левой рукой и правой ногой.

В состав комплекса кинезиологических упражнений включены упражнения для глаз, которые провожу в самом конце. Эти упражнения улучшают кровоснабжение, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают упругость век, предупреждают косоглазие, являются профилактикой астигматизма. Возможно использование в комплексе следующих упражнений:

1. «Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.

2. Рисование глазами кругов по часовой стрелке и против часовой стрелке по 6 раз.

3. Письмо глазами цифр от 0 до 9.

4. Письмо своего имени, фамилии глазами.

5. Смотреть вдаль 30 – 40 с. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25 – 30 см от глаза и смотреть 3 – 5 с. Повторить 3 – 5 раз.

6. Повороты головой с целью увидеть предметы, находящиеся сзади. Упражнение выполнять 2 – 3 раза для правой и для левой стороны.

7. Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами, представить темноту и расслабиться.

Источник: pandia.ru