Упражнения для развития аутичных детей

Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы для врастания в его культуру. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка. Так как у аутистов часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении.

Основные имитационные способности содержат простые и непосредственные повторения (например, такие простые движения, как рукоплескание) и приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более комплексным и специфическим способам поведения. В этой главе сосредоточено внимание на упражнениях, с помощью которых должны создаваться те имитационные способности, которые приобретаются обычно в первые годы жизни и особенно необходимы для овладения языком. У детей, которые еще не овладели языком, как правило, также плохие имитационные способности. Так как к говорению также относится движение губ и языка, то во многих случаях полезно тренировать сначала имитацию тонких и грубых моторных навыков, чтобы ребенок изучил основные процессы, относящиеся к имитации. Акт подражания содержит многие факторы, например: мотивация, память, снятие раздражения и контроль как за грубой моторной последовательностью движений, так и за тонкой моторной координацией рта и рук.

Подражание может происходить непосредственно, когда ребенок повторяет то действие, которое расценивается как имитация в специфической ситуации.

Как уже рассматривалось ранее, при планировании необходима программа содействия подражанию, чтобы прежде всего точно определить уже имеющиеся у ребенка имитационные способности. Последующие задания продуманы как образцы типов упражнений, с помощью которых можно создавать имитационные способности на различных уровнях развития. Оно может происходить медленно, когда вспоминается и подражается ранее воспринимаемое поведение. У детей-аутистов часто возникают трудности при выборе из своего репертуара действий того действия, которое расценивается как имитация в специфической ситуации.

Сядьте с Борей за стол и сосредоточьте его внимание, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучите ритмично ложкой по столу. Другой рукой дайте в руку Боре вторую ложку и убедитесь, что он ее крепко удерживает, придерживая в данном случае его руку своей. Постепенно снижайте контроль за его рукой, чтобы установить, продолжает ли он стучать также без вашей поддержки. Когда он без вашей помощи сможет стучать ложкой по столу, начните вместо стола стучать по кастрюле. Понаблюдайте, осуществляет ли Боря это чередование. Если он сам не делает этого, то подведите его руку к кастрюле, в то время как Вы продолжаете свое собственное постукивание. Дайте ему, если потребуется, толчок. Через минуту вернитесь опять к постукиванию своей ложкой по столу и побудите его тем же способом к этому чередованию. Продолжайте это упражнение до тех пор, пока Боря не последует вашему длительному чередованию от стола к кастрюле и обратно, Не заставляя Вас каждый раз вести его руку.

Всегда, когда Галя спонтанно произносит звук, копируйте его непосредственно и следите, ответит ли она на это, повторяя тот же звук. Постарайтесь наладить "беседу", повторяя вместе с Галей поочередно звуки. Всякий раз, когда она повторяет свой звук, поглаживайте ее, чтобы сообщить, что Вы находите прекрасным ее подражание Вам. Время от времени повторяйте различные звуки, которые Галя издавала в прошлом, и наблюдайте, подражает ли она Вам снова. Как только Галя скопирует Ваш звук, повторите его еще пару раз, попытайтесь установить, подражает ли она Вам дальше, чтобы завязался контакт. Когда она начинает проявлять радость при подражании звукам, попытайтесь сделать следующее: позвольте ей копировать только определенный звук, а затем перейдите к другому простому звуку, чтобы установить, следует ли она при этом за Вами.

Сядьте в кресло и посадите Георгия на колени лицом к себе. Крепко удерживая его, 4 раза подбросьте на коленях, повторяя при этом ритмично "бум", "бум", "бум". Затем слегка наклоните его назад и сразу же верните в прежнюю позу, говоря при этом "гуп". После того как Вы повторите это многократно, замедлите подбрасывание. Наблюдайте, произносит ли он подобный звук "гуп", чтобы побудить Вас опустить его еще раз. Если он ничего не говорит, то попытайтесь показать ему, что он должен повторить этот звук тогда, когда Вы касаетесь его губ. Если он на это не реагирует, продолжайте свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа Георгия. Ждите только несколько секунд, а затем произнесите звук сами, касаясь его губ, показывая ему, что он должен также произнести этот звук.

С большими детьми, которые для этой игры слишком тяжелые, можете поиграть в Ringelrose, замедляя при этом движение, пока ребенок не попытается сам произнести слово.

Выберите движение из нижеследующего списка. Покажите Георгию это движение и помогите ему его скопировать, направляя его руку. Постепенно снижайте степень оказания помощи: он сам должен произнести соответствующий звук. Многократно повторяйте первое, издающее шум, движение, прежде чем перейти к следующему.

Сядьте за стол напротив Светы и обратите ее внимание на себя. Как только она посмотрит на Вас, скажите: "Света, где нос?" - и коснитесь при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если Света не реагирует, возьмите своей другой рукой указательный палец Светы и коснитесь им ее носа, повторяя: "Света, где нос?" - и далее касаясь также своего собственного носа. Непосредственно поддержите ее, например, улыбаясь, хваля ее или давая ей что-то сладкое. Повторите это занятие несколько раз, чтобы Света начала правильно реагировать без поддержки. Каждый раз обращайте внимание на то, чтобы Света смотрела на Вас, когда Вы побуждаете ее к касанию носа. Вознаграждайте ее за каждую правильную реакцию. Если Света в состоянии правильно среагировать по меньшей мере в 9-10 случаях, то упражняйтесь с нею и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши. Тренируйте ее на одной части тела и переходите к следующей только тогда, когда Света правильно реагирует поочередно на усвоенные требования в 9-10 случаях.

Сядьте за стол напротив Яна и скажите: "Смотри сюда, Ян!" - в то время как Вы медленно хлопаете в ладоши. Затем возьмите его руки, похлопайте ими, и сразу же отметьте это ласковым словом, похвалой. Снова похлопайте сами в ладоши и продолжайте процесс. Убедитесь, что Ян смотрит на Вас, когда Вы хлопаете в ладоши.

Хлопайте в ладоши, подавая ему знак делать также. Если он проявляет какую-либо склонность имитировать Вас, то помогите, пока ему это удается, и похвалите за это. Если он еще не понимает, что Вы от него ждете, похлопайте в ладоши несколько раз его руками и каждый раз хвалите его. Постепенно уменьшайте свою помощь так, чтобы он научился сам хлопать в ладоши, ожидая в дальнейшем получить вознаграждение.

Учебная цель: улучшение моторной имитации и осознание своего тела, понимание движений "вверх", "в сторону" и "вниз".

Станьте напротив Дениса и скажите: "Посмотри сюда, Денис!". Поднимите обе руки вверх со словами: "Руки вверх!". Если он не реагирует, то поднимите его руки над головой, подержите их одну минуту и повторите: "Руки вверх!". Держите свои руки над головой, в то время как он делает то же и повторяйте: "Руки вверх!". Опустите руки вниз, велите ему сделать то же самое. Повторите еще раз: "Руки вниз!" - в то время как Вы и Денис опускаете руки. Затем вытяните обе руки в стороны и скажите: "Руки в стороны!". Попытайтесь достичь того, чтобы Денис подражал Вам без оказания ему помощи. Когда он будет увереннее, случайно проделайте движение руками без речевых указаний или сделайте указание, не делая при этом движений. Понаблюдайте, начинает ли он ждать движения или требования.

Сядьте за стол напротив Степана и отложите предметы в сторону. Возьмите первую пару предметов, положите один из них возле Степана, другой - возле себя. Скажите: "Посмотри сюда, Степан!", - обратите внимание на то, чтобы он смотрел на Вас, и оперируйте своим предметом соответствующим образом (например, нажимайте на игрушку-пищалку, дуйте в свисток). В то время как Вы сами проделываете это, помогайте другой рукой Степану делать то же самое. Снова оперируйте своим предметом и говорите: "А сейчас ты". Когда он попытается подражать Вам, сразу же похвалите его и положите оба предмета в коробку. Повторите этот процесс с другими парами предметов. Если Степан начинает оперировать одним из предметов несоответствующим образом (например, трясти игрушкой-пищалкой), остановите его и покажите ему, как это делается правильно. Помогите ему, если это необходимо, но постепенно снижайте свою помощь, если он научится наблюдать за Вашими действиями и самостоятельно им подражать.

Похвалите Петра за правильную имитацию, дайте ему глоток его любимого напитка, используя соломинку; это стимулирует его более сознательно двигать губами. Если он не хочет постоянно смотреть вам в лицо, то сядьте возле него перед зеркалом и пусть он смотрит в зеркало на оба лица.

Имитация: моторная, 1-2 года Координация глаз, рук: рисование, 1-2 года Тонкая моторика: оперирование материалами, 1-2 года

Сядьте за стол напротив Бори. Положите 1 карандаш перед ним, а другой оставьте себе. Положите большой лист бумаги между собой и Борей так, чтобы он мог хорошо дотянуться до бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишите каракули на бумаге. Вложите Боре карандаш в кулак и помогите ему также писать каракули в течение 2-3 секунд. Похвалите его и положите на стол новый лист бумаги. Повторите это действие: однако на этот раз попытайтесь, чтобы он царапал без Вашей помощи. Если он не пытается Вам подражать, то возьмите его руку и помогите ему.

Если он начинает регулярно подражать Вам, то изменяйте формы каракуль: делайте круговые движения, точки или рисуйте горизонтальные линии. Учите Борю делать такие же действия.

Сядьте за стол напротив Леши и положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите: "Причесывай волосы!" - и медленно причесывайте расческой свои волосы. Дайте Леше в руку расческу и помогите ему причесаться. Затем положите расческу перед ним на стол, сделайте вид, что Вы причесываетесь, и опять заставьте его причесаться.

Когда он возьмет расческу и попытается Вам подражать, похвалите его. Если он не подражает, то причешите еще раз его волосы расческой и попытайтесь заставить его выполнить задание самостоятельно. Повторяйте этот процесс, пока он не начнет подражать Вашим действиям без поддержки. Таким же образом поступите и с мочалкой ("Вымой лицо!"), и с зубной щеткой ("Почисть зубы!"). При выполнении этих упражнений речь идет не о том, чтобы Леша научился ежедневно умываться и ухаживать за собой; он должен сначала только научиться имитировать Ваши движения. Поэтому спокойно откажитесь от зубной пасты, речь идет пока только о том, чтобы он подражал движениям щетки.

Материал: сачок или блюдо; 5 обычных домашних предметов или игрушек (например, губка, мяч, игрушечный автомобиль, чашка, расческа)

Положите 5 предметов в сачок. Если трудно привлечь внимание Ромы к сачку, положите предметы на блюдо так, чтобы он мог предварительно видеть, сколько действий он должен выполнить, прежде чем задание закончится.

Возьмите один из предметов, обращая внимание на то, чтобы Рома смотрел на Вас, и продемонстрируйте ему, что обычно делают с этими предметами (например, постучите мячом, прокатите автомобиль и т.д.). Дайте предмет Роме и пусть он повторит Ваши действия. Если ему нужна Ваша помощь, помогите ему. Если он подражает Вашему действию правильно, то отложите первый предмет и возьмите следующий. Таким образом действуйте дальше, пока сачок или блюдо не опустеют.

Материал: 3 игрушки или предметы быта, которые издают различные шумы (например, часы, звонок, игрушечный автомобиль)

Сядьте за стол напротив Po6epтa и положите в стороне 3 предмета так, чтобы он мог увидеть из скольких частей состоит задание. Возьмите один из предметов и своим голосом продемонстрируйте шум, который обычно ассоциируется с этим предметом. Если к предмету относится также и характерное движение руки, то объедините шум и движение. Наблюдайте за тем, чтобы Роберт смотрел на Вас, и повторите шум. Затем дайте ему предмет и коснитесь его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму голосом. Неважно, воспроизводит ли он шум правильно. Если он воспроизвел шум первого предмета, то положите его на другую сторону стола и проделайте то же самое со вторым и третьим предметами.

Учебная цель: подражать действиям предметов; держать карандаш и водить им; понимать последовательность задания

Положите 3 карандаша рядом с тремя листками бумаги на поднос. Пустой поднос поставьте на другой край стола. Возьмите листок бумаги и карандаш и покажите Рите, как чертят горизонтальную линию. Внимание ребенка нужно привлечь преувеличенным движением и звуком, например, "та-а-а-к". Затем дайте ей в руку карандаш и помогите начертить горизонтальную линию самостоятельно. Подчеркните скорость, с которой проводится линия. Не позволяйте ей царапать. Затем положите первый карандаш на еще пустой поднос и возьмите следующий.

Повторите этот процесс с новым листом бумаги. Постепенно уменьшайте помощь, если она начинает рисовать самостоятельно. Когда все карандаши использованы, задание окончено.

Так как мы знаем, что Тоня охотно нанизывает бусины, мы используем эту способность, чтобы развить у нее и другие навыки. Дайте Тоне нитку и 1 бусину, скажите ей ее нанизать. Каждый раз, прежде чем Вы дадите ей следующую бусину, велите ей, подражая Вам, хлопать в ладоши. Сначала, очевидно, Вам нужно будет лишь показать движение, чтобы затем проделать это ее руками. Когда она уже привыкла к тому, чтобы подражать движению Ваших рук, то, прежде чем она получит следующую бусину, измените движение, которое она должна имитировать, постукивая, например, рукой по столу. Используя бусины как мотивацию. Вам удастся намного легче привлечь ее внимание, и она будет имитировать все, лишь бы получить следующую бусину.

Разделите пластилин на 4 равных больших куска. Положите все 4 куска на ту сторону стола, которая хорошо видна Клавдии. Затем дайте ей один кусок, в то время как она сама возьмет второй. Обращайте внимание на то, чтобы Клавдия наблюдала за Вами, и раскатайте на столе свой пластилин так, чтобы он приобрел форму змеи. Во время катающих движений скажите: "Посмотри сюда, Клавдия, сделай это также!".

Если она не пытается подражать Вам или же неправильно раскатывает пластилин, направьте ее руку соответствующим образом. Как только она будет раскатывать пластилин самостоятельно, похвалите ее и положите обе "змеи" на другую сторону стола. Повторите этот процесс с двумя другими кусками, но на этот раз придавливайте пластилин ладонью так, чтобы получился "блинчик". Если Клавдия воспроизвела это также, то положите "блинчик" в сторону и упражнение закончено. Многократно повторите это упражнение и, если Клавдия становится более ловкой, используйте больше кусков пластилина и варьируйте движения.

Задание: последовательно подражать трем действиям, при которых одновременно касаться двух различных частей тела

Встаньте напротив Эрика и обратите внимание на то, чтобы он следил за Вами. Обеими руками касайтесь различных частей своего тела: положите, например, одну руку на свою голову, а другую на живот. Увеличьте движение, чтобы убедиться, что Эрик хорошо видит то, что Вы делаете. Заставьте Эрика подражать Вам. Скажите: "Делай это также" - и повторите движение. Выдержите эту позицию, чтобы у него осталась модель для подражания. Если он не предпринимает для этого никакой попытки, то направьте его руки в соответствующую позицию. Если он попытается имитировать Вас, но у него есть трудности выполнить одновременно оба движения, то повторите их еще раз ускоренным способом и скажите: "голова и живот".

· спокойно держите голову и поочередно двигайте нижнюю челюсть вправо и влево. Боре нужна будет при этом помощь - попробуйте рукой направить его нижнюю челюсть туда-сюда;

· двигайте языком вперед и назад или сначала вперед, а затем в каждую сторону. За хорошую имитацию вознаградите Борю небольшим вкусным кусочком, который нужно хорошо жевать. Для этого пригодны кружочки моркови.

Сядьте за стол напротив Марка и положите 4 предмета на левую сторону стола. Возьмите один из них, обратите внимание на то, чтобы Марк смотрел на Вас, и продемонстрируйте, что можно с ним сделать. Затем велите Марку подражать Вашим действиям и помогите ему, если это необходимо. Положите предмет обратно на то же место и повторите процесс с другим предметом. Используйте тот же предмет различными способами и обращайте внимание на то, чтобы Марк имитировал всегда только то, что Вы как раз продемонстрировали ему, а не одно из предшествующих действий с тем же материалом. Обращайте внимание на то, чтобы предметы не следовали в предусмотренном порядке. Вы можете подряд дважды использовать один и тот же предмет, однако в различных действиях; помните о том, чтобы возвращать предмет обратно к другим предметам, даже если Вы хотите использовать его второй раз.

Материал: 2 куклы или мягкие игрушки, 2 маленьких полотенца, 2 носовых платка, 2 чайные ложки, 2 маленькие чашки, 2 маленькие коробки

Сядьте с Сашей за стол или в другом удобном месте. Дайте Саше один из вышеупомянутых предметов, включая куклу, и оставьте аналогичные предметы себе. Возьмите свою куклу и поставьте ее перед собой. Предложите Саше сделать то же самое. Помогите ей только тогда, когда она явно не знает, что должна делать. Затем положите куклу в коробку и сверху накройте полотенцем, как будто Вы хотите уложить ее спать. Пусть Саша сделает то же самое. Начните сначала и вытрите кукле нос, покормите ее ложечкой и дайте ей попить из чашки.

Сядьте за стол напротив Яна и положите в стороне 5 миниатюрных игрушек животных или картинки с их изображением. Возьмите одну из них и покажите ее Яну. Побудите Яна посмотреть на Ваш рот и воспроизвести голос этого животного. Передайте его своим голосом и сделайте при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмите руку Яна и позвольте ему потрогать Ваш рот, в то время как Вы воспроизводите еще раз голос животного. Затем дайте ему животное и предложите ему сделать это самому. Похвалите его за каждую попытку и помогите ему правильно двигать ртом. Продолжайте воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Животные, которые хорошо подходят для этого упражнения: собаки, кошки, овцы, коровы.

Другие варианты: "Руки на голову" и "Руки на ягодицы". Игры с пением такого рода часто организуются в группах детских садов. Сядьте напротив Полины, чтобы Ваши колени соприкасались, и спойте первую строку совсем медленно и подчеркнуто "Руки вместе, руки врозь". Помогите ей правильно двигать руками, чтобы она осознала, что должна делать то же самое. Как только она начнет правильно реагировать, Вы должны петь песню в обычном темпе.

Имитация: моторная, 3-4 года Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года Восприятие: визуальное, 3-4 года Имитация: словесная, 2-3 года

Положите на стол 6 кусков пластилина средней величины: 3 из них возле Толи и 3 около себя. Сделайте из одного куска предмет, который Толя знает, например миску. Предложите Толе также вылепить предмет ("Толя, сделай также!"). Очевидно, что сначала Вам нужно будет ему немного помочь. Затем продолжайте придавать пластилину нужную форму, чтобы у него была модель, по которой он сможет ориентироваться. Если ему частично удалось слепить миску, то поставьте обе миски в сторону и похвалите его. Таким же образом поступите и с другими кусками пластилина, делая, например, крест или кольцо. Снова назовите предметы и заставьте Толю повторить названия. Если у него при моделировании возникают трудности, то полезным может быть третье лицо, которое ему поможет, пока Вы сами занимаетесь лепкой.

Материал: 3 мягкие игрушки животных или картинки с животными (выберите только тех животных, которые четко отличаются друг от друга в своих движениях, например: птица, заяц, слон)

Найдите место, где Вы можете с Тимой свободно двигаться, ничего не задевая. Покажите Тимофею одну из мягких игрушек или картинку с животным. Другие оставьте в поле его зрения, чтобы он видел, из скольких частей состоит задание. Покажите ему, например, картинку с птицей и скажите: "Посмотри, Тима, птица. Птица летит". Помашите руками, как будто бы Вы летите и повторите: "Птица летит". Попытайтесь заставить его вместе с Вами несколько секунд помахать руками. Сначала Вам, возможно, нужно будет направлять его руки. Повторите упражнение с двумя другими животными. Если Тима проделал пару раз каждое из действий, то ему нужно начинать с того, чтобы соединить рисунок и название с действием, которому нужно подражать, Если он легко подражает Вашим действиям, сделайте паузу на несколько секунд, после того как Вы показали ему рисунок или мягкую игрушку, чтобы увидеть, начинает ли он сам соответствующее движение. Скажите: "Смотри, Тима, птица. Что делает птица?". Если он без Ваших движений может запутаться, то проделайте это упражнение еще некоторое время как обычное упражнение на подражание. Важно продвигаться вперед не так быстро, так как Тиме нужно много времени, чтобы справиться с упражнением.

Покажите Тиме фотографию человека, на которой он изображен в простой позе. Примите сами эту позу и помогите ему изобразить то же самое. Если можно, то пусть второй человек поможет Тиме привести руки и ноги в соответствующую позицию, а он в это время смотрит на Вас как на модель. Начинайте делать простые упражнения, выполняя которые Тимофей не сможет потерять равновесие. Когда он лучше овладеет своим телом, покажите ему более трудные упражнения.

Имитация: моторная, 4-5 лет Грубая моторика: владение телом, 2-3 года Познавательные действия: последовательность, 1-2 года

Учебная цель: внимательно наблюдать и подражать действиям другого лица; запомнить последовательность действий

Убедитесь, что Марк смотрит на Вас и выполните последовательно два простых движения. Предпосылкой является то, что Марк может выполнять данные движения. Выполнив оба действия, сначала помогите Марку сделать то же и похвалите его. Затем пусть он сам проделает оба действия. Если он выполняет лишь одно движение или не придерживается очередности, то помогите ему еще раз и похвалите его.

Сядьте с Вовой за стол. Положите перед Вовой и собой по ложке и сковороде. Начинайте равномерно в среднем темпе стучать ложкой по сковороде. Пусть Вова сделает то же самое. Помогайте ему при этом как можно меньше. Когда Вова стучит, приспосабливайтесь к его темпу. Войдя в его темп, неожиданно начинайте стучать значительно быстрее, чтобы Вова мог это отчетливо видеть и слышать. Если Вова не справляется с этим темпом, то возьмите его руки в свои и помогите ему достичь данного темпа. При этом говорите: "Стучи быстрее, Вова". Если он увеличит темп с Вашей помощью, то замедлите его и посмотрите, следует ли этому Вова. Повторите это занятие многократно, пока он не усвоит момент изменения темпа и не будет следовать за Вами достаточно хорошо.

Если Вова успешно освоил изменение темпа, то постарайтесь тем же способом научить его воспринимать изменение силы звука.

Важной областью в программе стимулирования детей, страдающих задержкой в развитии или аутизмом, является обучение владению телом. Хотя достижение полного развития моторики и создание образцов движения происходит у этих детей часто согласно возрасту, все же необходимо прививать им определенные моторные навыки тем же способом, как это происходит и в других функциональных областях развития. Энергия, сила и стремление к движению ребенка-аутиста могут развиваться намного шире, чем его умственные способности или его ориентация на запрет и социальные правила. Включая упражнения по владению телом, которые доставляют ребенку радость, в определенные рамки цельной и индивидуальной программы стимулирования, преследуются следующие цели: более сознательное восприятие собственного тела и отношение к окружению, лучшее управление и контроль за собственным поведением, наконец, создание моторных предпосылок для навыков из других функциональных областей. Сверхактивность, показанная некоторыми детьми, страдающими аутизмом, может эффективнее использоваться в рамках структурных упражнений по овладению телом.

В немецких спецшколах, постоянно увеличивающихся, работают сегодня спортивные терапевты и терапевты свободного времени, которые занимаются специальным совершенствованием детской моторики. По нашему мнению, очень важно, чтобы родители и учителя сами обучали этим навыкам, а у специалистов по движению только консультировались. Учителя и родители лучше всего в состоянии интегрировать такие упражнения в процессе обучения и программу тренировок дома, так как они несут основную ответственность за это.

Нижеследующие примеры из индивидуальных программ по совершенствованию грубой моторики направлены в первую очередь на эти проблемы. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет, так как в это время развитие грубой моторики прогрессирует быстрее.

Посадите Свету к себе на колени лицом к Вам, хлопайте в ладони и ритмично напевайте простую мелодию: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". Нежно погладьте Свету, чтобы она была довольна. Возьмите ее руки и повторите песенку, хлопая в ладони ее руками. Погладьте ее еще. Когда она привыкнет к игре, уменьшайте свою помощь, поддерживая ее слегка под локти, чуть касаясь ее рук, чтобы дать сигнал к хлопанью ладонями.

Всегда, когда Вы хотите поиграть с Михаилом или перенести его на другое место, проделайте упражнение на самостоятельный подъем, вместо того чтобы просто его поднять. Когда он лежит на спине, положите его правую руку на бок. Возьмите затем его левую руку выше локтя и переверните его нежно вверх и в сторону, чтобы его вес сосредоточился на правом локте и руке.

Медленно поднимая его, помогите поднять правый локоть так чтобы он смог плоской стороной руки опереться о пол и подняться. Когда он привыкнет к этому действию, меньше помогайте ему при подъеме, пусть он сам справляется со своим весом при опоре о пол. В конце берите только его левую руку, чтобы помочь удержать равновесие, когда он встает. Если Вы каждый раз выполните это упражнение, когда хотите поднять Михаила, то он выучит этот процесс и начнет направлять на это свои движения.

Повесьте маленькую цветную игрушку на дверную раму или крючок. Выберите такую высоту, чтобы Томас мог легко достать ее, когда он выпрямится. Заставьте его схватить ее и хвалите каждый раз, когда он поднимет над головой руки и прикоснется к игрушке.

Когда он усвоил это, положите маленькую матерчатую игрушку на край буфета, чтобы он мог ее хорошо видеть. Позовите: "Томас, принеси игрушку!". Когда он возьмет ее, похвалите его и позвольте несколько минут поиграть с ней.

Многократно повторите это действие, но думайте о том, чтобы после этого упражнения перед ним больше не было ни одного предмета на столах и буфетах. Убедитесь, чтобы в пределах его досягаемости не было тяжелых или бьющихся вещей, а также опасных предметов или жидкостей.

Грубая моторика: руки, 1-2 года Социальная способность: контакт, 1-2 года Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Встаньте перед Марком на расстоянии примерно 30 см. Вытяните его руки ладонями вверх и дайте ему мяч. Держите свои руки в таком же положении и скажите: "Марк, дай мне мяч!" - и сделайте соответствующий жест. Если он не реагирует правильно, то повторите свои слова или жесты и возьмите мяч сами. Похвалите его, даже если мяч Вы взяли сами. Повторяйте это упражнение, пока Марк не научится передавать Вам мяч.

Увеличьте расстояние до Марка до 60 см и опять подайте ему мяч легким броском. Сначала он, конечно, мяч не поймает. Поднимите мяч и пусть он подержит его, как Вы. Скажите: "Дай мне мяч!" - или подайте ему знак бросить мяч Bам. Если он боится большого расстояния, то сделайте вид, что бросаете мяч. Сами начинайте бросать ему мяч, даже если он не может вернуть его Вам, и бросайте до тех пор, пока он не научится бросать мяч Вам. Хвалите его за каждый удачный бросок. Когда он поймает мяч, хвалите его особенно, чтобы он почувствовал, что ему удалось нечто особенное.

Положите ряд коробок на пол. Покажите Рафику в преувеличенных движениях, как перелезать через каждую коробку. Затем помогите ему перелезть через каждое препятствие, немного приподнимая его. Повторяйте слово "через" каждый раз, когда он перелазит через коробку. Повторяйте это действие много раз, пока он не научится без помощи делать это. Далее научите его залезать на низкую скамейку или большой словарь. Показывайте при этом на скамейку или словарь и говорите: "Вверх!" - и помогите ему залезть. Повторяйте это действие многократно, пока он без помощи не залезет на скамью. Не ожидайте от него, что он будет правильно реагировать на "через" и "вверх". Показывайте ему на поверхность предмета, на который ему нужно залезть.

Расположите канат, по возможности цветной, в комнате так, чтобы он проходил между стульями, под столом, табуретом и т.д. Покажите это Дане, но положите что-то в качестве вознаграждения в конце каната. Обойдите с ним канат, обращая его внимание на канат. Дайте ему лежащее в конце пути вознаграждение. После того как Вы проделали это несколько раз, попытайтесь, чтобы остаток пути он прошел сам. Будьте поблизости и, если он идет неуверенно, привлекайте его внимание к канату. Обратите внимание, чтобы вначале препятствия были простыми.

Положите в центре комнаты игрушку на пол на надежном расстоянии от предметов, на которые Гера мог бы натолкнуться. Вернитесь с Герой к игрушке и покажите ему, как наклониться и поднять ее. Положите игрушку назад и пусть Гера возьмет ее. Придерживайте его, если необходимо, помогите ему наклониться, чтобы он дотянулся до игрушки. Похвалите его, давая возможность несколько минут играть. Повторяйте это движение многократно, пока он не сможет поднять игрушку без помощи и без потери равновесия.

Если Гера при поднятии предметов держит равновесие лучше, то расставьте на полу несколько других игрушек. Начинайте с двумя или тремя кубиками или мячами, хорошо расставьте их на полу, в то время как он на Вас смотрит. Возьмите маленькую коробку и подойдите с Герой к каждому предмету. Пусть он поднимет каждый мяч и каждый кубик и положит их в коробку. Похвалите его, когда он все предметы положит в коробку.

Изготовьте из обувных коробок большие пакеты, наполняя их мятыми газетами и обернув цветной бумагой. Разложите пакеты на полу так, чтобы их было хорошо видно. Привлеките внимание Роберта к одному из пакетов и скажите: "Принеси пакет!". Пусть он поднимет его и принесет Вам. Помогайте ему столько, сколько нужно.

Повторяйте это действие до тех пор, пока он не соберет все пакеты. Покажите ему, как их сложить, ставя один пакет на другой. Затем возьмите третий пакет, скажите: "Положи его сюда!" - и укажите на верх стопки. Если необходимо, то помогайте ему. Когда все пакеты сложены, разрушьте стопку ногой и начинайте сначала.

Если Антон может взобраться на скамеечку для ног (см. упр. 55), то обучите его подъему по лестнице. Поставьте его перед ступеньками, встаньте рядом с ним и держите его крепко за руку. Скажите: "Поднимайся!" - и поставьте свою правую ногу на первую ступеньку. Укажите на его правую ногу, а затем на первую ступеньку. Направьте его ногу, если ему нужна помощь. Затем скажите еще раз: "Поднимайся!" - и поставьте рядом с правой свою левую ногу на первую ступеньку. Повторите: "Поднимайся!" - потяните его и повторите процесс. Если он с помощью Вашей руки осилит 3 ступеньки и Вы не должны будете направлять его ноги, то позвольте Антону держаться только за один палец Вашей руки. Когда он будет более уверенным, дайте ему ухватиться за конец карандаша, который Вы держите в руке. При следующем шаге замените карандаш на канат. Наконец, идите только рядом с ним, не касаясь его, чтобы он, благодаря Вашей близости, чувствовал себя увереннее.

Сядьте напротив Ника на пол на расстоянии приблизительно одного метра. Скажите: "Смотри сюда. Ник!" - и медленно покатите на него мяч. Если он поймает мяч, то жестамми дайте ему понять, что он должен покатить его обратно. Очевидно, сначала Вам нужно будет третье лицо, которое будет сидеть за Ником и направлять его руки. Если он не понял, что должен поймать мяч, который к нему подкатился, то начинайте катить к нему мяч с различных сторон так, чтобы он точно следил глазами за мячом и должен был поворачиваться налево или направо, чтобы его поймать.

Сядьте на пол лицом к стене на расстоянии полуметра. Посадите Мишу перед собой так, чтобы он также смотрел на стену. Сначала, возможно, необходимо обхватить его своими ногами, чтобы помешать попытке отползти. Держите мяч в его поле зрения, а затем покатите мяч к стене. Поймайте его, когда он вернется. Положите мяч в руки Миши и помогите ему покатить его к стене. Помогите ему также поймать мяч, когда он вернется. Постепенно уменьшайте помощь, пока он самостоятельно не покатит мяч, увидит, когда он вернется и поймает его.

Подготовьте дорожку, на которой нет препятствий. Отметьте двумя ленточками или клейкими лентами на полу старт и финиш. Начните бег с расстояния на 1,5 м, затем удлиняйте дистанцию, если Катя становится увереннее. В конце дорожки положите вознаграждение, любимую игрушку или кекс так, чтобы она видела, как далеко должна бежать. Встаньте с Катей на старт и идите с ней до финиша, держа ее за руки. Если она не делает попыток передвигать ноги, то слегка приподнимите ее, чтобы ее ноги немножечко продвинулись вперед. Остановитесь, если ей нужна передышка, но постарайтесь, чтобы она стояла на ногах и укрепляла свои ступни. Когда она в беге находит все больше удовольствия и становится увереннее, подавайте ей только руку, за которую она могла бы держаться.

Когда она будет проходить 5м, держась за руку, дайте ей в руку деревянную палку и сверху положите свою руку. Когда Вы идете вместе, потихоньку снимайте с палки свою руку, чтобы расстояние между Вашей рукой и рукой Кати становилось все больше. Когда Катя научится бегать уверенно, держась вместе с Вами за оба конца палки, замените палку 60-сантиметровой веревочкой и повторите упражнение.

Когда она преодолеет всю дистанцию с помощью веревки, заставьте ее бегать самостоятельно, не придерживая ее. Сначала идите рядом с ней. Постепенно увеличивайте расстояние.

Дайте в руку Свете веревочку от игрушки и помогите ей держать ее. Идите с ней и тяните за собой игрушку. Обратите внимание Светы на игрушку, чтобы она посмотрела на нее и таким способом двинулась в сторону. Когда она привыкнет к этому, пусть она повернется лицом к игрушке и встаньте за ней. Потом пойдите вдвоем назад, глядя в это время на игрушку. Если Света уделяет мало внимания игрушке, то возьмите другую или издайте какие-нибудь звуки, подходящие к этой игрушке. Скажите, например: "ш-ш-ш", в то время как тяните игрушку. Когда Света сможет двигаться уверенно, глядя на игрушку, пусть она протянет ее вокруг мебели, чтобы привыкнуть обращать внимание на TЕ или другие предметы.

Встаньте перед Петей с вытянутыми вперед руками и ладонями, повернутыми вниз. Помогите ему занять такую же поз

Источник: iamtiptop.ru