Уход за шестимесячным ребенком

Автор: О.А. Лицеева

Во втором полугодии темп роста ребенка несколько замедляется. В течение седьмого месяца он подрастает всего на сантиметр-полтора и прибавляет в весе в среднем 500—600 г. Зато быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно к взрослым и детям, их действию, речи.

По мере того как малыш начинает понимать все большее количество слов, его контакт со взрослыми возрастает. Теперь он внимательно вслушивается в их речь, учится выделять некоторые слова и более тонко различать составляющие их звуки. С полугодовалыми детьми следует разговаривать короткими, простыми фразами, подчеркивая интонацией наиболее значимые слова. Играя с малышом, занимая его в часы бодрствования, показывайте и называйте ему предметы, привлекшие его внимание. Чтобы была уверенность, что ребенок понял ваши слова, добивайтесь от него ответа, сначала в виде каких-либо действий. Например, на ваши вопросы: «Где ляля?», «Где тикает?» — он должен найти глазами куклу, часы.

Для таких «уроков» выбирайте объекты, доступные пониманию ребенка, знакомые ему: близких людей, крупные игрушки, части одежды. Если вы называете все то, что проделываете с ребенком, все свои действия и жесты, то вскоре он сможет понять и выполнить ваши просьбы: «Открой ротик», «Ложись», «Закрой глазки». Приучайте ребенка по вашей просьбе подать ручку, помахать ею («до свидания»), сделать «ладушки». Эти движения детям очень нравятся, и они сравнительно легко привыкают связывать их со словом.

Если родители внимательны к ребенку, много и правильно разговаривают с ним, то к семи месяцам он начинает использовать звуки, чтобы обратить на себя внимание, допустим, смотрит на мать и громко повторяет «а-а-а», пока она к нему не подойдет. Шестимесячный малыш, занимаясь с любыми игрушками, выполняет примерно одинаковые несложные действия: берет игрушку, осматривает ее, перекладывает из руки в руку, стучит ею, бросает. Если игрушки отличаются по материалу, форме, цвету, величине, весу, он постепенно познает эти разнообразные свойства. Умение различать предметы в дальнейшем станет основой более сложных действий с ними (вкладывание одной игрушки в другую, катание шарика и тому подобное). Игрушки должны быть яркими, звучащими, такими, чтобы их удобно было взять и чтобы они привлекали внимание малыша, побуждали его к действию.

В этом возрасте у ребенка появляется потребность самостоятельно передвигаться. Первая форма овладения пространством — ползание. Оно способствует укреплению мускулатуры, на которую падает нагрузка, когда ребенок сидит, ходит, стоит. Поэтому желательно, чтобы он научился ползать раньше, чем садиться. Это будет помогать формированию правильной осанки и дальнейшему физическому развитию, в частности умению вставать, стоять, ходить и опускаться, придерживаясь руками за опору. Ребенок, научившись рано сидеть, но не умея самостоятельно менять свое положение, будет подолгу оставаться в этой позе, а длительное сидение ведет к искривлению позвоночника, сдавливанию грудной клетки, вялости.

Физическое и психическое развитие, особенно в раннем возрасте, тесно связаны. Если ребенок только сидит, он получает меньше впечатлений, испытывает меньше разнообразных ощущений, столь важных для развития органов чувств. Отсутствие физической активности ограничивает и активность психическую. Научившись же ползать, ребенок много двигается и занимается игрушками, достает привлекшие его предметы, устремляется за ними, если они откатываются, приближается к тому месту, с которого можно лучше что-либо рассмотреть или послушать. Все это расширяет его ориентировку в окружающем, воспитывает активность.

Чтобы ребенок мог научиться ползать, надо предоставить ему простор. Манеж уже становится малышу тесен; для таких упражнений можно расстилать толстое одеяло на чисто вымытом полу в комнате. Некоторые дети ползают пятясь, других заносит вбок, третьи ползают на выпрямленных руках и ногах. Лучше всего приучить малыша ползать на четвереньках — это будет способствовать укреплению всей Мускулатуры и координации движений. Развитию таких навыков содействуют и регулярные занятия гимнастикой.

Для шестимесячного малыша наступило время изменить комплекс упражнений. Этому возрасту свойственна значительно большая согласованность в работе мышц, что дает возможность ввести в занятия новые элементы. С шести месяцев у ребенка появляется способность длительно сокращать мышцы кисти и удерживать предметы в руке. Чтобы тренировать эту способность, движения руками можно выполнять с небольшими пластмассовыми кольцами. В комплексе сохраняются некоторые уже знакомые вам упражнения, другими предстоит овладеть. Вот как должна выглядеть сейчас гимнастика:

1. Полукруговые движения руками. Исходное положение на спине. Дайте ребенку в руки кольца и сами, придерживая эти кольца, делайте движения выпрямленными руками ребенка снизу вверх и сверху вниз. Повторить 4—6 раз.

2. Массаж живота. Повторить 8—12 раз.

3. «Скользящие шаги». Исходное положение на спине. Ноги малыша, сгибая в коленях, попеременно прижимайте к ягодицам. Стопы при этом как бы скользят по столу. Упражнение повторить А—6 раз.

4. Упражнение для стоп. Повторять 4—6 раз.

5. Активные повороты. Исходное положение на спине. Покажите ребенку игрушку и положите ее слева или справа так, чтобы малыш смог достать ее рукой. Со словами «Возьми игрушку» помогите ребенку повернуться со спины на живот, придерживая его только за ноги. Упражнение повторить 2 раза.

6. Массаж спины. Повторить 6— 8 раз.

7. Приподнимание туловища. Исходное положение на животе. Придерживая ребенка за вытянутые вперед и немного отведенные в стороны руки, помогите ему приподнять туловище. Повторить 2 раза.

8. Упражнение для мышц спины и живота. Исходное положение на животе. Одной рукой придерживайте ноги ребенка, другой покажите игрушку, удобную для захвата. Постарайтесь, чтобы малыш взял ее сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Игрушку держите первое время на высоте 10— 15 см от стола, а затем поднимите выше, до 30—40 см, чтобы в работу включались мышцы верхней части спины и поясничного отдела. Упражнение повторить 2—4 раза.

Повторите это же упражнение 2—4 раза из исходного положения на спине. 9. Вставание на ноги. Исходное положение на спине. Удерживая ребенка под мышки, на счет «раз» помогите ему сесть, «два» — осторожно поставьте на ноги, «три» — верните в исходное положение. Упражнение повторить 2 раза. Исходное положение на животе. Возьмите ребенка под мышки и на счет «раз» поставьте его на колени, «два» — осторожно поставьте на ноги, «три» — верните малыша в исходное положение. Повторить 2 раза.

10. Ползание за игрушкой. Исходное положение на животе, полусогнутые ноги ребенка упираются в ваши ладони, впереди ребенка на расстоянии 50—60 см — игрушка. Приговаривая «Достань игрушку», помогите малышу доползти до нее. Если ребенок научился немного ползать, предложите ему взять игрушку без вашей помощи. Повторить 4—6 раз.

11. Упражнение на сопротивление. Исходное положение на спине. Полусогнутые ножки упираются в мяч, который вы держите в руках. Помогите малышу оттолкнуться от мяча. Упражнение повторить 2—4 раза.

12. Массаж грудной клетки. Повторить 6—8 раз.

13. Упражнение для рук. Исходное положение на спине. Дайте ребенку обхватить ваши пальцы, попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша в локтевых суставах. Повторить 6—8 раз.

14. Упражнение «сядь-ложись». Исходное положение на спине. Крепко придерживая малыша за руки, отведенные в стороны, с просьбой «Сядь» приподнимите и посадите ребенка. Затем помогите ему по просьбе «Ложись» лечь на спину. Если ребенок уже научился крепко держать кольца, используйте их в этом упражнении. Повторить 2—4 раза.

Весь комплекс упражнений занимает около 10 мин. Не забывайте перед занятиями хорошо проветрить комнату. Температура в ней должна быть не ниже + 19—20 °С. Если вы живете на даче и на улице тепло — не ниже + 22 °С, нет ветра, можно проводить занятия на воздухе, в тени. Лето — подходящее время, чтобы ввести новые закаливающие процедуры. До сих пор вы только обливали ребенка после купания более прохладной водой и проводили воздушные ванны. Сейчас, если малыш здоров и чувствует себя хорошо, можно начать влажные обтирания тела. Лучше делайте их в комнате. Время выберите наиболее для вас удобное. Сшейте из нескольких слоев марли рукавичку, которую вы сможете, смочив в воде, надеть на руку. Первоначальная температура воды — около + 35 °С; затем через каждые три дня понижайте ее на один градус, доведя до + 29—30 °С. Обтирают, а затем вытирают насухо не все тело сразу, а отдельно ручки, ножки и т. д. Движения должны быть быстрыми, энергичными. Полотенце предпочтительнее мягкое, махровое. Не забудьте перед этой процедурой снять кольца и часы, чтобы случайно не поцарапать нежную кожу ребенка, а ногти у вас, конечно, всегда коротко острижены.

Режим дня остается прежним. Старайтесь, чтоб ребенок спал днем 3 раза по 1,5—2 часа, лучше всего на воздухе. Пятиразовый ритм кормления, к которому уже привык ваш малыш, остается неизменным до конца первого года. На седьмом месяце ребенок получает три кормления грудью и два прикорма. Один из них — это овощное пюре, другой — каша. Манную кашу варите погуще, чередуйте с гречневой, овсяной, рисовой.

Раньше детям в этом возрасте начинали давать кисели. Здоровым, нормально прибавляющим в весе детям кисели не нужны, их лучше заменить соком или пюре из свежих ягод и плодов. Они менее калорийны, но зато богаче витаминами, микроэлементами и минеральными солями. Для приготовления сока или пюре можно использовать различные ягоды — чернику, черную и красную смородину, вишню. Сырые абрикосы и персики маленьким детям давайте очень осторожно, вначале понемногу, так как они часто действуют послабляюще. Учтите, что после абрикосового или персикового пюре нельзя пить молоко и что использовать для детского питания можно только абсолютно зрелые плоды. Кожицу плодов надо обязательно снимать. Желток давайте по-прежнему по половинке в день, а количество творога надо увеличить до 50 г.

Около семи месяцев, как правило, у ребенка появляются зубы. Этот период у детей протекает по-разному. Беседуя с другими родителями и бабушками, вы наверняка уже слышали уверения в том, что когда у детей прорезываются зубы, они обязательно болеют: у них повышается температура, появляются насморк, желудочно-кишечные расстройства.

Действительно, в этот период могут возникнуть те или иные недомогания. Но прорезывание зубов само по себе не служит их причиной. Несколько ослабляя организм, снижая его сопротивляемость, оно, возможно, лишь предрасполагает к заболеванию. Поэтому надо быть особенно внимательным к питанию малыша, соблюдению режима и правил гигиены. А если, паче Чаяния, он заболеет, не ставьте сами диагноз, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Первыми появляются два нижних резца. Пусть вас не смущает, что края у них неровные, зазубренные — потом они отполируются. Естественно то, что молочные зубки очень маленькие.

Некоторые дети преподносят маме приятный сюрприз: однажды утром вы кормите малыша и вдруг с удивлением замечаете, что у него прорезался зуб. Есть совершенно здоровые дети, у которых зубы появляются значительно позже обычного срока. Однако причину слишком долгих ожиданий следует обсудить с врачом. Ведь позднее прорезывание зубов может быть и признаком рахита.

Перед прорезыванием зубов ребенок обычно трет десны. Он капризничает, просыпается ночью. Многим детям просто необходимо в это время что-либо жевать. Некоторые из них с удовольствием будут сосать корку черного хлеба (без мякиша!) — ее можно смело дать, но только почаще менять размокшую корку на сухую, чтобы ребенок не отгрыз кусочек и не поперхнулся им. Следите, чтобы ребенок не грыз игрушки крашеные или имеющие острые края. Лучше всего купить ему в аптеке специальное цветное колечко, которое удобно держать в руке. Колечко следует часто мыть, а если оно упало на пол, обдавать кипятком. Такие же колечки, кстати, можно использовать и для занятий гимнастикой.

Приятно смотреть на уравновешенного ребенка, всегда бодрого, улыбающегося, всем довольного. Но какое мучение, если малыш капризен! Укладывают его спать, а он плачет, засыпает с трудом; хотят накормить — отворачивается от ложки, не ест; выносят гулять — вертится на руках и всем своим видом показывает, что прогулка ему не в радость.

Почему так получается? Бывают, конечно, дети особо нервные, возбудимые, беспокойные. Но чаще всего трудности возникают, если ребенка воспитывают без режима. Врачи не случайно настаивают на соблюдении распорядка дня: режим не только обеспечивает наилучшие условия для удовлетворения физиологических потребностей ребенка, но в какой-то мере и регулирует их. Малышу нервному он необходим особенно, ибо четкий ритм жизни — самое лучшее средство для воспитания уравновешенности.

Прежде всего ребенок должен быть вовремя накормлен, а сытый, он активно бодрствует. Один из крупнейших советских специалистов в области возрастной физиологии, профессор Н.М. Щелованов, считал, что для правильного психического развития ребенка очень важно, чтобы он бодрствовал именно после, а не до кормления. Ведь голодный, он если даже и не плачет, то бывает вялым, пассивным, недостаточно живо интересуется окружающим. А время бодрствования — это время познания!

Дата: 11.07.08

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг:

Источник: www.agushi.ru