Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование  игровых  упражнений  для снятия  гипотонуса учащихся с глубокой  умственной отсталостью на занятиях  двигательно - моторной стимуляции.

Связь между физическим развитием ребенка и развитием интеллекта давно подтверждена исследованиями ученых в различных странах мира. Двигательная активность ребенка в будущем будет являться стартовой площадкой для его умственного, социального и эмоционального развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психо-коррекционные игры, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения. При пониженном тонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Основная цель массажа при гипотонусе – заставить мышцы более активно работать. Результаты занятий  можно увидеть невооруженным взглядом, ребенок начинает более активно двигать ручками и ножками. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони  необходимо легонько пройтись по ножкам, ручкам и спине ребенка. Потом положить его на живот и пройтись костяшками пальцев по его спине, попе, ногам и рукам. Затем перевернуть на спину и покатать костяшками по его животу, рукам и ногам.  Движения должны быть активными и достаточно сильными. Двигаться необходимо от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций.

Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.

Для детей с речевыми нарушениями  упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

Детям с речевыми расстройствами  особенно эффективно сочетать дыхательную  и звуко-речевую гимнастику  с упражнениями на мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора.  Мячи уникальны по своему воздействию на организм. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с мячом. Систематическое применение гимнастики на мяче гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Использование дыхательной гимнастики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость, укрепляет мышцы и скелет ребенка, укрепляет мышцы при гипотонусе.

Упражнения для ребенка на мяче

Упражнения на мяче нужно выполнять каждый день по 10-15 минут.

1.Кладем ребенка на животик, придерживаем хорошо руками. Покачиваем аккуратно ребенка вместе с мячом в разные стороны. Упражнение выведет газики, снимет колики.

2.Кладем ребенка на спинку. Покачиваем в разные стороны. Это расслабляет мышцы спины.

3.Держим ребенка над мячом под мышки. Стимулируем его ножками перебирать по мячу.

4.Кладем малыша на животик. Поднимаем его за руки, разведенные в стороны. Так мы даем нагрузку на пресс ребенка.

5.Кладем ребенка на спинку, берем за запястье, присаживаем, подтягиваем к себе. Фиксируем ножки малыша упором в наш живот.

6.Ребенок стопами стоит на полу, а ладошками удерживается за мяч. Сначала поддерживая ребенка, а потом и самостоятельно, даем ребенку постоять несколько секунд. При этом он должен хорошо опираться на мяч.

Также, для мышечного расслабления использую  механическую гимнастику. Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её использованию. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков, тканей различной фактуры.

Пальчиковая гимнастика.

Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.                 Вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".

При проведении упражнений хорошо активизируют ребенка  игрушки-пищалки.

Упражнение "Утёнок"

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Упражнение "Киска" Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! -

Позвала котенка. (имя вашего ребёнка)

Не спеши домой, постой! -

И погладила рукой.

Полезным и увлекательным занятием является  доставание игрушек из бассейна с крупой, фасолью, желудями. Для изготовления такого бассейна надо насыпать наполнитель в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку ребенка, развиваются его тактильные ощущения.

Использую на занятиях игры с массажными упражнениями:

Источник: nsportal.ru