Книги и статьи по логопедии

%img src="/images/ramka-vp.gif>

Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей.

Быстрова С.И.. учитель-логопед в центре “Наш дом”, г.Москва.

На протяжении многих лет перед нами стоит задача как неговорящего ребёнка вывести на коммуникацию, ведь проблема с речью у детей с сочетанными нарушениями остаётся неразрешённой практически до конца жизни. Но тем ни менее мы нашли методы, приёмы, как сделать так, чтобы мы могли понять ребенка, а он нас. Для определения этих методов и приёмов был поставлен эксперимент в 1 классе. Дети этого класса до поступления в нашу школу нигде не обучались. В начале учебного года было проведено обследование учащихся и точно такое же обследование было проведено в конце учебного года. Из данных этих обследований можно сделать вывод о том, что нужно для того, чтобы ребёнка подвести к вербальной коммуникации (понимание обращённой к нему речи), нужно чтобы он овладел следующими этапами:

-наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие понимания речи;

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы занятия, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребёнком. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

Добиться доверия ребенка в этом педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры.

Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто детей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями “Скажи!”, “Повтори!”, такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, концентрации внимания, усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Развитие понимания речи

Для того чтобы развить понимание речи были выделены три этапа:

- активизация подражательной деятельности;

- активизация речевого подражания;

- расширение объема понимания речи;

1 этап- активизация подражательной деятельности.

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т. п. Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям и действиям.

Способность ребёнка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка.

2 этап - активизация речевого подражания.

1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.

2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).

3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.

4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут, с названиями игрушек и знакомых предметов.

5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (“Дай пить”).

3 этап - расширение объема понимания речи;

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и “Одень куклу”, “Строим башню”).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем.)

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия (“Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит”).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (“Покажи, кто спит?”).

6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов.

7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия (“Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? ”).

8. Обучение пониманию вопроса чем? (“Покажи, чем рисует девочка?”).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок (“Кто катается на санках? А кто на лыжах? и т.д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета (“Сядь-встань-попрыгай”).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и “Поручение”).

В заключении хотелось бы отметить то, что учащиеся, имеют разные диагнозы: синдром Дауна, двое с аутизмом. В начале учебного года практически все ребята не могли справиться с заданиями, которые указанны выше, но сейчас можно с уверенностью сказать, что все дети понимают обращённую к ним речь. А кто-то даже может ответить на поставленный вопрос.

Источник: www.logoped.ru