Комплекс игровых упражнений для детей с аутизмом

Подробности Категория: Психологам Дата публикации Автор: Vale Просмотров: 108

Кинезиологическая гимнастика

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; повышение устойчивости внимания; динамический праксис.

«Кулак – ребро – ладонь» (упражнение выполняется на песке). Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Ладонь: на плоскости, сжатая в кулак; ребром на плоскости песочницы; распрямленная на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Данное упражнение обязательно сопровождается речевыми командами: «Кулак – ребро – ладонь. Повтори: раз – два – три. Раз – два – три – стоп!». Это необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля.

«Зеркальное рисование на песке». Одновременно правой и левой рукой ребенок рисует симметричные рисунки на песочном листе. При обучении грамоте это могут быть буквы и слоги. Педагог может организовать игру «Найди правильную букву». Ребенок должен сравнить изображение и найти графически правильный образ буквы, выделив его другим песком.

Пальчиковый игротренинг.

Цель: развитие тактильного и пространственного восприятия, мелкой моторики

Материал и оборудование: песок сухой, речной; песок декоративный (серебряный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой); шесть контейнеров для различного вида песка; набор камней различной величины; браслет детский; кольца на каждый палец, изготовленный из ниток; пластмассовая черепаха.

Приветствие: ладони «здороваются»:

Здравствуй, песок!

Сухой, колючий,

Здравствуй, песок!

Теплый, сыпучий.

Упражнение выполнять на песочном листе, наполненном сухим (речным) песком. Ладони педагога и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

«Согреем наши ладони».

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней, затем поочередно тыльные поверхности одной руки ладонью другой. Упражнение выполнять на песочном листе.

«Ручки умываются» – движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполнять с использованием декоративного песка в разных емкостях:

— «Утренняя роса» (серебряный песок) – руки умываются в утренней росе;

— «Солнце» (желтый песок) – солнце ласкает руки;

— «Радость цветов» (оранжевый песок) – каждый цветочек улыбается, и руки умываются радостью цветов;

— «Листва» (зеленый песок) – листочки каждого дерева ласкают руки;

— «Речка» (голубой песок) – речка быстрая умывает руки чистой водой.

После выполнения упражнения промять все суставчики.

«Браслет». Соскользнуть на лучезапястный сустав. Выполнять массаж в виде окольцовывания с помощью речного песка (песочный лист), затем с использованием детского браслета.

«Черепаха спряталась». Согнутую фалангу среднего пальца руки «вкручивать» в центр ладони другой руки влево и вправо.

«Кольца черепахи». Использовать сухой (речной) песок, растереть межпальцевые промежутки (цент психической энергии). На каждый пальчик надеть кольцо, изготовленное из ниток, также растирая межпальцевые промежутки.

«Мальчики-пальчики». Помассировать, используя песок, каждый пальчик, протягивая и вибрируя. Возможны варианты: включение игровой потешки «Мальчик-пальчик».

«Пальчики встретились». Простучать каналы на кончиках пальцев, соединив при этом их подушечки.

«Пальчики играют в прятки». Пальчики любят играть в прятки, поэтому черепаха выпускает их, и они разбегаются врассыпную. Сбросить «грязную» энергию, встряхнуть руками.

«Камушек за камушком». Предварительно проложить две дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробуют «пройти» пальчиками дорожки, одновременно работая обеими руками. Возможны варианты: потешки «Вот как пальчики шагают!», «Большие ноги шли по дороге» (развитие чувства движения).

«Веселая грамматика»

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнение «Большой и маленький». Педагог называет большой предмет (машина) и дает задание ребенку найти маленький предмет, спрятанный в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: машинка.

Упражнение «Чего не стало?» Педагог использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Педагог: «Что это?» Ребенок: «Это кубик». Педагог: «Спрячь кубик в песке. Нет чего?» Ребенок: «Нет кубика».

Упражнение «Нет кого?».

Педагог прячет в песок игрушки – животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?». Для образования притяжательных прилагательных ребенок изменяет слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

«Слоговой анализ» (игра «Слогин»)

Цели: развитие фонематического слуха; слоговой анализ слов.

Методические рекомендации: для игры понадобятся заранее заламинированные карточки со словами, которые следуют спрятать в песок полностью: в двухсложных словах ребенок видит только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Педагог читает начало слова, ребенок должен назвать его конец. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, взрослый – слог, следующий по смыслу.

«Зонтик»

Цели: определение рода существительного; употребление местоимений мой, моя, моё, мои.

Методические рекомендации: для игры потребуются зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в зависимости от лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «обувь». Педагог вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребенка на картинках. Далее начинает медленно крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребенка: назвать ее, употребив соответствующее местоимение, например: «Чей стул?» или «Чьи тапки?»

Модуль «зонтик» незаменим в процессе логопедической работы с аутичными детьми и активно используется при проведении логопедических игр, являясь ярким демонстрационным материалом, эффективным наглядным средством подачи материала.

Предлагаемые задания являются базовыми в процессе коррекции аутизма и могут быть использованы для изучения любого лексического материала. В зависимости от поставленной цели, достижения желаемого результата, индивидуальных особенностей и возможностей аутичных детей (зоны потенциального развития) их можно дополнить и развить, разнообразить. Знакомясь с видами заданий, игр и упражнений, дети постепенно совершенствуют речевые навыки, запоминают виды работ, правила игр и могут выполнять аналогичные задания с другим речевым материалом благодаря умело подобранным приемам и методам.

Источник: psihologn.org