Методы модификации поведения при сдвг: нейропсихологические упражнения для детей

Рубрика: Школа Комментарии: Комментариев нет

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – расстройство, имеющее психоневрологический характер, основным критерием диагностики которого является наличие нарушения навыков обучения и социализации.

Такой ребенок ощущает большие трудности в фиксации на чем-то своего внимания, много двигается, даже сидя, постоянно находится в движении, не может выполнять задания, которые требуют длительной усидчивости и внимательности, совершает много бесцельных двигательных действий, часто болтливый. Данные характеристики являются явными показателями расстройства у ребенка.

Следует заметить, что СДВГ впервые можно диагностировать в период перед школой и в начале обучения, что связано с тем, что для постановки диагноза важно оценить его поведение хотя бы в двух обстановках, например, дома и в садике, или школе.

С неврологической точки зрения данный синдром не поддается лечению, и с годами проходит сам по себе. Некоторые ученые вообще не признают существования такого расстройства, объясняя это тем, что такие симптомы достаточно универсальны и абстрактны. В последствие, 30-50% взрослых сохраняют такие показатели поведения, даже не догадываясь о том, что послужило причиной их наличия.

Методы модификации поведения при СДВГ могут быть немедикаментозного и медикаментозного характера. Во втором случае, могут быть эффективными всяческие психостимуляторы, антидепрессанты и транквилизаторы. Данные препараты часто вызывают привыкание, что приводит к тому, что лекарство надо применять длительное время, периодически меняя препарат.

Немедикаментозная модификация заключается в создании специфических условий для обучения такого ребенка, например, длительность одного урока сокращается до получаса, в группе находится не более 12 человек учеников, располагается ребенок с такими показателями ближе к учителю с целью формирования навыков концентрации внимания. Важным является формирование общечеловеческих ценностей, социально приемлемых норм поведения, поскольку оно часто своими чертами напоминает девиантное.

Также для такого ребенка окажется полезным часто менять характер деятельности, увеличить количество физических упражнений для освобождения лишней энергии. На один промежуток времени следует предлагать выполнение одного задания, суть которого сформулирована коротко и ясно.

В психологии с целью коррекции расстройства, часто используются различные упражнения и игры. Вот некоторые из них.

·Ребенок закрывает глаза, поворачивается к ведущему спиной. Психолог должен положить руку на спину или дотронуться до любой другой части тела, например, локтя. Не открывая глаз, ребенок должен показать, где находится рука, открыв глаза, назвать ту часть тела, к которой дотронулись. Данное упражнение способствует развитию соматических и кинетических навыков, способствует сосредоточению и внимательности.

·С целью динамической организации двигательных актов проводятся следующие действия: ребенку необходимо предложить чередовать расположение руки в виде кулака, развернутой ладони и ее ребра. Выполняется на любой поверхности. Повторяя про себя, или вслух слова «кулак-ребро-ладонь» ребенок производит соответствующие действия. Со временем упражнение усложняется с помощью увеличения скорости его выполнения.

·Суть следующей игры аналогична игре «классики», в которую так любят играть дети. Ее основной идеей является то, что ребенок должен выполнить целенаправленное действие в минимальный промежуток времени. Цель: повышение самоконтроля, концентрации внимания, расчет результатов своих действий наперед.

Следует заметить, что немедленного результата от таких упражнений не может быть. Именно поэтому в процессе терапии следует не только использовать комплекс тщательно отобранных методик, но и запастись терпением.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Источник: veselajashkola.ru