Программа по хореографии подготовительных групп «Мы играем и танцуем»

Театр-студия «Ералаш»

ПРОГРАММА

подготовительных групп

«МЫ ИГРАЕМ И ТАНЦУЕМ»

(для детей 4-6 лет)

ГУТНИКОВОЙ ВЕРЫ ЛЕОНИДОВНЫ

Вологда

май 2011 г.

Содержание

1. Пояснительная записка · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

2. Учебно-тематический план · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

3. Содержание курса · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

3.1. Первый год обучения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

3.2. Второй год обучения · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

4. Репертуар · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

5. Организация проведения занятий · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

6. Методические рекомендации · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

7. Диагностика · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

8. Список использованной литературы · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

1. Пояснительная записка

Первая половина двадцать первого века характеризуется активизацией процесса формирования системы воспитания и развития детей средствами искусства. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает хореография.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.

«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка» [11].

Необходимость создания программы «Мы играем и танцуем» для дошкольников вызвана отсутствием единых государственных программ по хореографии, отсутствием традиционных и инновационных программ обучения хореографии детей с четырёх лет.

Цель программы : укрепление физического и психического здоровья дошкольников, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.

1. Развивать двигательную активность и координацию движений.

2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).

4. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).

5. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.

6. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.

7. Выявлять одаренных детей и готовить их к занятиям в хореографической студии «Ералаш».

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

· индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

· систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

· наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

· повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

· сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра. так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Программа «Мы играем и танцуем» предназначена для обучения детей 4 – 6 лет и рассчитана на два учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев.

Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий на первом году обучения – 30 минут, на втором – 40 минут.

Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале являются:

· соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;

· наличие формы;

· наполняемость групп не более 20 человек.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей и прописан в содержании программы.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

· соответствие возрасту;

· художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

· моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;

· разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия в хореографической студии «Ералаш».

2. Учебно-тематический план

Источник: pandia.ru