Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома. Рассказать об используемых играх и упражнениях на занятиях.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма.

Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, Р и Л, С и Ш и др. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи, не только устной, но и письменной.

Если Вы хотите проверить состояние фонематического слуха ребенка, обратите внимание на следующее:

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления;

- элементарные навыки фонематического анализа и синтеза.

Для того чтобы выявить степень сформированности фонематического восприятия применяют задания на различие парных звуков. При этом рот взрослого закрывается листом бумаги или ладонью, так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ.

1. Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, ребенок на них показывает.

Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

Та – да – та Да – та – да Ка – га – ка

3. Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом взрослый называет разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.

Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра «Весёлые звуки». Например: С – Ш.

Ребёнок берет в руки два флажка. На одной изображен насос, обозначающий звук С, на другой – шина, обозначающая звук Ш. Взрослый произносит слова, в которых есть заданные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующий флажок.

Игра «Придумай слово».

Взрослый называет какой-нибудь звук, например Р. Просит ребенка придумать 3 слова со звуком Р, который находится в начале, в середине и в конце слова.

Игра «Говорящие бусы».

Перед ребёнком лежит картинка с изображением трех бусин, которые находятся на одной нити. Первая бусина означает начало слова, вторая – середину, третья – конец. Взрослый показывает картинки со звуком Л, и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится звук. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первую, в среднюю или в последнюю бусину.

Игра «Раскрась слово»

Ребёнку предлагаются картинки, с изображением предметов; карточки, которые разделены на части по количеству звуков в слове; красные, синие и зелёные фишки, обозначающие акустические характеристики звуков.

Нужно выложить разноцветные фишки так, чтобы они соответствовали звукам и объяснить свой выбор.

При выявлении недостаточной степени сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия у ребенка необходимо определить основные направления этапы коррекционной работы. Реализация этих направлений может осуществляться как учителем-логопедом, так и воспитателем в сотрудничестве с родителями. Такой комплексный подход позволяет сделать процесс коррекции более успешным и эффективным.

Учитель - логопед: Тришкина Ю. А. Алимова Л. Е.

Источник: www.maam.ru