Метод развития ребенка по Монтессори. Упражнения на развитие для детей 3-4 лет

Главной целью Монтессори являлось гармоничное развитие ребенка, постижение окружающего мира. При этом в центре внимания должен находиться сам ребенок, ему надо предоставить свободу развиваться, действовать самостоятельно, а материалы и педагог служат лишь вспомогательными средствами. Важно, чтобы ребенок смог упорядочить свои знания, чтобы связать свой опыт в единое целое.

Материалы Монтессори вызывают интерес, любопытство ребенку, а потому ему становится интересно постигать новое, они манят его, мотивируют на получение новых знаний.

У ребенка ярко выражено стремление двигаться, познавать этот новый для него мир. Вначале его движения не так ловки и точны, со временем малыш достигает все больших успехов в этом деле. Мария Монтессори предлагает использовать методы развития и упражнения для облегчения повседневной жизни – учить малыша делать то, что ему понадобится в повседневной жизни для самостоятельности. На начальном этапе упражнения направлены на формирование точности движений малыша, совершенствованию координации. Оборудование следует подобрать подходящего по росту и силе вашего ребенка. И так, чтобы ваш ребенок четко понимал, что вы сейчас с ним будете делать, для чего и получал удовольствие от процесса.

Наиболее распространённые упражнения состоят из повседневных дел по дому: переливание воды, чистка металлических предметов ,ботинок,  уход за цветами в саду, завязывание бантов, одевание и раздевание. Чем больше таких действий ребенок научится делать самостоятельно, тем раньше у него сформируется чувство собственного достоинства, уверенность в себе и своей самостоятельности. Поэтому детям так нравится выполнять упражнения по дому. Вначале они получают удовольствие от самого процесса. Чуть позже им будет важен также результат их действий.

Переливание воды. Упражнение для развития вашего ребенка. Метод Марии Монтессори.

Необходимый материал: вам понадобится поднос, прозрачная лейка (так будет интереснее смотреть малышу). На лейке должны быть отметки уровня воды. Также понадобится  сосуд, для удобства подберите сосуд с большим отверстием. Подготовьте также  чистую тряпку, чтобы протирать воду со стола, которая неизбежно разольется.

Цель выполнения упражнения: развиваем координацию движений вашего ребенка. Ребенок сможет быстрее сориентироваться в мире и чувствовать себя уверенным и самостоятельным.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению

Рекомендации по работе с материалом. Важно, чтобы на столе или там, где выполняется упражнение, был порядок и чтобы малыша не отвлекали другие предметы. Нужно поставить на стол сосуд и лейку. В лейку налить воды до необходимой отметки. Поднимите лейку, наклоните и аккуратно перелить  в сосуд. Капли воды, которые, возможно, пролились на стол протрите тряпкой. Теперь проделать операцию обратно. Упражнение выполнять до тех пор, пока ребенок не поймет, как его сделать.  Выполняйте упражнение в спокойном темпе, чтобы ребенок мог запомнить каждый этап. Дать малышу самому выполнить упражнение.

Упражнение для развития малыша. Метод Марии Монтессори. Переливание воды 2.

Необходимый материал. вам понадобится поднос. прозрачная лейка, баночки(либо другие прозрачные емкости) разных объемов, мерный стакан с маркированным краем, чистая тряпка для протирки воды.

Цель выполнения упражнения: обратить внимание малыша на разные объемы сосудов.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 4 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе с материалом. Налить в лейку чуть подкрашенной воды до отметки. Поставить мерный стакан.  Взять лейку и налить воды в мерный стакан до отметки обозначенной на мерном стакане, обратить на это внимание ребенка. Потом вернуть воду обратно в первый сосуд, а затем обратно в лейку.  Проделать это упражнение с разными емкостями.

Усложняем упражнение: на лейке около 4 единиц измерения объема воды, заострить на этом внимание. Пробовать налить себе питье. Пробовать лить пену.

Упражнение для развития малыша. Метод Марии Монтессори. Завязывание и развязывание бантов. Застегивание и расстёгивание пуговиц. Вставление шнурков в дырку, наматывание шнурков на крючки и петли. Застегивание и расстёгивание застежек на ремешкам и липучках.

Необходимый материал для упражнения: вам следует подготовить несколько деревянных рамок – для каждого упражнения свою. Для одного упражнения понадобится тесьма (чтобы авязывать банты), для другого крупные и мелкие пуговицы. Также подготовьте яркие интересные шнурки, ремешки, застежки на липучках. Все это необходимо разместить на деревянную рамку так, чтобы ребенок могу упражняться завязывать-развязывать, застегивать-расстёгивать и т.д.

Цель: научиться развязывать-завязывать банты, застегивать-расстёгивать пуговицы, различные застежки и т.д. Развивает мелкую моторику, координацию движения. Способствует уверенности ребенка в своих силах и самостоятельности.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе с материалом. Вначале мама или тот кто учит медленно и с расстановкой показывает как и что надо делать. Предполагается, что на каждой рамке будет возможность повторить действие около 5-6 раз для запоминания. ( То есть завязать и развязать 5-6 разных бантов, пуговиц и т.д). Потом ребенку дается возможность самому попробовать выполнить упражнение. Выполняете до получения результатов.

Пусть ребенок попробует выполнять действия не только на деревянных рамках, но и на своей одежде или в быту. Так вы привлечете еще больше его внимания к этому упражнению.

Упражнение для развития малыша. Метод Марии Монтессори. Чистка металла.

Необходимый материал для упражнения: подстилка на подносе, необходима маленькая бутылочка с чистящим средством для металла, вата,  ватные тампоны или кусочками наждачной бумаги, 2 чашки, специальная тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений.

Цель выполнения упражнения: научить ребенка самостоятельности, развить координацию его движений.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе с материалом. Подготовьте место и необходимые для упражнения материалы вместе со своим ребенком. Расскажите, чем вы будете с ним заниматься. Это настроит его на нужный лад.  Когда все материалы будут готовы, расставьте их все в поле видимости ребенка. Возьмите бутылочку с чистящим средством и налейте небольшое количество смеси в чашку. Заострите внимание на каждом из пунктов: ведь для того, чтобы налить жидкость, вам потребовалось отвинтить крышку, налить, завинтить крышку, поставить бутылочку на место. Далее возьмите ватный тампон и обмокните в чашку с жидкостью для чистки.  Продемонстрируйте, что вы набрали совсем чуть-чуть чистящего средства на ватку. Далее поводите по предмету, который чистите. Выкиньте грязную ватку во вторую чашку, специально для этого подготовленную.

Упражнение для развития малыша. Метод Марии Монтессори. Учим ребенка как ухаживать за срезанными цветами.

Необходимый материал для упражнения: срезанные цветы, ведерко, совок, разные вазочки  или горшочки под цветы (разного размера и формы), ножницы, лейка, тряпка, скатерть.

Цель выполнения упражнения: познакомить ребенка со способами составления букета, развить эстетический вкус, показать как должны жить комнатные растения, развить координацию движений малыша.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе с материалом. Время подготовки материалов следует сделать как можно короче, чтобы сохранить интерес ребенка перед началом упражнения. Разложить на стол срезанные цветы. Попросите своего малыша налить воды в лейку до половины.  Дайте возможность ребенку налить воды из лейки в вазу. Обратите его внимание, что цветам требуется определенное количество воды. Далее берите по одному цветку, срезайте нижние листья и стебель и ставьте по одному за другим в вазу. После того, как показали малышу, что и как нужно сделать, предоставьте ребенку проделать все то же самое, но самому. Дайте ему другую вазу, еще цветов и проследите за выполнением упражнения.

Как усложнит упражнение. Проконтролируйте длину цветка, не слишком ли глубоко посажены в вазу цветы, не пролита ли вода из вазы – тогда ее следует протереть тряпочкой. В дальнейшем можно осуществлять уход за этими же цветами для поддержания.  Можно попробовать составить композицию на подставке, в которую вставляют цветы или сделать нарядный букет к какому-нибудь празднику.

Хождение по линии.

Необходимый материал для упражнения: длинная линия/полоса или эллипс шириной 3-4 см и длиной около 4 метров или более.  Предметы для ношения: подкрашеная бутылка или стаканчик, колокольчик. Сопокойная музыка без выраженного ритма. У детей должна быть легкая обучвь на ногах, так как тяжелые сапоги или ботинки затрудняют четкое выполнение данного задания.

Цель выполнения упражнения: развить координацию движения, равновесие ребенка. Дать ребенку возможность научиться контролировать свое тело, лучше прочувствовать его, научиться концентрироваться на выполнение задания и быть в спокойном состоянии во время упражнения.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе с материалом.  Такое упражнение можно выполнять в группах. Главное, убедитесь. что дети заинтересованы и выражают готовность выполнить такое упражнение. Рассадите детей вокруг эллипса так, чтобы они сидели рядом, но не касались его ногами. Предметы для ношения должны быть тоже неподалеку – в поле зрения. Вначале продемонстируйте на своем примере как надо правильно идти по эллипсу. Обратите внимание деток на правильность постановки стопы – вдоль линии эллипса. Потом по одному вызывайте каждого ребенка. Он должен пройти также ровно. Не делайте замечания избранным детям. После того, как все детки закнчат выполнение упражнение может сделать замечания.  Будет отлично, если во время выполнения данного упражнения будет играть тихая спокойная музыка без ярко выраженного ритма, который мог бы сбить ребенка.

Как можно усложнить упражнение: Выдать предметы для ношения, которые больше по душе ребенку: баночка наполненная водй, корзинка с цветами для ношения на голове, колокольчик, зажженная свеча. Можно также дать задание, чтобы шаги были одинаковыми, или чтобы пятка одной ноги касалась носка другой ноги при передвижении.

Упражнение Тишина.

Необходимый материал для упражнения: Для этого упражнения не потребуется никаких особых материалов. Разве что место, где дети смогут побыть в тишине. Например, они могут посидеть на диване. Лучше выбрать чуть затемненное помещение.

Цель выполнения упражнения: дать возможность детям почувствовать тишину, лучше узнать себя, научиться концентрировать внимание, владеть собой, воспринимать слабые звуки.

Рекомендации по работе. Дайте возможность детям успокоиться, потом попросите их закрыт глаза и тихонечко молча посидеть.  Через несколько минут тишины позовите по одному каждого из детей, называя по имени.  Детям надо будет внимательно вас слушать, что не пропустить свою очередь.  Контролируйте,  шумят ли дети.

Как можно усложнить упражнение.  Важно, чтобы упражнение выполнялось по взаимному согласию и желанию обоих сторон. Только если у детей есть интерес, выполняйте с ними данное упражнение. Попросите детей сконцентрироваться на одном каком-то небольшом звуке, на который они раньше не обращали внимание: например, на шум дождя, пение птиц или тиканье часов.

Упражнение для приобщения ребенка к социальной жизни.

Цель выполнения упражнения: осмыслить поведение и свою социальную роль в обществе, показать различные образцы поведения при помощи многообразия языка, мимики и жестов человека.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе. Общаясь с ребенком, выясняете какие формы приветствия существуют, какие из них где уместны. Пусть ребенок сам попытается вспомнить различные формы типа «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день» и т.п. и попытается объяснить где их лучше применять. Затем разъясните ему поподробнее общепринятые нормы.

Упражнение на формирование понятий «большой» и «маленький».

Необходимый материал для упражнения:  Подготовить деревянную башенку из 10 частей – 10 различных кубиков, отличающихся по размеру. Постарайтесь подобрать размеры так, чтобы наименьший кубик был в длину 1 см, а наибольший – 10 см.

Цель выполнения упражнения: дать понять ребенку, какой из предметов «большой», какой из них «маленький», какой из предметов больше какого.

Возраст вашего ребенка: должен быть около 3 лет. Зависит от степени его развития и готовности к упражнению.

Рекомендации по работе. Соберите башню вместе с ребенком.  Строить башню следует на ковре. Лучше всего, чтобы цвет башни и цвет ковра отличался. Поставьте под низ башни самый большой кубик, далее сверху чуть меньше размером и так далее. Пусть ребенок берет кубики в руки. Обхватывая кубик руками, он сможет заметить разницу между разными кубиками.  Проведите руками вдоль башни сверху вниз – обратите внимание ребенка на равные промежутки между боковыми гранями кубиков.

Усложнение упражнения. Можно придумать множество вариаций усложнения данного упражнения. Никто не напишет так же классно, как сам автор книги. Поэтому рекомендую к прочтению книгу Марии Монтессори «Материал». Потренируйтесь на методах сравнения, например. Какой из кубиков «самый большой», какой «чуть меньше», «самый маленький», «чуть больше» и т.д.

Источник: sdelaemgenia.ru