Чтобы ребенок быстрее заговорил

Подготовка к активной речи начинается задолго до ее появления. Для того чтобы ребенок перешел от пассивного понимания слов к собственной речи, необходимы, по крайней мере, три условия: развитие общения с взрослым, насыщение слышимой речью и появление интереса к слову, становление собственной предметной деятельности.

Речь возникает и развивается как средство общения ребенка с взрослым. И,если у малыша нет потребности в общении с окружающими, если он не стремится к близким людям и не тянется к разнообразным контактам с ними, активная речь возникнуть не может.

Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственнойречи только в том случае, если она включена в общение с человеком. Звуки радио, телевизора ребенок воспринимает как посторонний шум. Восприятие речи до полутора лет необходимо определенным образом организовывать.

Взрослые не должны постоянно разговаривать со своим малышом.Попробуйте вместе послушать пластинку. Ваша сосредоточенность и интерес обязательно передадутся ему – он будет внимательно следить, как слушаете вы, и очень скоро научится слушать сам.

Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют сходную физиологическую основу.

Воспринимая речь, ребенок начинает выделять отдельные слова и различать фонемы языка – отличать близкие по звучанию слова. Для развития фонематического слуха можно проводить с малышом специальные игры.

Третье условие нормального развития речи состоит в становлениипредметной деятельности малыша и его делового сотрудничества с взрослым. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом.

Важно произносить слово отчетливо, с ярко выраженной и дажеутрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу заметил движение губ. Собственное произнесение нового слова приносит ребенку столько радости, что он начинает повторять его снова и снова и иногда даже предпочитает словесную игру желанной игрушке.

Только пройдя эти три этапа, дети полутора-двух лет начинают активнопроизносить слово в своей самостоятельной деятельности. Знакомство с новым словом. Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания.

Например, слово «клюет»: «Саша кушает, а курочка клюет, и цыплятаклюют, и воробышки клюют. Вот как они клюют. Что курочка делает? Покажи, как она клюет. » и т.п. Этот прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.

Рассматривание  картинок. Взрослый вместе с ребенком рассматриваеткартинку, на которой изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? А это кто? - спрашивает взрослый. – А что он делает? А где птичка? Покажи дерево» и пр. Если малыш молчит, можно подсказать ответ, но все же добиться, чтобыпосле этого ребенок ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными, например: «Куда пошел мальчик? Где сидит птичка?» и т.д.

Поручения, требующие ответа-действия. Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Наиболее простыми являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребенка.

Более сложными являются поручения найти и принести игрушку, находящуюся среди других (двух, потом трех). Еще более сложно найти предмет, если он лежит не на самом видном месте, а где-нибудь в стороне и поручение требует целенаправленного поиска. Последующие задания могут включать поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, а потом – мячик». Так, постепенно усложняя поручения,

можно приучать ребенка регулировать свои действия словом. Конечно, такого рода поручения можно давать только в том случае, если ребенок может и хочет их выполнять и если выполнение приносит ему удовольствие.

Звуковое обозначение  действий. Этот прием очень важен для построениязвукового образа своих действий. Он заключается в том, что любимые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Например, когда малыш рисует штрихами капли дождя, он может говорить: «Кап-кап-кап», когда бежит или танцует: «Топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком: «Тук-тук» и пр.

Речевое сопровождение  действий. Этот прием является более сложным вариантом предыдущего. Он заключается в том, что ребенок сопровождает свои действия уже не комплексом звуков, а развернутой речью.

Например: игра «Зайка».

Взрослый вместе с детьми становится в круг, поет песенку и показывает

соответствующие движения:

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой

Спектакль  игрушки. Ребенку или нескольким детям сразу показываютпростые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться.

Например, куклы бегают друг за другом, или мишка упал и заплакал, или куклапотеряла мячик и ищет его. Показ должен обязательно сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им: пожалеть мишку (как мама жалеет их), помочь кукле найти мячик и пр.

Требования к занятиям с малышом:

- они должны быть интересны для малыша и доставлять ему радость;

- заставлять ребенка делать то, что он не хочет и не может, – недопустимо;

- слова не должны быть пустым звуком, а должны обязательно опираться на

конкретные впечатления. Пассивное повторение слов не приведет к развитию активной речи; |

- занятия должны быть очень короткими – не более 3-5 мин. Дольше этого времени

ребенок от года до трех лет не может удержать свое внимание на чем-то одном.

Сроки и темпы овладения речью у каждого ребенка индивидуальны. Само по себе количество произносимых слов еще мало, что говорит о развитии речи. Важно, чтобы развитие речи шло по правильному пути. Но, если ребенок до двух споловиной лет не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить.

Источник: madou-zolushka.jimdo.com