Подготовка руки к письму

Для чего нужна подготовка руки к письму перед школой, когда в первом классе выводить «азы» и «буки» ребенка научат?

Во-первых, и это должно быть основной мотивацией, потому что требования к детям, поступающим в современный первый класс, намного выше, чем 10-20 лет назад. И хотя психологи твердят о том, что торопить события вовсе не к чему, практически все родители отдают ребенка на подготовительные курсы, нанимают репетитора или сами занимаются с ребенком. Чтобы у первоклассника не было ощущения того, что он отсталый, не успевает, как раз и необходима подготовка руки к письму. Подготовка — это полшага на пути к красивому почерку.

Во-вторых, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.

В чем заключается подготовка руки к письму и как сформировать правильную графическую моторику у ребенка? Есть несколько способов.

Подготовка руки к письму по методике Е.Н. Потаповой

Е.Н. Потапова — новатор-учитель, которая разработала свою методику подготовки руки к письму. Евгения Николаевна выделяет несколько этапов:

  • Развитие мускульной памяти.
  • Развитие тактильной памяти.
  • Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Первый этап является основным, так как именно он определяет успех дальнейшего обучения. Мускульную память педагог предлагает развивать с помощью штриховки.  Можете провести небольшой эксперимент со своим будущим первоклассником. Дайте ему заштриховать какую-нибудь фигуру.

Если во время штриховки, рука у ребенка сильно напрягается, даже может дрожать, дошкольник сильно нажимает на карандаш, так что он может сломаться — это свидетельствует о том, что рука не готова к письму. 

Вначале дети у Потаповой просто обводили трафареты с простыми геометрическими фигурами и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми составляло 5 миллиметров. Затем из полученных образцов учились создавать сюжетные картинки, и только после этого приступали к работе с предметными трафаретами.

На втором этапе, развитии тактильной памяти, использовались шершавые буквы из наждачной бумаги. Каждая буква в двух вариантах (заглавном и строчном) приклеивается в альбом. Перед тем, как воспроизвести на бумаге, ребенок букву ощупывает (не меньше 20 раз) указательным пальцем правой руки в направлении письма. Быстрому запоминанию способствовали игровые моменты. Так, «П» — про то, как Петрушка построил себе дом с очень красивой крышей, «З» — это Золушка, сбегающая по лестнице в полночь.

Третий этап позволяет закрепить полученные навыки и отработать их с помощью букв-вкладышей.

Примечательно то, что методика Е.Н. Потаповой была успешно реализована в школе Е. Ямбурга, где, помимо детей с нормой развития, учатся дети-инвалиды.

Подготовка руки к письму с помощью физических упражнений

Не стоит забывать о том, что рука также должна быть развита хорошо физически. Для этого необходимо укреплять мышечную систему с помощью ежедневного комплекса упражнений.

Стандартные общеукрепляющие упражнения включают в себя:

  • Вращения руками (в плечах, локтевых суставах и запястьях).
  • Махи прямыми руками (вперед-назад).
  • Наклоны вперед, назад и в стороны.
  • Отжимания.
  • Плавательные движения руками, лежа на животе.
  • Мостик наоборот — лежа на животе.
  • Взрослый держит ребенка за ноги, ребенок руками перебирает пол.
  • Лежа на животе отрывать от пола прямые руки и ноги и так держать несколько секунд.

Кроме этого, физическая подготовка руки к письму может заключаться и в ежедневных занятиях, которые ребенок делает не задумываясь на детской площадке или дома — карабкание по лестнице на спортивном комплексе, висение на канате, подтягивание на турникете, упражнения с мячом-эспандером, игры с мячом.

Такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, теннис, плавание, рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста, и помимо общеукрепляющего эффекта, направлены на развитие мышц руки.

Развитие мелкой моторики

Подготовка руки к письму может проходить в творческом ключе. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, оригами очень полезны для будущего первоклассника.

Вот примеры заданий, которые  можно предложить детям:

  • Угадывание букв наощупь (ребенок проводит по шершавым буквам с завязанными глазами и должен воспроизвести букву на бумаге). Усложненный вариант — вместо букв предложить какой-нибудь предмет.
  • Для упражнения потребуется резинка для волос. В резинку вставляются все пять пальцев. Необходимо движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну сторону на 360 градусов, затем — в другую. Руки необходимо чередовать.
  • Игра «Повтори фигуру». Взрослый и ребенок садятся друг напротив друга. Взрослый показывает с помощью пальцев какую-нибудь фигуру. Ребенок должен ее повторить. Задача усложняется тем, что ребенок должен продублировать фигуру зеркально.
  • Игры с лабиринтами, бродилками.
  • Рисование на манной крупе.
  • Выкладывание фигур с помощью пуговиц. Вначале фигуры выкладывает взрослый, ребенок за ним повторяет.

Помните, что своевременная подготовка руки к письму — гарантия того, что ребенок не будет испытывать трудностей при обучении письму в школе. 

Материал подготовила Даниленко Мария. 

Источник: www.deti-club.ru