Особенности развития памяти у дошкольников

В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и верно направлять, контролировать её развитие. Память ребенка нуждается в регулярных тренировках, особенно в свете подготовки к первому классу школы.

Проблемой памяти у детей активно занимался один из столпов отечественной и мировой психологии Л.С Выготский. В экспериментах по изучению детской памяти Выготский наблюдал, что дети как бы заново изобретают первобытные, изначальные способы запоминания информации (узелки, насечки и т.п. то есть формируют свою систему условных знаков для упорядочивания запоминаемого) и что этот процесс проходит более - менее аналогично у множества детей, то есть носит универсальный характер.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, изначально преобладает непосредственная память, не подкрепленная ассоциациями, осмыслением. Увеличение же доли произвольного запоминания, сопровождаемого усилием со стороны человека, возрастает во многом благодаря культурному и образовательному воздействию на человека, благодаря расширению его ассоциативного поля.

В соответствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды памяти.

1. Традиционно разделяют память на кратковременную, долговременную и оперативную. Физиологический механизм кратковременной памяти отличается от такового у долговременной, именно поэтому мы, как правило, не помним в деталях мелкие события повседневной жизни. У ребенка дошкольного возраста необходимо тренировать все виды памяти. Тренировка долговременной памяти развивает эрудицию ребенка и прививает ему способность систематизировать усвоенное, тренировка кратковременной – повышает качество и объем воспринимаемой информации за заданный промежуток времени (что непосредственно связано с успешностью усвоения школьной программы в дальнейшем), тренировка оперативной – способность выполнять повторяющиеся действия, действовать согласно алгоритму.

2. По участию воли в акте запоминания память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольно запоминается больше информации, нежели при волевом усилии. Непроизвольно запоминается что-то яркое, интересное, необычное. Именно поэтому рекомендуют многие развивающие упражнения для детей этого возраста организовывать в игровой, занимательной форме. Так ребенок сможет запомнить, а главное – усвоить заметно больше информации, нежели при сухом, «урочном» изложении.

Упражнения на развитие произвольной памяти – одни из необходимых в дошкольном возрасте. Непроизвольная память – это память естественная, при непроизвольном запоминании объекты знания запечатлеваются без усилий со стороны человека. Следовательно, экономятся силы ребенка. Однако тренировка произвольной памяти сильнее развивает ребенка интеллектуально.

3. Память также разделяют на опосредованную и непосредственную. Непосредственное запоминание – это запоминание механическое. Оно происходит без участия мышления, понимания. Опосредованное – то, которое сопровождается определенным мозговым усилием. Этот тип запоминания имеет свои плюсы и минусы. Плюсы непосредственного запоминания – отсутствие напряжения при запоминании. Минусы – неосмысленность.

У ребенка в возрасте 5-6, как было сказано выше, всё ещё преобладают непосредственные процессы запоминания. Именно поэтому дети с необъяснимой порой для взрослых легкостью запоминают большие объемы информации. Этим надо умело пользоваться – расширять его словарный запас, обучать иностранным языкам, запоминать фактические данные об окружающем мире. Всё это знания, которые не требуют (поначалу) осмысления. Взрослые, как правило, запоминают новые сведения, знания, опосредованно, логически и ассоциативно связывая их со своим предыдущим опытом. У взрослых людей это сознательный процесс. Именно поэтому, например, взрослому человеку довольно трудно изучить иностранный язык с нуля – большое количество «сухой», не требующей осмысления информации(«зубрение» лексических единиц) взрослый осваивает в трудом.

4. Память бывает двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально весьма дифференцирован – у каждого человека, и ребенка в том числе, имеется преимущественный сенсор для запоминания. Кто-то лучше запоминает картинки, а кто-то звук. В соответствии с этим людей уже с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики ), довольно редок среди детей.

Мышление и память. Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Для взрослого припоминание зачастую механический процесс, так как запоминание базируется на готовых схемах, но при этом включается в логические связи, осмысляется. У ребенка же эти процессы проходят совершенно иначе - запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда - мыслительный акт.

Преобладание у детей конкретно - образного мышления определяет и тип упражнений, тренирующих память. Даже самые абстрактные понятия, скажем, запоминание чисел, усваиваются лучше, если ребенок соотносит это с некими конкретными, желательно знакомыми и яркими образами.

Виды и типы упражнений на развитие памяти у ребенка. Среди основных видов - упражнения на сходство и различие, на установление причинно-следственных связей, на установление ассоциаций.

Кратковременную память тренируют упражнения на воспроизведение увиденного/услышанного, на воспроизведение последовательности или количества предметов. Долговременную – задания на упорядочивание и систематизацию предметов/явлений, сравнение.

Важно также тренировать ассоциативное мышление. Тренировка ассоциаций – это установление связей предметов или явлений по сходству, смежности, контрасту. Иногда ассоциация не имеет прямого логического объяснения и связана с личным опытом человека, в нашем случае ребенка. Простой пример – скажем, ребенок хорошо запомнил поход в музей, потому что он расположен в красивом здании, с лепниной на потолке и т.д, или потому что после музей его отвели в любимое кафе. Чтобы развить осознанную, опосредованную память, необходимо продемонстрировать ребенку механизмы «связывания» информации, включения его в свой опыт. Среди таких упражнений, например, следующее – дается некое слово, и ребенку нужно назвать все слова, которые, как он считает, связаны с заданным. Или, напротив, дается слово и несколько других, не имеющих явного сходства или смежности с ним. От ребенка в данной ситуации требуется определенный творческий акт, он должен связать слова, опираясь на свой личный опыт. Скажем, «деревня» и «самолет» ребенок вполне может связать ассоциативно, потому что летом, отдыхая у бабушки, часто видел в небе пролетающие самолеты.

Необходимо помнить о том, что одну из ключевых ролей в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного. Это научно доказанный факт, и посему любая информация, поданная ребенку, должна быть повторена с определенной периодичностью несколько раз.

Значение для развития памяти также имеет и рацион питания ребенка. Недоедающие дети, не получающие необходимое количество питательных веществ, запоминают новую информацию хуже. Нужна богатая белками (именно по этой причине не рекомендуется прививать в раннем детстве вегетарианство ) и сахарами пища (но не переедание), витаминные добавки. Кроме того, интеллектуально сложные занятия с ребенком желательно проводить короткими отрезками, по 15-20 минут, с последующим переключением ребенка на другой вид активности. В связи с этим ребенок должен обязательно получать физические нагрузки, «разгружаться» от интеллектуальной деятельности при помощи двигательной активности. Активные игры и физкультура способствуют лучшему кровоснабжению мозга.

Многие ученые полагают, что наивысший скачок развитие памяти совершает именно в дошкольном возрасте. От того, как родители и воспитатели ребенка используют ресурсы для заполнения лакун, пустот в памяти ребенка, этой «чистой доски», будет во многом зависеть его дальнейшее развитие.

Источник: superpredki.ru