Тренинг

«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: Выработка и принятие родителями механизмов и принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «гиперактивный ребенок».
  • Обозначить актуальные проблемы детско-родительских отношений участников тренинга.
  • Выработать умения у родителей взаимодействия с гиперактивным ребенком.
  • Актуализировать навыки коммуницирования (активное слушание, Я-высказывания, отзеркаливание и пр.)

Ход занятия .

I. Вводная часть

1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем правым плечом;
  • танцуем левым плечом;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • танцуем носом;
  • танцуем губами;
  • танцуем лицом;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • исключаем из лицо;
  • танцуем губами;
  • остановились;
  • повернулись;
  • улыбнулись!

II. Основная часть

2. Мини — лекция: «Что такое гиперактивность».

Цель: дать понятия гиперактивности, познакомить с причинами и проявлениями гиперактивности.

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования.

«Активный» – от латинского «activus» – деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого «hyper» – над, сверху – указывает на превышение нормы. Многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Гиперактивность характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться, «как будто бы к ним прикрепили мотор». Избыточная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Проявляется также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Возможно сочетание чрезвычайной двигательной активности и деструктивного поведения.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Без разрешения может вставать с места во время занятия, вклиниваться в разговор или работу находящихся рядом людей. Во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Нарушения концентрации внимания являются причиной плохого выполнения задания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи.

Отвлекаемость. Гиперактивные дети отвлекаются на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения задания.

После поступления в школу проблемы гиперактивных детей, как правило, значительно усиливаются. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

В коллективе такой ребенок служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.

Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Большинству таких детей свойственны малая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладает гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней мере нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, не взирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

По данным исследований, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и белее чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Необходимо учитывать, что длительное протекание процесса развития центральной нервной системы начинается в период внутриутробного развития, но продолжается в течение ряда лет после рождения, обеспечивает высокую пластичность мозга и значительные компенсаторные возможности в случаях его ранних повреждений.

3. Игра «Липучки».

Цель: снять межличностные барьеры, сплотить группу.

Инструкция. Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет «Стоп, по двое руками», вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем.

Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела.

В конце игры ведущий может разбить группу на микрогруппы и оставить в таком составе для дальнейшей командной работы.

4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».

Цель: определить характерные особенности гиперактивного ребенка.

Группа в ходе предыдущей игры уже поделена на 3 — 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (см. Приложение) на которой перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая группа зачитывает характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Как вариант проведения упражнения, каждая подгруппа выбирает три наиболее ярких характеристики гиперактивного ребенка, которые записывает на полосках бумаги.

После того, как портрет ребенка составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на стенде.

5. Мини — лекция: «Как помочь гиперактивному ребенку».

Цель: обозначить направления коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятия, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать ему жетоны, которые в течении дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры, совместное чтение, в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

6. Упражнение «Инструкция».

Цель: способствовать развитию внимания, умения четко формулировать указания.

Ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего – в течении одной минуты дать четкие указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.

Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, сверить их с эталоном.

После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими выполнена инструкция водящего, выявляют причины неточного выполнения задания и совместно формулирую четкую, лаконичную инструкцию.

Затем участники отрабатывают в парах навык четкой формулировки указаний.

Каждый участник рисует на листе любую несложную картинку. Затем один играющий дает второму указания, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивается с первоначальным вариантом. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение. Каждый участник, по очереди, отвечает на вопросы: удалось ли выполнить задание партнера, что помогало и что мешало его выполнении.

7. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми».

Цель: познакомить с особенностями проведения игр с гиперактивными детьми.

При подборе игр, особенно подвижных, следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

В качестве индивидуальной работы можно использовать игры: «Разговор с руками», «Археология».

Коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др. описание отдельных игр представлено в раздаточном материале.

8. Игра «Маленький зверек».

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение. Ведущий задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течении его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно три минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

III. Заключительная часть

9. Обратная связь

Цель: подведение итогов, формулировка запросов на следующее занятие.

Участники заполняют анкету.

«Мы сегодня очень хорошо занимались. Молодцы!

Мы расстаемся до следующего занятия»

Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми

«Клубочек» (Г.Д.Черепанова)

Цель Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек  яркую  пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой клубочек, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Примечание Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он будет просить  взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся»

«Разговор с телом» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

Цель Обучить ребенка владеть своим телом.

Содержание Ребенок ложиться на пол на большой лист бумаги. Взрослый карандашом  обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и беседует: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др. Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

«Археология»

Цель Развитие мышечного контроля.

Содержание Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее.

Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки.

При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется  своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

«Послушай тишину» (Г.Д.Черепанова)

Содержание По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате,  кричать  и т.п. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

«Броуновское движение» (Ю.С.Шевченко)

Цель Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные  мячики. Детям сообщают правила игры: мячи на должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Час тишины и час «можно»» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

Цель С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний,  которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит).

Ребенок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый –  способ управлять его поведением.

Содержание Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным  делом, в группе будет час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.п.

Примечание «Часы» нужно чередовать, чтобы они стали привычными в вашей группе.

Заранее оговаривайте с детьми, какие конкретные действия разрешены, а какие  запрещены.

«Расставь посты» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

Цель Игра развивает навыки волевой регуляции, воспитывает у ребенка способность

концентрировать свое внимание на определенный сигнал.

Содержание Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда  командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном порядке (линейка, круг, по углам и т.п.)

«Пожалуйста»

Цель Игра учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида  деятельности на другой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что  он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слово «пожалуйста».

Примечание Вместо слова «пожалуйста» можно использовать и другие, например:  «Чебурашка просит» и т.д.

Можно ввести дополнительное условие: кто ошибется, тот выходит на середину  круга и выполняет какое-нибудь задание (попрыгать на одной ножке и т.п.)

Источник: dou70.ru