ОПЫТ БАЗОВОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ РАЗЛИЧНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Доктор педагогических наук, профессор Л.С. Дворкин

Кандидат педагогических наук А.А. Хабаров

Кандидат биологических наук, профессор В.В. Лысенко

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе [1, 2, 4, 5, 7, 8,10, 11, 14, 15--19, 20, 21, 23, 25, 28, 32, 34, 40].

Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использовани ем различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [8, 9, 11, 16, 17, 23, 26, 31, 33]. Вместе с тем нет единого мнения относительно использования отягощений для тренировки силы, особенно в детском и подростковом возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным использовать любые отягощения в этих возрастных периодах [25, 31, 36, 39, 40]. Есть мнения, что дозированные отягощения могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [18, 21, 33, 37 и др.].

Однако проблема, по нашему мнению, состоит не только в том, можно или нельзя давать тому или иному юному атлету те или иные отягощения. Если будет получен ответ на вопрос: "Как надо тренировать спортсмена, применяя те или иные отягощения без ущерба для здоровья?", то занятия с тяжестями могут использовать практически все здоровые люди без ограничений. Ведь тяжесть - это и 500 г, и 5 кг, и 100 кг [15, 16, 18].

Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы атлету поднять отягощение даже среднего веса, ему необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. Следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека [2,5,12, 14, 21, 25, 27, 29, 35, 38].

На этой основе стало возможным углубить и расширить методологию силовой подготовки учащихся 1-10-х классов, а также конкретизировать систему многолетней тренировки детей и подростков в силовых видах спорта. Все это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе [5, 13, 38].

В программе по физическому воспитанию учащихся1-11-х классов 1993 года в содержании уроков физкультуры предусмотрено выполнение двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной) [38]. Согласно данной программе освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо для каждого ученика с 1-го по 11-й класс. Базовый компонент, иначе называемый ядром, по мнению В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона [38], составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

Вместе с тем в этом базовом компоненте программы по физическому воспитанию учащихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток данной программы. Создание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.

Исследования А.Н. Воробьева [11], Ю.В. Верхошанского [8-10] и др. показали, что упражнения с отягощениями обеспечивают возможность более выраженного проявления скоростной силы мышц. Исходя из этого нами были выделены две группы упражнений с отягощениями, которые можно было использовать при базовой физической подготовке.

К первой группе (I) отнесены отягощения от 60 до 80% от максимального результата, поднимаемые от 3 до 5 раз в одном подходе.

Ко второй группе (II) отнесены упражнения, выполняемые с весом штанги 30-50% от максималь ного. Эти отягощения, поднимаемые от 8 до 12 раз в одном подходе (табл. 1), позволяют преимуществен но увеличивать мощность работы мышц в условиях относительно небольшого внешнего сопротивления.

Тренирующий эффект от воздействия этих двух групп упражнений с отягощениями на развитие специальных физических качеств атлетов зависит от правильного определения объема и длительности выполнения силовой работы [19, 20, 33, 37]. С учетом этого было предложено следующее количество подъемов штанги.

Первый вариант экспериментальной нагрузки: 1. Приседания со штангой на плечах: 80% от максимального - 3 подъема, 70% - 4 и 60% - 5 подъемов в одном подходе. 2. Выпрыгивание со штангой на плечах из исходного положения полуподсед: 80% - 4 повторения, 70% - 6 и 60% - 8 повторений в одном подходе.

Второй вариант экспериментальной нагрузки: 1. Приседание со штангой на плечах: 50% - 6 повторений, 40% - 8 и 30% - 10 повторений в одном подходе. 2. Выпрыгивание со штангой на плечах из исходного положения полуприсед: 50% - 8 повторений, 40% - 10 и 30% - 12 повторений в одном подходе.

Во всех случаях планировалось 4 подхода к штанге за одну тренировку (не считая разминочных и контрольных весов).

В третьем варианте педагогического эксперимента в равной степени сочетались первый и второй варианты тренировочной нагрузки.

В период педагогического эксперимента (в течение 12 недель) все юные атлеты тренировались по единой программе (в соответствии с планом, разработанным для юных спортсменов различной специализации). Каждая из трех подгрупп тренирова лась отдельно. Продолжительность тренировочных занятий была от 90 до 110 мин. Экспериментальные упражнения включались в тренировочные занятия два раза в неделю (во вторник и субботу). Нагрузка в экспериментальных упражнениях в той или иной подгруппе была точно такая же, что и у юных штангистов. В группах тяжелоатлетов и легкоатлетов было 72 человека (по 36 в каждой), которые, в свою очередь, были разделены на три подгруппы по 12 человек. Педагогический эксперимент проводился в течение двух лет в несколько серий. В каждой серии принимали участие только новые испытуемые.

Два экспериментальных упражнения для тяжелоатлетов и легкоатлетов включались непосредственно в основную тренировку. Каждое упражнение вводилось в тренировочный процесс через одну тренировку (табл.1). Следовательно, в течение 12 недель упражнения в приседании и выпрыгивании со штангой на плечах повторялись во всех вариантах на 6 тренировках.

Ниже приводится пример недельного тренировочного цикла группы юных тяжелоатлетов.

Понедельник

Разминка - 15 мин (спортивная ходьба, бег в умеренном темпе с ускорениями на 5, 10 и 15 м -- 5 мин, общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении и на месте, имитация техники рывка).

Основная часть. Приседание со штангой на плечах (экспериментальное упражнение):

для первой подгруппы: 40х5х2; 50х5х1; 60х4х1; 80х3х4;

для второй подгруппы: 30х5х2; 40х5х2; 50х6х4;

для третьей подгруппы: 40х5х2; 50х5х1; 60х4х1; 80х3х4.

Пятница

Разминка - 15 мин (спортивная ходьба, бег в умеренном темпе с ускорением на 5, 10 м - 5 мин, ОРУ в движении и на месте, имитация техники рывка и толчка от груди - 10 мин).

Основная часть. Выпрыгивание со штангой на плечах из полуподседа:

для первой подгруппы - 40х10х2; 50х10х2; 60х8х4 ;

для второй подгруппы - 20х10х4; 30х12х4;

для третьей подгруппы - 40х4х1; 50х4х1; 60х4х1, 70х4х1; 80х4х4.

Исходные показатели базовой силовой подготовки. Для того чтобы сравнить результаты юных тяжелоатлетов и легкоатлетов в педагогическом эксперименте, мы решили взять в качестве контрольных тестов такие упражнения, которые бы, во-первых, позволили получить объективную картину развития скоростно-силовых и силовых качеств школьников 12-14 лет и, во-вторых, дали возможность сравнить показатели прироста этих качеств в ходе педагогического эксперимента, проводимого с участием юных атлетов, занимающихся разными видами спорта. Такими упражнениями являются прыжки в длину и в высоту с места - стандартные тесты, которые дают наиболее корректную информацию о развитии скоростно-силовых качеств спортсменов. Силовые показатели юных атлетов оценивались при выполнении приседания со штангой на плечах.

Прыжок в длину с места. В этом упражнении на первом контрольном испытании более высокие результаты были показаны юными тяжелоатлетами всех возрастных групп. Так, 12-летние штангисты показали результат на 5 см лучшен, чем юные бегуны на короткие дистанции. В то же время, если судить по коэффициенту вариации, внутригрупповой уровень развития скоростно-силовых качеств у юных тяжелоатлетов был также более ровным, чем у легкоатлетов (соответственно Y = 7,9, m = 9,9 %).

13-летние тяжелоатлеты прыгали в длину с места дальше своих сверстников - юных легкоатлетов и 12-летних штангистов (табл. 3) - соответственно на 2 и 7 см. Как видно, разница в исходных результатах в прыжках в длину с места у 13-летних тяжелоатлетов по сравнению со сверстниками-легко атлетами оказалась меньше, чем у 12-летних спортсменов. Причем юные легкоатлеты 13 лет превзошли своих12-летних коллег по спорту даже на большую величину, чем тяжелоатлеты, - на 10 см (табл. 3).

Представляет интерес и тот факт, что в данном возрасте более выражен разрыв в индивидуальных показателях развития скоростно-силовых качеств, чем у 12-летних спортсменов.

Так, у тяжелоатлетов коэффициент вариации в прыжке в длину с места составил 9,4%, а у легкоатлетов - 10,2%. В 14-летнем возрасте наблюдается более выраженный прирост результатов в прыжке в длину с места, чем у юных атлетов младших возрастных групп: юные тяжелоатлеты показали в этом упражнении результат на 8 см лучше, чем 13-летние, и на 15 см - чем 12-летние спортсмены.

Юные легкоатлеты 14 лет показали также более высокие результаты по сравнению с 13- и 12-летними школьниками (соответственно на 7 и 17 см), т.е. если у 13-летних подростков разница в результатах штангистов и легкоатлетов небольшая, то этого нельзя сказать о 12-летних юных атлетах. В целом абсолютные показатели в этом упражнении у юных штангистов были выше (хотя и недостоверно) по сравнению с показателями юных легкоатлетов.

В этой связи можно предположить, что более насыщенная тренировка с тяжестями дает более выраженный эффект в приросте скоростно-силовых качеств в подростковом возрасте.

Прыжок в высоту с места - еще одно упражнение, позволяющее оценить скоростно-силовые качества юных атлетов. В 12-летнем возрасте юные штангисты показали результаты, недостоверно превышающие показатели в этом упражнении у легкоатлетов (на 1,5 см). Коэффициент вариации у тех и других спортсменов также мало отличался. В 13 лет результаты в прыжке в длину с места возросли у всех испытуемых спортсменов (табл. 4): у юных штангистов - в среднем на 5,2 см, а у их сверстников-легко атлетов - на 4,5 см. В старшей возрастной группе - 14 лет - отмечается дальнейший прирост результатов: у тяжелоатлетов 14 лет по сравнению с 13-летними - на 1,4 см, у легкоатлетов - на 2,3 см. Следовательно, мы можем констатировать тот факт, что, как и в первом контрольном упражнении, подтверждается тенденция прироста скоростно-силовых качеств у подростков с 12 до 14 лет независимо от занятий спортом. Некоторое (недостоверное) преимущество в результатах, отмечаемое у юных тяжелоатлетов, мы связываем с воздействием специализированных тренировок с тяжестями.

Приседание со штангой на плечах. В этом упражнении оценивались силовые возможности подростков. Задача состояла не в том, чтобы доказать, что юные тяжелоатлеты выглядят более сильными в этом упражнении, чем их сверстники-легкоатлеты, которые специально силовыми упражнениями с тяжестями в таком объеме не занимаются. Поэтому мы не будем сравнивать абсолютные результаты юных штангистов с таковыми у легкоатлетов.

12-летние штангисты показали в этом упражнении результат 63,2 кг, что на 16 кг меньше по сравнению с 13-летними тяжелоатлетами. В свою очередь, 13-летние уступили 14-летним атлетам 5 кг. Следовательно, наибольший прирост силы ног у юных тяжелоатлетов наблюдается между 12 и 13 годами. У легкоатле тов результаты в этом упражнении были значитель но скромнее. 12-летние в приседании со штангой на плечах показали результат, равный 48,3 кг. У 13-летних результаты были выше по сравнению с предыдущим годом на 6,3 кг и уступали результатам 14-летних подростков на 7 кг.

Таблица 1. Планирование тренировочной нагрузки в период педагогического эксперимента

Источник: lib.sportedu.ru