Развитие речи у детей

Общее понятие о детской речи

Речь – способность человека выражать свои мысли при помощи слов, фраз и предложений. Люди уже рождаются со способностью издавать определённые звуки. Но умение говорить появляется значительно позже. Другое дело, что ускорить развитие, детской речи можно. Согласно результатам исследований, проведёнными учёными с мировым именем, лучше всего заниматься обучением ребёнка, начиная с 2-х месяцев. Именно в этот период, вплоть до 6-ти летнего возраста запоминается и усваивается практически любая информация. Многие из малышей начинают говорить уже к двум годам. А ближе к трём словарный запас у детей увеличивается до такой степени, что они могут повторять за взрослым слова и предложения, выражать свои желания, потребности, мысли, осознанно отвечать на вопросы о том, что они запомнили, к примеру, после рассказанной сказки и т.д.

И в этой статье речь детальнее речь пойдет о таких аспектах развития речи у детей:

  1. Развитие речи в раннем возрасте
  2. Упражнение на развитие речи в раннем возрасте
  3. Развитие речи у детей в годовалом возрасте
  4. Развитие речи у детей от 2-х до 3-х лет
  5. Упражнения для развития речи в 2-х -3-х летнем возрасте
  6. Исправление речи ребёнка родителями
  7. Гимнастика для маленького язычка

Развитие речи в раннем возрасте

Как известно, развитие речи малыша непосредственно связанно с его мышлением. Поэтому, как уже оговаривалось выше, развитие детской речи в раннем возрасте является очень важным мероприятием. Что же подразумевается под ранним возрастом? Это детки до года. Конечно, с этим возрастом у многих мам связано много впечатлений. Особенно бесконечный плач и крик их малыша. Но ведь именно крик ребёнка сигнализировал о том, что ему нужна помощь от родителей: он голоден, замёрз, ему жарко, намочил свою пелёнку, заболел и т.д. Обычно подобный плач прекращается, как только причина, вызвавшая его, будет ликвидирована. Таким образом, со временем мамы начинают распознавать по характеру звуков, что же хочет их дитя.

Уже с трёх месяцев, малыш начинает издавать такие звуки: «ау», «гу», «агу». Вот так и начинается совершенствоваться развитие детского речевого аппарата. В это время с малышом нужно чаще разговаривать, сопровождать все действия пояснениями. С точки зрения психологии, карапуз быстрее развивается во время прослушивания музыки. Поэтому можно не только рассказывать и комментировать все действия, которые происходят с ребёнком, но и напевать при этом весёлые песенки (это способствует не только развитию речи, но и совершенствует память).

В пол года маленький знайка уже может издавать слоги, которые в будущем превратиться в слова: «ма», «ба», «та» и т.д. После 6-7 месяцев малыш уже говорит такие слова, как: «ава», «бух», «ам» и т.д.

Упражнение на развитие речи в раннем возрасте

Для того чтобы ребёнок запоминал короткие слоги, нужно с ним играть и проговаривать все возможные слова с обязательным пояснением. В качестве отличного упражнения, можно использовать следующее: малыша нужно усадить перед собой (лицом к лицу), мама должна подготовить краски (желательно пальчиковые) и большой лист бумаги (ватман). Разместить все нужные атрибуты лучше всего на полу. Мама начинает рисовать домик и говорит: «В домике жила девочка по имени «ма» (во время рисования мама берёт руку малыша, окунает в краску и рисует, держа в своих руках его ручку). У девочки была старые «ба» и «де». Очень часто «ма» ходила в гости к мальчику «па». И вот однажды….

Вариантов историй будет множество. В результате такого занятия ребёнок будет: заинтересован игрой, разовьёт свои творческие способности в результате рисования, а также задействует мелкую моторику рук, которая имеет непосредственное влияние на развитие детской речи. Можно также играть больше в пальчиковые игры. Например, хорошая игра: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Пальцы-братцы» и т.д.

Развитие речи у детей в годовалом возрасте

В год малыш уже может отвечать на вопросы, например, «как лает собачка?» — «ав-ав», «как гогочет гусь?» — «га-га» и т.д. Пришло время малыша познакомить с первыми книжками. Конечно, лучше всего сделать такую книжку самостоятельно (если мама умеет шить) из ткани, пуговиц, шнурков. Причём никто родителей не ограничивает в творчестве. Окошки в домике могут открываться, двери держаться на липучках, а подушки на кровати — содержать мелкие зёрнышки крупы (гречки, пшена). Ребёнку не только будет интересно изучать такую книжку, но и одновременно он получить удовольствие оттого, что многие картинки можно потрогать на ощупь. Книжки ручной работы можно показывать совместно с другими книгами, содержащие небольшие четверостишия и яркие картинки. Обычно малыш выбирает одну определённую книжку и читает её много раз. И в первом и втором случае у ребёнка развивается мелкая моторика рук. А через какое-то время, мама случайно услышит, как её ребёнок тихонько произносит этот стишок.

Развитие речи у детей от 2-х до 3-х лет

К двум годам слов, произносимых карапузом слов, становится больше. Многие дети в 2 года способны запомнить огромное количество информации. Например, выучить наизусть такие длинные сказки, как «Муха Цокотуха», «Доктор Айболит» и т.д. (Чуковский просто идеальный вариант для запоминания). Не редко малыш сам придумывает слова, которых в природе не существует, к примеру, «тевилизер», «копатка» и т.д. Если опять вернуться к психологии, это за этим выдумыванием стоит нестандартное мышление (возможно, что ребёнок будет в будущем творческой личностью). Можно даже составить словарь таких слов и вместе с ребёнком попробовать придумать аналогичные варианты. Однако ребёнка следует предупредить, что таких слов не бывает и правильно произносить нужно так-то.

Упражнения для развития речи в 2-х -3-х летнем возрасте

Главное при развитие речи - постоянное общение с ребенком

Лучший способ научиться говорить правильно, это обучение ребёнка скороговоркам. Например, «Купили каракатиц, кружевное платьице. Ходит каракатица, Хвастается платьицем». Ещё: «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы две недели. Карамель на мели ели», а также «Встретил в чаще еж ежа: Как погода, еж? Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа». Эти скороговорки лучше всего изучать в игровой форме, например, с использованием игрушек или кукол, которые надеваются на руку (можно даже разыграть перед малышом целое театральное представление).

Исправление речи ребёнка родителями

В случае если малыш не произносит какие-то буквы, особенно такие сложные, как «р», говорит слова, заменяя его на «л» или просто пропускает, то, по мнению психологов, родителям не нужно давить на ребёнка, заставляя неоднократно повторять слова с эти звуком. В противном случае, ребёнок может отказаться вообще его говорить. Лучше всего поправить малыша ненавязчиво. Обычно такие «фифекты» дикции проходят к пяти годам. Больше играйте и разговаривайте с ребёнком. Придумывайте совместно сказки. Или читайте какую-то одну историю, не заканчивая её, а малышу предложите придумать конец. Также можно делать специальную языковую гимнастику.

Гимнастика для маленького язычка

Слова нужно подтверждать действием. Один из родителей садится рядом с малышом и начинает говорить и выполнять задание, а ребёнок должен будет их повторить. Игра в «язычок»: «язычок пошёл гулять (нужно открыть рот и высунуть язык), он водичкою умылся (языком нужно провести по губам), расчесался (нужно провести языком, задевая верхние и нижние зубы, периодически высовывая его), влево, вправо посмотрел (языком повернуть вправо и влево), вдруг споткнулся и упал (высунуть язык вниз), поднялся (поднять вверх), и пошёл домой спать (спрятать язык).

Источник: ipregnancy.ru