Учебно-методический материал по физкультуре по теме:

Достичь современных спортивных результатов нель­зя без высокой специальной физической подготовки. Про­явление мышечной силы характерно для любой спортив­ной специализации, от уровня ее развития зависит раз­витие и проявление целого ряда других физических ка­честв и способностей спортсмена, поэтому такое большое место в процессе физической подготовки отводится вос­питанию специальных силовых качеств.

Надо отметить, что, несмотря на высокое физическое развитие современных чемпионов и рекордсменов, чело­век находится в начале пути совершенствования своих фи­зических качеств, и в первую очередь мышечной силы. Так, по данным исследования О. А. Суханова, использо­вавшего математический анализ при изучении достиже­ний штангистов за последние 40—50 лет, в будущем (при условии приближения уровня развития мышечной силы человека к уровню развития силы животных, близких к человеку хотя бы по весу тела) возможен еще более высокий рост результатов, которые сегодня кажутся фе­номенальными.

Изучение специальной научно-методической литера­туры и опыта спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешенных вопросов методики воспи­тания мышечной силы у спортсменов, уже обладающих высоким уровнем физической подготовленности.

В настоящее время наиболее полно изучены средства и методы воспитания максимальной мышечной силы без­относительно к спортивной специализации и квалифика­ции спортсменов. Что же касается вопросов методики развития скоростно-силовых способностей у высококвалифицированных спортсменов применительно к виду спорта, то они более детально разработаны только в тяжелой атлетике и от­дельных видах легкоатлетических метаний и прыжков.

Не решен полностью вопрос методики воспитания скоростно-силовых способностей во взаимосвязи с динамикой массы тела в процессе развития максимальных и относительных ее величин. В современной методической литературе конкрет­ные случаи взаимосвязи процессов воспитания скоростной силы и динамики веса тела раскрыты недостаточно полно.

Важной проблемой, требующей безотлагательного

методического     решения,     является      интенсификация

средств скоростно-силовой подготовки, то есть

увеличение выполнения объема тренировочной работы,

с интенсивностью,  стимулирующей    рост    специальной подготовленности в ходе всего годичного цикла тренировок. В предлагаемой    курсовой работе    вопросы    интенсификации раскрываются на примере воспитания необходимых силовых качеств у спортсменов различной специализации, что позволит

открыть новые пути повышения уровня спе­циальной подготовленности в целом.

В спортивной практике, как правило, при физической подготовке применяется комплексный    подход, то есть в ходе тренировочного процесса уделяется внимание воспитанию «комплекса» необходимых    спортсмену    физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), при этом каждое физическое качество совер­шенствуется преимущественно в отдельности.

Такая методика оправдывает себя при работе   с   начинающими спортсменами, когда необходимо в процессе физической подготовки создать хороший «фундамент» разносторонней физической подготовленности, и степень развития одного физического качества положительно влияет на рост других. Однако по мере повышения спортивного мастерства начинает четко проявляться отрицательное влияние одного физического качества на другое,   в   особенности при развитии мышечной силы, быстроты, выносливости. Данная закономерность, наблюдаемая, как правило, в процессе  подготовки высококвалифицированных спортсменов  получила название «диссоциации» ведущих физических качеств.

В данной книге показано, что методика воспитания скоростной силы, как и любого другого физического качества, вклю­чает в себя следующие методические компоненты: средст­ва, методы, режимы работы мышц, величину преодолева­емого сопротивления, интенсивность выполнения упражне­ния, максимальное число повторений упражнения в одном подходе, характер и длительность отдыха между подхода­ми. Важно обратить внимание на то, что все перечислен­ные компоненты методики находятся в тесной взаимосвя­зи и взаимообусловленности. Если в процессе скоростно-силовой подготовки будет упущен хотя бы один из тех компонен­тов, может не только резко снизиться ее эффективность, но и измениться характер скоростно-силового развития, в особен­ности при работе со спортсменами, уже достигшими высо­кого уровня физической подготовленности. При раскрытии отдельных компонентов методики даются принципиально новые рекомендации, касающиеся методов, средств, ре­жимов работы мышц, величины преодолеваемых сопротив­лений и интенсивности выполнения упражнений, в особен­ности при воспитании взрывной силы и отчасти стартовой силы.

Тренировочный процесс, как известно, делят на три принципиально разных по задачам, характеру и объему тренировочной работы периода — подготовительный, со­ревновательный и переходный. В зависимости от спе­циализации они могут охватывать годичный или полу­годичный цикл спортивной подготовки. В каждом пери­оде в зависимости от его направленности ставят строго определенные задачи и перед скоростно-силовой подготовкой. Осо­бенно это важно для спортсменов высших разрядов, по­скольку дальнейшее повышение уровня их физического развития требует более дифференцированного подхода к специальной силовой подготовке.

В начале подготовительного периода необходимо вос­становить уровень достигнутых ранее скоростно-силовых показа­телей и только после этого переходить к дальнейшему развитию качественно новых скоростно-силовых возможностей спортсмена.

В соревновательном периоде стоит задача — на протя­жении всего периода удержать достигнутые в подготови­тельном периоде наивысшие показатели силового разви­тия.

Цель переходного периода тренировки — сохранить на достаточно высоком уровне развития наименее устой­чивые параметры силовых качеств.

Таким образом, для силовой подготовки спортсменов

высших разрядов характерны три момента:

  1. Развитие скоростной силы.
  2. Удержание определенного уровня ее  развития.
  3. Восстановление скоростной силы.

В предлагаемой работе отдельные разделы посвящены раскрытию методики восстановления, развития и удержа­ния скоростной силы в процессе воспитания специальных силовых качеств у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта (легкоатлетические метания, прыжки, бег на короткие дистанции, тяжелая атлетика, различные виды единоборств и др.), в видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости (бег на средние и длинные дистанции, бег на коньках, лыжные гонки и др.), и, в видах спорта, характеризующих­ся высокой точностью движений при заданной им про­грамме (спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.).

При написании разделов были использованы материалы трудов Ю.В. Верхошанского, В.М. Зациорского и М.А. Годика, доктора педагогических наук, заслуженного мастера спорта В.В. Кузнецова, профессора Ю.Ф. Курамшина, С. МакРоберта, профессора В.Н. Платонова, доктора педагогических наук, профессора В.П. Филина, доктора биологических наук профессора Н.А. Фомина, Ю. Хартмана и Х. Тюннемана и некоторых других ведущих ученых.

Источник: nsportal.ru