Упражнение «На улице весной»

Возраст. ранний.

Цель. сформировать у детей умение поддерживать беседу со взрослым на знакомую тему, используя полученные ранее знания.

  • учить отвечать на вопросы, сформулированные с помощью разных вопросительных слов («кого», «какая», «когда», «как», «где»);
  • учить детей использовать полученную ранее информацию в беседе (о перелетных домашних птицах);
  • закрепить умение детей произносить трехсложные слова («воробей», «голуби»), чтобы отчетливо артикулировались все гласные звуки по порядку;
  • тренировать навык воспроизведения на слух нужного количества стуков (ударов по столу).

Оборудование. кормушка для птиц с кормом (висит на улице), сюжетная картинка «Птицы прилетели», стол, стульчики.

Место проведения. игровая комната.

Ход занятия

На одном из деревьев на улице крепится кормушка для птиц. Она должна быть хорошо видна из окна помещения, в котором проводится занятие. Предварительно перед началом занятия в кормушку насыпается корм. Желательно, чтобы этот корм принесли с собой дети из дома, а потом любой взрослый отнес его в кормушку.

Пригласите детей подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице. Речевая инструкция: «Давайте все вместе подойдем к окошку и посмотрим на улицу». Пока дети внимательно смотрят в окно, задайте им следующие вопросы:

  1. «Кого вы видите на улице?»
  2. «Посмотрите, куда птички прилетели покушать».
  3. «Где птички сидят?»
  4. «Как птички поют: громко или тихо?»
  5. «Какая птичка поет „гули-гули»?"
  6. «Чик-чирик, чик-чирик! Чей это голосок?»
  7. «А зимой птички поют?»
  8. «На улице тепло или холодно?»
  9. «А когда холодно, птички на улице поют или нет?»
  10. «Посмотрите на большую птичку. Ее зовут. (голубь). Голубь – это домашняя птица?»
  11. «Посмотрите на маленькую птичку. Ее зовут. (воробей). Воробей – это домашняя птица?» (Если кто-то из детей ошибется и согласится с утверждением, что голубь (воробей) – домашняя птица, надо обратиться к этому ребенку с вопросом: «Ваня, у тебя дома живет голубь? Он живет в твоей комнате?» Как правило, дети быстро понимают, что допустили ошибку.)

Затем пригласите детей к столу и покажите им картинку «Птицы прилетели». Показ картинки комментируется таким образом: «А на этой картинке мы видим других птиц. Это. (утки, грачи, скворцы). Весной они вернулись к нам. Эти птицы зимовали далеко-далеко, там, где всегда тепло и все время светит солнце. А теперь они прилетели сюда, чтобы вывести здесь своих птенцов. Птенчикам нужен домик, а у этих птичек пока нет своего домика. Мальчик хочет помочь птичкам. Он построил для них домик (скворечник). Но птицы умеют и сами строить себе домики. Птичий домик называется гнездышко. Мальчик сделал домик для птенчиков из досок, он молотком забивал гвозди. А птички делают гнездышко из веточек. Посмотрите, вот летит птичка и несет в клювике веточку. Так птичка строит домик для своих птенчиков».

После завершения своего рассказа спросите у детей:

  • «Каких птичек мы называем перелетными?»
  • «Где живут перелетные птички зимой: здесь или там, где тепло?»
  • «Когда перелетные птички возвращаются к нам?»
  • «Где эти птички выводят своих птенчиков: здесь или в другом месте, далеко-далеко от дома?»

Эти вопросы достаточно сложны для детей, поэтому они сразу могут не ответить на них и растеряться. Лучше, если каждый вопрос будет адресован определенному ребенку, а другие дети могут повторить правильный ответ по цепочке. («Ваня, повтори, что Петя мне сказал. Света, ты тоже повтори Петин ответ».)

«А теперь я вам напомню о птичке, которая сама строит себе домик прямо в дереве. Она клювом выдалбливает ствол у любого, даже очень большого, дерева и так строит свой домик. Эта птица стучит: тук-тук-тук. Давайте постучим вместе с ней. Ваня, послушай, как птичка стучит: тук-тук. Постучи так же. (Взрослый стучит под столом, чтобы детям не было видно, сколько раз он коснулся стола. Детям можно предлагать воспроизвести серию не более чем из трех ударов, причем задание дается индивидуально каждому ребенку в зависимости от его возможностей.) А кто помнит, как эту птичку зовут? (Задаете этот вопрос и одновременно показываете картинку, на которой нарисован дятел.) Света, как зовут эту птичку? Ваня, повтори Светин ответ».

В заключение подводится итог занятия: вспомните с детьми, каких птичек можно встретить на улице весной:

  • голуби, воробьи – они зимовали, дети оставляли им корм в кормушке;
  • грачи, утки, скворцы – это перелетные птицы, они вернулись издалека, дети делают деревянные домики для их птенцов;
  • дятел – эта птица сама умеет строить себе домик без молотка и гвоздей, только с помощью.
комментарий

Источник: www.trepsy.net